Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N 3-84/2014

Требование: О признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что кадастровая стоимость является налоговой базой для исчисления налога на землю, в связи с чем превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N 3-84/2014


Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Иском Е.П., при секретаре К., с участием представителя истца Ч., представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Востокпромпереработка" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

ООО "Востокпромпереработка" обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по <адрес> с кадастровым номером N, площадью 23719 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>, с кадастровым номером N, площадью 9740 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>, с кадастровым номером N, площадью 2796 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>, с кадастровым номером N, площадью 20266 кв. м, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований указал, что данные земельные участки принадлежат ООО "Востокпромпереработка" на основании договора купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ. На кадастровый учет земельные участки были поставлены 13.12.2010 г. Кадастровая стоимость земельных участков установлена на 01.01.2007 года на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр и составляет <данные изъяты>. на земельный участок с кадастровым номером N, <данные изъяты>. на земельный участок в кадастровым номером N, <данные изъяты> на земельный участок с кадастровым номером N, <данные изъяты> на земельный участок с кадастровым номером N. Отчетом "Об оценке объекта оценки: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по <адрес> N от 20.07.2014 г., выполненного ЗАО "Независимая экспертиза и оценка", и подтвержденного заключением N от 16.10.2014 г. Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", рыночная стоимость земельного участка определена в сумме <данные изъяты>. Отчетом "Об оценке объекта оценки: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по <адрес> N от 20.07.2014 г., выполненного ЗАО "Независимая экспертиза и оценка", и подтвержденного заключением N от 16.10.2014 г. Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", рыночная стоимость земельного участка определена в сумме <данные изъяты>. Отчетом "Об оценке объекта оценки: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по <адрес> N от 20.07.2014 г., выполненного ЗАО "Независимая экспертиза и оценка", и подтвержденного заключением N от 16.10.2014 г. Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", рыночная стоимость земельного участка определена в сумме <данные изъяты>. Отчетом "Об оценке объекта оценки: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по <адрес>" N от 20.07.2014 г., выполненного ЗАО "Независимая экспертиза и оценка", и подтвержденного заключением N от 16.10.2014 г. Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", рыночная стоимость земельного участка определена в сумме <данные изъяты>. В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Кадастровая стоимость является налоговой базой для исчисления налога на землю в связи с чем, превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца.
В судебном заседании представитель ООО "Востокпромпереработка" Ч. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению, по тем основаниям, что замедление исполнения решения может привести к невозможности его исполнения, в связи с тем, что решение вступит в силу в 2015 г.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю не явился. О дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об отложении дела не просил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В отзыве на исковое заявление указали, что не согласны с привлечением Управления Росреестра по Хабаровскому краю к участию в деле в качестве ответчика. Полагают, что Управление является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не осуществляет функции по ведению государственного кадастра недвижимости, в том числе внесению в него изменений о кадастровой стоимости земельных участков. Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету недвижимого имущества на территории Хабаровского края с 01.07.2010 г. наделен филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Хабаровскому краю. Установление рыночной стоимости земельного участка является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. По размеру определенной оценщиком рыночной стоимости земельного участка возражений не имеют.
Представитель ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У. заявленные требования не признал по тем основаниям, что Кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу. Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет 13.12.2010 г. Кадастровая стоимость каждого земельного участка рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр путем умножения площади земельного участка и удельного показателя кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.01.2007 г. Вступившее в законную силу решение суда об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости будет основанием для внесения в ГКН соответствующих изменений. По размеру определенной оценщиком рыночной стоимости земельного участка возражений не имеет.
Представитель третьего лица Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, в судебное заседание не явился. О дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об отложении дела не просил. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании Договора купли-продажи N от 28.05.2010 г., ООО "Востокпромпереработка" на праве собственности принадлежит земельный участок, занимаемый железнодорожными путями, расположенный по <адрес>, с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровой стоимостью <данные изъяты>.; земельный участок, с целью эксплуатации объекта промышленно-насосной установки <адрес>, с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровой стоимостью <данные изъяты>; земельный участок, с целью эксплуатации объекта промышленности - тепловозо-вагонного депо <адрес>, с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровой стоимостью <данные изъяты>.; земельный участок, с целью эксплуатации объекта материально-технического снабжения - открытого склада <адрес>, с кадастровым номером N категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровой стоимостью <данные изъяты>.
На кадастровый учет земельные участки поставлены 13.12.2010 г.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2008 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Федеральный закон N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 г. N 273-пр "Об утверждении результатов государственной оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Хабаровского края; средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Хабаровского края; кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Хабаровского края.
Кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков установлена путем умножения площади земельного участка (23719 кв. м, 9740 кв. м, 2796 кв. м, 20266 кв. м) и среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель г. Комсомольска-на-Амуре (<данные изъяты>.) и составляет <данные изъяты> соответственно.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Истец, заявив требования по настоящему делу, по существу, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса РФ, является нарушение прав истца, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
Статьей 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (далее Закон об оценочной деятельности) установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Закона "Об оценочной деятельности" основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из указанной нормы следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости образует иное основание пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, нежели недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при ее определении.
Установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Для целей Закона об оценочной деятельности под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ст. 3).
Таким образом, отличие кадастровой стоимости объекта недвижимости от его рыночной стоимости заключается в процедуре (процесс государственной кадастровой оценки) и методе (массовый метод оценки).
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу указанной нормы одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона "Об оценочной деятельности" и правилам федеральных стандартов оценки.
Согласно представленным в материалы дела Отчетам N об оценке, выполненным ЗАО "Независимая экспертиза и оценка", рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007 г. составляет <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером N, <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером N, <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером N, <данные изъяты> земельного участка с кадастровым номером N.
Из Отчетов следует, что итоговое суждение о величине стоимости объекта оценки основано на результатах сравнительного и доходного подходов. В рамках сравнительного подхода применен метод сравнения продаж. Информация об объектах сравнения представлена в отчетах в полном объеме. В расчете использованы шесть объектов-аналогов, приведены обоснования проведенных корректировок со ссылками на источники информации.
Отчеты соответствуют требованиям Закона "Об оценочной деятельности", федеральным стандартам оценки. На данные Отчеты представлены положительные экспертные заключения N. экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", из которых следует, что выводы, сделанные Оценщиком о величине рыночной стоимости оценки, являются обоснованными. Экспертиза составлена в соответствии с примерной формой заключения по экспертизе отчета об оценке на подтверждение стоимости, принятой Советом Российского общества оценщиков 07.07.2014 г.
Оценив совокупность вышеизложенных доказательств, суд приходит к выводу о несоответствии содержащихся в Государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков их рыночной стоимости, определенной на 01.01.2007 г.
Из изложенного следует, что подлежит удовлетворению требование истца о признании кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 г. в размере <данные изъяты> (N), в размере <данные изъяты> (N), в размере <данные изъяты> (N), в размере <данные изъяты> (N).
В соответствии с положениями ст. 24.20 Закона "Об оценочной деятельности" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 221-ФЗ, п. 1 распоряжения Правительства РФ от 31.03.2009 г. N 409-р, Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N п/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, наделено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое и является надлежащим ответчиком по данному делу. Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости ООО "Востокпромпереработка" было подано в ноябре 2014 года, установленная судом кадастровая стоимость в размере его рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения), с 1 января 2014 года.
Суд обращает внимание, что на момент рассмотрения настоящего спора постановлением Правительства Хабаровского края от 02 июля 2014 г. N 205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" утверждены новые средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, которые применяются с 01.01.2015 года. В рамках настоящего дела предметом рассмотрения новая кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка не являлась.
Представителем истца заявлено ходатайство об обращении решения суда об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной к немедленному исполнению. Данное ходатайство не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Вместе с тем представителем истца не приведены основания, по которым замедление исполнения решения суда может привести к значительному ущербу для истца. Доказательств таких особых обстоятельств суду не представлено. Оснований для обращения решения к немедленному исполнению у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по <адрес> с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты>
Данное решение является основанием для внесения изменений в государственной кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 5.12.2014 г.

Судья
Хабаровского краевого суда
Е.П.ИСКОМ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)