Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Алексеев А.А., по доверенности от 14.04.2014, Барков Н.В., по доверенности <...>,
от заинтересованного лица - Озерова А.А., по доверенности <...>,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Балашиха на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2014 года по делу N А41-21313/14, принятое судьей Уваровым А.О.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корбис-К" (ИНН 7736219355, ОГРН 1027700048573)
к администрации городского округа Балашиха
о признании незаконными бездействий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Корбис-К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Балашиха (далее - администрация), в котором просит:
- - признать незаконным бездействия администрации о выдаче разрешения на строительство от 24.03.2014, 25.03.2014 и возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на строительство торгового центра в центральной части г. Балашиха Московской области (20 км автодороги "Волга" на земельном участке по адресу: Московская область, 20-й км автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), кадастровый номер земельного участка 50:15:010601:0008;
- - признать незаконным бездействия администрации по рассмотрению заявления общества о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, обязать утвердить акт о выборе земельного участка и предоставить земельный участок для строительства.
Определением суда от 10.07.2014 в отдельное производство выделено требование общества о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха по рассмотрению заявления ООО "КОРБИС-К" о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, обязании утвердить акт о выборе земельного участка и предоставить земельный участок для строительства, и присвоено выделенному требованию отдельный номер арбитражного дела.
В рамках настоящего дела N А41-21313/14 рассматривается требование общества о признании незаконным бездействия администрации о выдаче разрешения на строительство от 24.03.2014, 25.03.2014 и возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на строительство торгового центра в центральной части г. Балашиха Московской области (20 км автодороги "Волга" на земельном участке по адресу: Московская область, 20-й км автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), кадастровый номер земельного участка 50:15:010601:0008.
Решением от 25 июля 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация городского округа Балашиха обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель заинтересованного лица ссылался на отсутствие его бездействия, поскольку администрацией по результатам неоднократного рассмотрения обращений общества были выданы отказы в выдаче разрешения на строительство от 10.04.2014, 24.03.2014.
Представитель общества возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) 14.08.2004 подписан договор аренды земельного участка N 1135, в рамках которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:15:010601:0008, площадью 0,4700 га из земель поселений (вид угодий - древесно-кустарниковая растительность), расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, 20-й км. автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), для размещения торгового центра.
ООО "Корбис-К" 17.03.2014 подало заявление в администрацию городского округа Балашиха о выдаче разрешения на строительство. 24.03.2014 и 25.03.2013 общество подало в администрацию недостающие документы к указанному заявлению.
В установленный частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ срок администрация не выдала разрешения на строительство, также не выдала мотивированного отказа в выдаче разрешения на строительство.
Считая указанное бездействие администрации нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Корбис-К" обратилось в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации городского округа Балашиха в невыдаче разрешения на строительство в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно пунктам 2, 3 части 6 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:
- - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
- - органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела, ООО "Корбис-К" 17.03.2014 обратилось в администрацию городского округа Балашиха с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгового центра в центральной части г. Балашиха Московской области (20 км автодороги "Волга") на земельном участке по адресу: Московская область, 20-й км автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), кадастровый номер земельного участка 50:15:010601:0008, с приложением всех документов, предусмотренных градостроительным законодательством.
В установленный срок администрация не рассмотрела заявление общества о выдаче разрешения и не приняла решение, предусмотренное частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса (о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения).
При этом администрацией городского округа Балашиха не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 07.05.2013 N 648/13-ПА утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:010601:0008, расположенный по адресу: Московская область, 20-й км автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), в соответствии с которым указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для размещения торгового центра".
В соответствии с положительным заключением государственной экспертизы государственного автономного учреждения Московской области "Московская областная государственная экспертиза" от 04.10.2013 N 50-1-4-1343-13 проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Торговый центр, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, 20 км автодороги "Волга" (правая сторона)" соответствует требованиям действующих технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Довод жалобы о выдаче администрацией по результатам неоднократного рассмотрения обращений общества отказов в выдаче разрешения на строительство от 10.04.2014, 24.03.2014, апелляционным судом не принимается как не подтвержденный материалами дела.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каких-либо доказательств законности не рассмотрения обращения общества заинтересованным лицом не представлено, так же как и не представлено доказательств в подтверждение довода администрации о несоответствии требованиям закона документации общества, представленной для получения разрешения на строительство.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного довод администрации об отсутствии у суда первой инстанции оснований для возложения на нее обязанности по выдаче обществу разрешения на строительство, апелляционным судом отклоняется. Ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в апелляционной жалобе, ни в заседании апелляционного суда заинтересованным лицом не представлено пояснений и подтверждающих доказательств о том, каким именно нормативным правовым актам и в чем конкретно не соответствует представленная обществом документация, в чем проект строительства не соответствует ГПЗУ, выданному обществу администрацией и пр.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности бездействия администрации, выразившегося в нерассмотрении в десятидневный срок заявления ООО "Корбис-К" о выдаче разрешения на строительство, а также в необходимости восстановления нарушенных прав общества путем обязания администрации выдать разрешение на строительство, не находит оснований для удовлетворения жалобы администрации городского округа Балашиха, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.07.2014 по делу N А41-21313/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 N 10АП-11053/2014 ПО ДЕЛУ N А41-21313/14
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А41-21313/14
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Алексеев А.А., по доверенности от 14.04.2014, Барков Н.В., по доверенности <...>,
от заинтересованного лица - Озерова А.А., по доверенности <...>,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Балашиха на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2014 года по делу N А41-21313/14, принятое судьей Уваровым А.О.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корбис-К" (ИНН 7736219355, ОГРН 1027700048573)
к администрации городского округа Балашиха
о признании незаконными бездействий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Корбис-К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Балашиха (далее - администрация), в котором просит:
- - признать незаконным бездействия администрации о выдаче разрешения на строительство от 24.03.2014, 25.03.2014 и возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на строительство торгового центра в центральной части г. Балашиха Московской области (20 км автодороги "Волга" на земельном участке по адресу: Московская область, 20-й км автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), кадастровый номер земельного участка 50:15:010601:0008;
- - признать незаконным бездействия администрации по рассмотрению заявления общества о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, обязать утвердить акт о выборе земельного участка и предоставить земельный участок для строительства.
Определением суда от 10.07.2014 в отдельное производство выделено требование общества о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха по рассмотрению заявления ООО "КОРБИС-К" о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка, обязании утвердить акт о выборе земельного участка и предоставить земельный участок для строительства, и присвоено выделенному требованию отдельный номер арбитражного дела.
В рамках настоящего дела N А41-21313/14 рассматривается требование общества о признании незаконным бездействия администрации о выдаче разрешения на строительство от 24.03.2014, 25.03.2014 и возложении на администрацию обязанности выдать разрешение на строительство торгового центра в центральной части г. Балашиха Московской области (20 км автодороги "Волга" на земельном участке по адресу: Московская область, 20-й км автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), кадастровый номер земельного участка 50:15:010601:0008.
Решением от 25 июля 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация городского округа Балашиха обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель заинтересованного лица ссылался на отсутствие его бездействия, поскольку администрацией по результатам неоднократного рассмотрения обращений общества были выданы отказы в выдаче разрешения на строительство от 10.04.2014, 24.03.2014.
Представитель общества возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) 14.08.2004 подписан договор аренды земельного участка N 1135, в рамках которого арендодатель предоставил арендатору в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером 50:15:010601:0008, площадью 0,4700 га из земель поселений (вид угодий - древесно-кустарниковая растительность), расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, 20-й км. автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), для размещения торгового центра.
ООО "Корбис-К" 17.03.2014 подало заявление в администрацию городского округа Балашиха о выдаче разрешения на строительство. 24.03.2014 и 25.03.2013 общество подало в администрацию недостающие документы к указанному заявлению.
В установленный частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ срок администрация не выдала разрешения на строительство, также не выдала мотивированного отказа в выдаче разрешения на строительство.
Считая указанное бездействие администрации нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Корбис-К" обратилось в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о незаконности бездействия администрации городского округа Балашиха в невыдаче разрешения на строительство в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Согласно пунктам 2, 3 части 6 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:
- - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);
- - органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела, ООО "Корбис-К" 17.03.2014 обратилось в администрацию городского округа Балашиха с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгового центра в центральной части г. Балашиха Московской области (20 км автодороги "Волга") на земельном участке по адресу: Московская область, 20-й км автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), кадастровый номер земельного участка 50:15:010601:0008, с приложением всех документов, предусмотренных градостроительным законодательством.
В установленный срок администрация не рассмотрела заявление общества о выдаче разрешения и не приняла решение, предусмотренное частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса (о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче разрешения).
При этом администрацией городского округа Балашиха не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 07.05.2013 N 648/13-ПА утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:15:010601:0008, расположенный по адресу: Московская область, 20-й км автомагистрали М-7 "Волга" (правая сторона), в соответствии с которым указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для размещения торгового центра".
В соответствии с положительным заключением государственной экспертизы государственного автономного учреждения Московской области "Московская областная государственная экспертиза" от 04.10.2013 N 50-1-4-1343-13 проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Торговый центр, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, 20 км автодороги "Волга" (правая сторона)" соответствует требованиям действующих технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Довод жалобы о выдаче администрацией по результатам неоднократного рассмотрения обращений общества отказов в выдаче разрешения на строительство от 10.04.2014, 24.03.2014, апелляционным судом не принимается как не подтвержденный материалами дела.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каких-либо доказательств законности не рассмотрения обращения общества заинтересованным лицом не представлено, так же как и не представлено доказательств в подтверждение довода администрации о несоответствии требованиям закона документации общества, представленной для получения разрешения на строительство.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного довод администрации об отсутствии у суда первой инстанции оснований для возложения на нее обязанности по выдаче обществу разрешения на строительство, апелляционным судом отклоняется. Ни в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, ни в апелляционной жалобе, ни в заседании апелляционного суда заинтересованным лицом не представлено пояснений и подтверждающих доказательств о том, каким именно нормативным правовым актам и в чем конкретно не соответствует представленная обществом документация, в чем проект строительства не соответствует ГПЗУ, выданному обществу администрацией и пр.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности бездействия администрации, выразившегося в нерассмотрении в десятидневный срок заявления ООО "Корбис-К" о выдаче разрешения на строительство, а также в необходимости восстановления нарушенных прав общества путем обязания администрации выдать разрешение на строительство, не находит оснований для удовлетворения жалобы администрации городского округа Балашиха, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.07.2014 по делу N А41-21313/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)