Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2015 N Ф06-19443/2013, Ф06-20529/2013 ПО ДЕЛУ N А65-262/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. N Ф06-19443/2013

Дело N А65-262/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Сорокина О.В., протокол заседания правления ТСЖ "Заслонова-1" от 29.10.2013, Хасановой Л.И., доверенность от 31.10.2013 б/н,
третьего лица (Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани") - Кошлевой И.Н., доверенность от 11.07.2014 N 13407,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица (открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой") - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", открытого акционерного общества "Спецкаучукремстрой", г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А65-262/2014
по заявлению товарищества собственников жилья "Заслонова-1", г. Казань, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, третьи лица - Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", открытое акционерное общество "Спецкаучукремстрой", г. Казань, о признании недействительными постановлений от 04.04.2012 N 2077 и от 15.10.2012 N 7641, акта выбора земельного участка (приложение N 1 к постановлению N 2077), схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка (приложение N 2 к постановлению N 2077) и государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер 16:50:011207:114,

установил:

товарищество собственников жилья "Заслонова-1" (далее - ТСЖ "Заслонова-1", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании недействительными: постановления от 04.04.2012 N 2077 и постановления от 15.10.2012 N 7641, акта выбора земельного участка (приложение N 1 к постановлению N 2077), схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка (приложение N 2 к постановлению N 2077) и государственного кадастрового учета земельного участка кадастровый номер 16:50:011207:114 (том 1 л.д. 5 - 17).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.05.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 решение суда первой инстанции от 14.05.2014 изменено. Суд признал недействительным постановление руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 2077 от 04.04.2012 как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции обязал Исполнительный комитет муниципального образования города Казани устранить нарушение прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Заслонова-1".
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "Спецкаучукремстрой", МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят названный судебный акт отменить, мотивируя тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" доводы кассационной жалобы поддержал, представители ТСЖ "Заслонова-1", считая доводы жалобы несостоятельными, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ПФ Стройсервис" построен в декабре 2005 года и введен в эксплуатацию 9-ти этажный 53-квартирный жилой дом N 3 по ул. Заслонова, что подтверждено разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2011 (том 1 л.д. 31 - 33).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.10.2008 по делу N А65-30385/2007 удовлетворен иск ООО "ПФ Стройсервис" к Исполкому МО г. Казани и МУ Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома МО г. Казани о признании за ООО "ПФ Стройсервис" право на аренду земельного участка площадью 0,245 га, расположенного под жилым домом N 3 по ул. Заслонова г. Казани.
Постановлением Исполкома МО г. Казани от 15.04.2010 N 3717 земельный участок площадью 2450 кв. м, расположенный под жилым домом N 3 по ул. Заслонова, был предоставлен ООО "ПФ Стройсервис" в аренду.
По заказу ООО "ПФ Стройсервис" было произведено межевание земельного участка под жилым домом по ул. Заслонова, д. 3, составлен межевой план 19.07.2010, согласно которому площадь земельного участка составляет 2450 кв. м.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2009 по делу N А65-10699/2008 было признано недействительным постановление Исполкома г. Казани от 16.01.2008 N 56 о предварительном согласовании места размещения офисно-гостиничного комплекса по ул. Амирхана Еники на земельном участке площадью 6725 кв. м, уменьшенном постановлением от 19.05.2008 N 229 до 5831 кв. м (том 1 л.д. 34 - 37).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2009 по делу N А65-15345/2009 признано недействительным постановление руководителя Исполкома МО г. Казани от 23.04.2009 N 2869, которым была утверждена схема расположения земельного участка по ул. Заслонова, площадью 1760 кв. м (том 1 л.д. 43 - 51).
Судом установлено, что в 2003 году генеральным проектировщиком ТРОО "ИВА" был подготовлен рабочий проект N 185/03-ООС 9-ти этажного 53-квартирного жилого дома по ул. Заслонова, 3, с площадью земельного участка 0,245 га.
Данный рабочий проект согласован 30.11.2004, что следует из заключения Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Казани. При этом площадь земельного участка составляет 0,245 га, общая площадь застройки - 497,84 кв. м.
05 ноября 2005 года Инспекцией ГАСН МСА и ЖКХ РТ выдано разрешение на строительство указанного дома, прошедшее государственную экспертизу, строительство жилого дома завершено, о чем свидетельствует акт государственной приемочной комиссии законченного строительством объекта от 30.12.2005.
Указанные выше обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.04.2009 по делу N А65-10699/2008.
Кроме того, решением суда от 24.10.2008 по делу N А65-30385/2007 по заявлению ООО "ПФ "Стройсервис" к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани и Муниципальному учреждению Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани признано право общества на аренду земельного участка размером 0,245 га, исходя из утвержденного рабочего проекта N 185/03-ООС строительства 9-ти этажного 53-квартирного жилого дома под N 3 по ул. Заслонова, г. Казани на земельном участке общей площадью 0,245 га, выданного разрешения Инспекцией ГАСН МСА и ЖКХ РТ от 05.11.2005 на строительство жилого дома.
Суды пришли к выводу о том, что изменение размера земельного участка в сторону уменьшения его площади противоречит ранее утвержденному рабочему проекту строительства, прошедшему государственную экспертизу, выданному разрешению на строительство, где земельный участок выделен общей площадью 0,245 га, предусматривающему места для объекта строительства, подъездные пути, места озеленения, контейнерные площадки и места для иного благоустройства территории (детские площадки, парковки автомашин и т.п.).
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 04.04.2012 принято постановление N 2077 "О предварительном согласовании ООО "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта по ул. Амирхана Еники", которым утвержден акт выбора (приложение N 1) и схема расположения на кадастровом плане территории (приложение N 2) земельного участка, образуемого из земельного участка кадастровый номер 16:50:011207:114, площадью 2490 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Амирхана Еники (категория земель - земли населенных пунктов) (п. 1.1); установленный разрешенный вид использования указанного земельного участка - административный офисный центр (п. 1.2); принято предложение ОАО "Спецкаучукремстрой" о размещении офисного центра на земельном участке (том 1 л.д. 113 - 115).
В пункте 2.2 постановления от 04.04.2012 N 2077 ООО "Спецкаучукремстрой" рекомендовано обратиться в комиссию по землепользованию и застройке при руководителе Исполнительного комитета г. Казани для внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов Градостроительного устава г. Казани в соответствии с функциональным назначением объекта.
15.10.2012 Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани принято постановление N 7641 "О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 04.04.2012 N 2077", которым внесены следующие изменения в постановление от 04.04.2012 N 2077, а именно:
- - в преамбуле, подпункте 1.3 и акте выбора земельного участка слова "офисный центр", в подпункте 1.2 слова "административный офис - офисный центр" заменить словами "торговый комплекс" в соответствующих падежах (п. 1.1);
- - в подпункте 1.1 слова ", образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:011207:114," исключить (п. 1.2);
- - подпункт 2.2 исключить (п. 1.3).
Заявитель, не согласившись с указанными постановлениями и государственным кадастровым учетом земельного участка кадастровый номер 16:50:011207:114, обратился в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель указал на нарушение ответчиком действующих норм земельного и градостроительного законодательства, допущенных при принятии оспариваемых постановлений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемое постановление от 04.04.2012 N 2077 "О предварительном согласовании ООО "Спецкаучукремстрой" места размещения объекта по ул. Амирхана Еники" с приложениями N 1 и N 2, нарушает права и законные интересы заявителя. Суд указал, что поскольку постановление Исполнительного комитета г. Казани от 15.10.2012 N 7641 признано утратившим силу, отсутствуют основания для признания его недействительным.
Изменяя данное решение в части, апелляционный суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 АПК РФ).
В пункте 66 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Согласно пункту 67 названного Постановления, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу судебными актами по делам N А65-10699/2008, А65-30385/2007, А65-15345/2009 были установлены обстоятельства, которые не подлежали повторной оценке. В частности, на основании договора от 01.08.2001, заключенного между Управлением капитального строительства администрации г. Казани и ООО "ПФ Стройсервис", осуществлялось строительство жилых дом; на период строительства был предоставлен земельный участок площадью 0,551 га; ТСЖ "Заслонова-1" вправе представлять интересы представителей собственников помещений; предоставление земельного участка ОАО "Спецкаучукремстрой", который заходит за границы участка, предоставленного для строительства жилых домов, не допускается, при этом также установлено, что право аренды земельного участка, предоставляемого ООО "ПФ Стройсервис" под строительство жилого дома, определено в размере 0,245 га (площадь застройки 497,84 кв. м).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 30 названного Кодекса установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, согласно пункту 1 данной статьи: предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как видно из оспариваемого постановления от 04.04.2012 N 2077 Исполкома г. Казани и приложений 1, 2 к этому постановлению, ответчиком утверждены акт выбора земельного участка ОАО "Спецкаучукремстрой" для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (приложение N 1), схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение N 2), образуемого из земельного участка, кадастровый номер 16:50:011207:114.
Согласно пункту 3 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, по смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, предусматривающего обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Право на заключение договора аренды земельного участка в такой ситуации подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Как установлено судом апелляционной инстанции, ответчиком не осуществлялось публичное информирование населения в средствах массовой информации о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган по заявлению обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объектов.
В силу статьи 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
Согласно статье 60 Градостроительного Устава г. Казани минимальные отступы для зоны Ж4 составляют: для боковых границ - 12 м, для задних границ - 20 м.
Однако, как установлено судом апелляционной инстанции по результатам оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств, фактически минимальный отступ от стен жилого дома N 3 по ул. Заслонова составляет: для боковых границ - 6 м, для задних - 14 м.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами права, апелляционный суд обоснованно счел, что постановление руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.04.2012 N 2077 не соответствует действующему на тот момент законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования в обжалуемой ответчиками части.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 28.08.2014 по делу N А65-17869/13.
Доводы об обратном, изложенные заявителями в кассационных жалобах, окружным судом рассмотрены и отклонены в полном объеме в силу изложенных обстоятельств, а также в связи с тем, что являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А65-262/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)