Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.12.2014 N Ф07-10346/2014 ПО ДЕЛУ N А56-9539/2014

Требование: О признании незаконным отказа Комитета по строительству в предоставлении обществу земельного участка для строительства многоэтажного гаража.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Комитет возвратил обществу документы на доработку.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N А56-9539/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПаркингСтройИнвест" Филина Г.Г. (доверенность от 18.06.2014), от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Краснобаева Е.И. (доверенность от 11.06.2014), от правительства Санкт-Петербурга Кабанцевой В.С. (доверенность от 09.01.2014), Алембаева И.А. (доверенность от 24.04.2014), рассмотрев 15.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПаркингСтройИнвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2014 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 (судьи Жиляева Е.В., Кашина Т.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-9539/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПаркингСтройИнвест", место нахождения: 195426, Санкт-Петербург, Хасанская ул., д. 1, 2, лит. А, ОГРН 1077847316733, ИНН 7838380106 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342, и правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), в предоставлении Обществу земельного участка площадью 6220 кв. м с кадастровым номером 78:11:6151:13, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Хасанская ул., участок 1 (западнее д. 5а лит. Ж по Хасанской ул.), для строительства многоэтажного гаража, а также об обязании Правительства в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Обществу указанного земельного участка путем издания соответствующего постановления.
Решением от 22.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное установление обстоятельств дела, просит отменить указанные судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, публичное информирование о возможном или предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка является обязанностью администрации соответствующего района Санкт-Петербурга, поэтому отклонение от процедуры информирования, обусловленное ненадлежащим исполнением администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга своих обязанностей, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка; возражений от населения относительно предоставления заявителю по результатам публичного информирования земельного участка не поступило. По мнению подателя жалобы, формальные различия в кадастровых номерах земельных участков не подтверждают их нетождественности, а вопрос об идентичности адреса, площади и конфигурации не был исследован судами; разрешение на условно разрешенный вид использования не входит в перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении испрашиваемого земельного участка при принятии решения о предоставлении объектов недвижимости для строительства.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство и Комитет по строительству просят оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Правительства и Комитета по строительству - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельного участка для строительства Правительство приняло постановление от 03.06.2008 N 641, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на земельном участке площадью 6770 кв. м с кадастровым номером 78:11:6151:10, расположенном по адресу: Красногвардейский район, Хасанская ул., участок 1 (напротив д. 5а лит. Ж по Хасанской ул.), в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного паркинга.
Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) распоряжением от 14.05.2009 N 129-пр утвердил проект границ земельного участка площадью 5150 кв. м по адресу: Красногвардейский район, Хасанская ул., участок 1 (западнее д. 5а, лит. Ж по Хасанской ул.), а распоряжением от 10.06.2009 N 178-пр - изменил площадь участка в границах проектирования на 6220 кв. м.
Постановлением Правительства от 22.12.2009 N 1471 Обществу разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 6220 кв. м с кадастровым номером 78:11:6151:12 по указанному выше адресу в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного паркинга.
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и на основании рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, изложенных в протоколе от 28.07.2010 N 44, КГА распоряжением от 16.08.2010 N 2615 предоставил Обществу разрешение на условно разрешенный вид использования - "для размещения многоэтажных и подземных гаражей" - для земельного участка площадью 6220 кв. м с кадастровым номером 78:11:6151:12.
КГА распоряжением от 29.11.2010 N 3749 утвердил акт о выборе земельного участка для строительства площадью 6220 кв. м по указанному выше адресу.
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке принятия решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства и реконструкции, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592 (далее - Положение 2004 года). В составе данной документации представлены заключения КГА от 08.02.2010 N 1-1-6490/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитете по энергетике) от 14.05.2010 N 266, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 31.08.2010 N 11-1062-1, распоряжения КГА от 10.06.2009 N 178-пр, от 16.08.2010 N 2615. Данный акт подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ), Комитетом по строительству.
После утверждения акта о выборе земельный участок площадью 6220 кв. м 16.05.2011 поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 78:11:6151:13.
Общество 27.11.2013 обратилось в Комитет по строительству, осуществляющий в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее- Положение 2010 года), подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорного участка для строительства многоэтажного паркинга и подготовке проекта соответствующего постановления Правительства. Вместе с заявлением Общество представило заключение КЗРиЗ от 29.10.2013 N 6545/7, заключения КУГИ от 18.10.2013 N 27330-32, КГИОП от 01.11.2012 N 2-12244-1, Комитета по энергетике от 10.04.2013 N 221, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2013, кадастровый паспорт от 16.05.2011, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на объект недвижимости от 25.10.2013, заключение ГУП "ГУИОН" от 22.11.2013.
Письмом от 29.11.2013 N 14-25273/13 Комитет по строительству возвратил документы Обществу на доработку, указав, что по результатам проведенной экспертизы выявлены следующие замечания: распоряжение КГА от 16.08.2010 N 2615 принято в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:11:6151:12, что свидетельствует об отсутствии решения на условно разрешенный вид использования в отношении участка с кадастровым номером 78:11:6151:13; в информационном сообщении, опубликованном 16.06.2009 в N 107 (4375) газеты "Невское время", указан участок площадью 5150 кв. м, в то время как площадь испрашиваемого участка составляет 6220 кв. м. В этом же письме Комитет по строительству указал, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует три года.
Общество, ссылаясь на то, что отказ в предоставлении участка, выраженный в письме Комитета по строительству о возврате документов на доработку, не соответствует пункту 8 статьи 31, пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, посчитав, что Общество не представило надлежащих документов, подтверждающих выдачу разрешения на условно разрешенный вид использования ("для строительства многоэтажного гаража") в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:11:6151:13. Земельный участок с кадастровым номером 78:11:6151:12, в отношении которого принято распоряжение КГА от 16.08.2010 N 2615, нетождествен земельному участку с кадастровым номером 78:11:6151:13 в связи с различием в кадастровых номерах и в сведениях об охранных зонах, а также формированием в разное время по различным основаниям. Суд согласился с позицией Комитета по строительству и Правительства о ненадлежащем информировании, а также указал, что истек срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, на спорном участке находится строение, собственник которого неизвестен.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции о том, что Комитет по строительству правомерно возвратил документы Обществу на доработку в связи с отсутствием разрешения на условно разрешенный вид использования спорного участка и нарушением процедуры информирование населения о предстоящем предоставлении участка. Также суд указал, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, а истечение срока действия акта о выборе земельного участка после обращения Общества с заявлением о предоставлении такого участка в аренду само по себе не является основанием для отказа в его предоставлении.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
В настоящее время порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением 2010 года.
Статьей 5 Закона N 282-43 предусмотрена возможность целевого, то есть без проведения торгов, предоставления земельных участков для строительства в соответствии с земельным и градостроительным законодательством с предварительным согласованием места размещения объекта.
В период оформления акта выбора спорного земельного участка правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства в Санкт-Петербурге регулировались Положением 2004 года.
Разделом 4 Положения 2004 года установлено, что в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, утверждаемым КГА. Проект акта о выборе земельного участка подписывается КГИОП, КЗРиЗ и Комитетом по строительству (пункт 4.1.6). При этом принятию решения об утверждении акта выбора предшествует разработка и утверждение КГА проекта границ земельного участка (пункт 4.1.3) и проведение общественных обсуждений в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 400-61).
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 400-61 в первоначально действующей информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства включает в себя варианты размещения объекта строительства; проекты границ земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора; характеристики объекта предполагаемого строительства, необходимые для обоснования примерного размера земельного участка; информацию о времени, месте и условиях доступа к материалам экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, срок и способ подачи предложений.
В информационном сообщении, опубликованном 16.06.2009 в N 107 (4375) газеты "Невское время" содержатся все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона N 400-61, в том числе о том, что проект границ участка утвержден распоряжением КГА от 10.06.2009 N 178-пр.
Таким образом, вывод судов о несоблюдении процедуры информирования в связи с указанием в сообщении меньшей площади предоставляемого участка связан с неправильным применением норм материального права, в том числе статьи 31 ЗК РФ и части 2 статьи 9 Закона N 400-61.
Согласно пункту 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
Распоряжением КГА от 16.08.2010 N 2615 в соответствии со статьей 39 ГрК РФ и на основании рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга Обществу предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования - "для размещения многоэтажных и подземных гаражей" - в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:11:6151:12, ранее предоставленного Обществу на основании постановления Правительства от 22.12.2009 N 1471.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что у Общества отсутствует разрешение на условно разрешенный вид использования участка, поскольку испрашиваемый земельный участок нетождествен земельному участку с кадастровым номером 78:11:6151:12 в связи с различием кадастровых номеров, охранных зон, а также оснований предоставления, отказали в удовлетворении заявления.
Однако судами не дана оценка акту выбора земельного участка, утвержденному распоряжением КГА от 29.11.2010 N 3749, в котором указано функциональное назначение объекта недвижимости - многоэтажный гараж, а в перечне инженерно-градостроительной документации - распоряжение КГА от 16.08.2010 N 2615.
Согласно письму КГА от 01.14.2012 N 1-4-75927/5, направленному в адрес Общества, санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" и администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, земельный участок 1, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Хасанская ул., (западнее д. 5а лит. Ж по Хасанской ул.), находится в территориальной зоне - ТПД1_2, условно разрешенный вид использования - для размещения многоэтажных и подземных гаражей; распоряжением КГА от 16.08.2010 N 2615 предоставлено разрешение на этот условно разрешенный вид использования.
Однако в аналогичном заключении КГА от 10.10.2013 N 1-4-53146/5 указано, что для упомянутого выше земельного участка разрешение на условно разрешенный вид использования не получено.
При этом заключения КГА от 01.14.2012 N 1-4-75927/5, от 10.10.2013 N 1-4-53146/5 не содержат информации о кадастровом номере земельного участка, однако оценку указанным документам суды не дали.
Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Отклоняя довод Общества о тождестве земельных участков с кадастровыми номерами 78:11:6151:12 и 78:11:6151:13, суды сослались на различие кадастровых номеров и оснований формирования, не проверив, отличается ли местоположение границ этих участков, конфигурация. Участки находятся по одному и тому же адресу. В представленных в материалы дела кадастровых паспортах сведения о координатах поворотных точек отсутствуют.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у Общества разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не соответствует имеющимся в деле доказательствам и является недостаточно обоснованным.
При таком положении принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и вынести решение в соответствии с законом, в зависимости от решения распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2014 по делу N А56-9539/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
Т.И.САПОТКИНА
И.В.СЕРГЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)