Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 14.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-512/2015

Требование: О признании действий по определению кадастровой стоимости земельного участка незаконными, возложении обязанности направить в налоговый орган сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Земельный налог
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка и сумма земельного налога не соответствуют нормам федерального законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2015 г. по делу N 33-512/2015


Судья: Согданова Е.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кутлановой Л.М. и Нусхаева С.Н.,
при секретаре Ц.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М.У. к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия о признании действий по определению кадастровой стоимости земельного участка незаконными, возложении обязанности направить в налоговый орган сведения о кадастровой стоимости земельного участка для определения налоговой базы, по апелляционной жалобе представителя М.У. - А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 мая 2015 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителей М.У. - А. и М.М., поддержавших доводы жалобы, возражения представителей филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия М.А. и Ц.А. против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

М.У. обратился в суд с иском к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия о признании действий по определению кадастровой стоимости земельного участка незаконными, возложении обязанности направить в налоговый орган сведения о кадастровой стоимости земельного участка для определения налоговой базы. В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>. Категория земель - земли промышленности, назначение - под автозаправочную станцию. По состоянию на 27 декабря 2006 г. цена выкупа указанного земельного участка составляла <...> руб. <...> коп., размер земельного налога составлял <...> руб. <...> коп. Согласно налоговым уведомлениям земельный налог за 9 месяцев 2008 г. составляет <...> руб. <...> коп. от налоговой базы (кадастровой стоимости) <...> руб.; за 2009 г. - <...> руб. <...> коп. от налоговой базы (кадастровой стоимости) <...> руб.; за 2010 г. - <...> руб. <...> коп. от налоговой базы (кадастровой стоимости) <...> руб.; за 2011 г. <...> руб. <...> коп. от налоговой базы (кадастровой стоимости) <...> руб.; за 2013 г. <...> руб. <...> коп. от налоговой базы (кадастровой стоимости) <...> руб. Между тем кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, установленная в размере <...> руб. и сумма земельного налога в размере <...> руб. <...> коп. не соответствуют нормам федерального законодательства. Указанная кадастровая стоимость земельного участка не могла быть применена при определении налоговой базы по земельного налогу, поскольку постановление Правительства Республики Калмыкия об изменении кадастровой стоимости земельного участка не было опубликовано. В связи с этим просил признать действия ФГБУ "ФКП Управления Росреестра" по определению кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка и направление указанных сведений в указанном размере вместо <...> руб. незаконными; обязать ответчика направить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка не позднее 5 дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка для определения налоговой базы по состоянию на 1 января 2010 г., 1 января 2011 г., 1 января 2012 г., 1 января 2013 г. в размере <...> руб.
Истец М.У. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании представители истца А. и М.М. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия Ш. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что кадастровая стоимость земельного участка в сумме <...> руб. внесена в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 г., поступившего в орган порядке информационного взаимодействия.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 мая 2015 г. в удовлетворении исковых требований М.У. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца А. просит решение суда первой инстанции отменить с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований. При этом указывает, что вывод суда о законности внесения в государственный кадастр сведений, если они предоставляются в порядке информационного взаимодействия другим государственным органом, необоснован. Актом об утверждении результатов кадастровой оценки является постановление Правительства Республики Калмыкия N 459 от 26 декабря 2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Республике Калмыкия". Правительство было обязано направить в адрес ответчика копию постановления в течение 5 рабочих дней со дня принятия в порядке информационного взаимодействия, что означает уведомление Правительством органа кадастрового учета о принятом нормативном акте и представление его содержания. Порядок применения данного акта в соответствии с действующим законодательством является обязанностью кадастровой палаты. Между тем факт получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в порядке информационного обмена не подтвержден соответствующими доказательствами.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Принимая решение по делу, суд, руководствуясь ст. ст. 15, 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618 (действовавшими на момент возникновения правоотношений), исходил из того, что сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных Правительством Республики Калмыкия. Процедура внесения этих сведений осуществлялась органом кадастрового учета с учетом требований, предусмотренных законом, и оснований для признания таких действий незаконными не имеется.
С таким выводом суда первой инстанции следует согласиться.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты государственной оценки земель в силу п. 10 Правил, утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона орган кадастрового учета обязан проводить кадастровый учет изменения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Такой учет изменения сведений осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618, на органы государственной власти, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной оценки объектов недвижимости, возложена обязанность представлять в орган кадастрового учета соответствующие результаты кадастровой оценки.
Как следует из материалов дела, М.У. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 1 марта 2005 г. утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере <...> руб.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26 декабря 2008 г. N 459 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Республике Калмыкия" кадастровая стоимость земельного участка составила <...> руб. <...> коп.
Данное постановление Правительства Республики Калмыкия поступило в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия в порядке информационного взаимодействия, в связи с чем сведения о кадастровой стоимости принадлежащего М.У. земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, процедура внесения этих сведений осуществлялась органом кадастрового учета с учетом требований, предусмотренных вышеназванными нормами действующего законодательства, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, поступивших из органа государственной власти в порядке информационного взаимодействия.
При таких данных, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований М.У. является законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что постановление Правительства Республики Калмыкия N 459 от 26 декабря 2008 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Республике Калмыкия" не было опубликовано и факт получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия в порядке информационного обмена не подтвержден соответствующими доказательствами, несостоятельны.
В силу прямого указания Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан был принять к исполнению утвержденный акт органа исполнительной власти субъекта - Постановление Правительства Республики Калмыкия N 459 от 26 декабря 2008 г. При этом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка не оспаривались заявителем в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 мая 2015 г. подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя А. - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия

определила:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА

Судьи
Л.М.КУТЛАНОВА
С.Н.НУСХАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)