Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (г. Москва, ОГРН 1027700272148, ИНН 7704218694) - представителя Гончаренко В.А. (доверенность от 01.05.2014), в отсутствие представителей ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице Калужского филиала (г. Калуга) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001188727, ИНН 4027059305), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 по делу N А23-806/2014 (судья Аникина Е.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (далее - заявитель, общество, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Калужского филиала (далее - ответчик, кадастровая палата) о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 11.11.2013 N 40/13-1-117691.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ определением от 19.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калужской области и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих возражений общество ссылалось на необоснованность применения удельного показателя кадастровой стоимости равного 5 133,32 руб. /кв. м, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) (далее - постановление Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257) для села Некрасово установлен иной удельный показатель кадастровой стоимости земель - 1 102, 49 руб. /кв. м. Указывает, что ответчиком взят наибольший удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, тогда как в постановлении Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 определены еще три деревни с наименованием Некрасово, с меньшими удельными показателями кадастровой стоимости земли: 2 061,25 руб. /кв. м, 2 149,57 руб. /кв. м и 1 033,31 руб. /кв. м.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений кадастровая палата ссылалась на то, что в постановлении Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 40:25:000216 отсутствует, в связи с чем для расчета кадастровой стоимости указанного земельного участка необходимо применять удельный показатель кадастровой стоимости равный 5 133,32 руб. /кв. м по ближайшему населенному пункту деревни Некрасово, расположенному в кадастровом квартале пригородной зоны г. Калуги. Указывает, что допущенная кадастровой палатой опечатка "с. Некрасово" вместо "д. Некрасово", устранена оспариваемым решением. Указывает, что другие деревни с наименованием "Некрасово" находятся в других районах Калужской области на значительном удавлении от спорного земельного участка, в связи с чем не могли быть использованы для расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Ответчик и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" является собственником здания многофункционального торгового комплекса площадью 12 042,7 кв. м, инв. N 33155, лит. стр. 1, расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, Тульское шоссе, д. 51, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 40 КЛ N 137641 от 28.12.2010, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.01.2009 сделана запись регистрации N 40-40-01/076/2008-351.
Здание многофункционального торгового комплекса расположено на земельном участке площадью 45 001 кв. м, с кадастровым номером 40:25:000216:312, имеющем следующие адресные ориентиры: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, г. Калуга, Тульское шоссе.
14.11.2013 Городской Управой города Калуги было вынесено постановление N 13126-пи о предоставлении заявителю земельного участка, занятого многофункциональным торговым комплексом в собственность за плату. Размер выкупной цены земельного участка был определен в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 17.05.2012 "Об установлении процентных долей кадастровой стоимости земельных участков, используемых для определения их цены" и составил 15 652 832 рубля 83 копейки.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области" об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 11.11.2013 N 40/13-1-117691 был изменен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с 29,91 руб. /кв. м до 5 133,32 руб. /кв. м (т. 1, л.д. 7).
На основании данного решения 21.11.2013 Городской Управой города Калуги было вынесено постановление N 13558-пи о внесении изменений в постановление N 13126-пи от 14.11.2013 в части стоимости земельного участка, которая была увеличена и составила 23 100 453 рубля 33 копейки.
Ссылаясь на то, что решением об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 11.11.2013 N 40/13-1-117691 нарушены права и законные интересы ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", поскольку устанавливается новая кадастровая стоимость земельного участка, увеличивающая арендные ставки за пользование земельным участком, истец обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение об исправлении технической ошибки обусловлено приведением сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, в связи с чем признал заявленное ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" требование не подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правовой позицией суда области, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), кадастровой стоимости, утвержденной органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации подпадает под понятие "технической ошибки", содержащейся в вышеназванной норме, и подлежит устранению в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости технической ошибкой признается (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.4 методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания) в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 17.11.2011 N 673 "О внесении изменений в методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222" установлено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется на дату вступления в силу настоящего приказа в случаях определенных пунктом 2.4 методических указаний и произошедших до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка". Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2011 N 673 вступил в силу с 13.03.2012.
Кадастровая оценка земель населенных пунктов, утвержденная действующим в настоящее время постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 проводилась по состоянию на 01.01.2007.
Земельный участок с кадастровым номером 40:25:000216:312 не прошел государственную кадастровую оценку, утвержденную постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, так как был поставлен на государственный кадастровый учет 04.07.2008, то есть после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов.
11.11.2013 кадастровой палатой была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 40:25:000216:312 в части определения кадастровой стоимости, а именно установлено, что кадастровая стоимость в размере 156 528 328 рублей 33 копеек была ошибочно рассчитана по постановлению Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 в связи с ошибочным применением удельного показателя для кадастрового квартала 40:26:00393.
При расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:25:000216:312 было выявлено, что в постановлении Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 40:25:000216 отсутствует, в связи с чем для расчета кадастровой стоимости указанного земельного участка необходимо применять удельный показатель кадастровой стоимости равный 5 133,32 руб. /кв. м по ближайшему населенному пункту д. Некрасово, расположенному в кадастровом квартале пригородной зоны г. Калуги.
В этой связи, на основании пункта 2 приказа Минэкономразвития России от 17.11.2011 N 673 для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:25:000216:312, исходя из категории земель "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования "под многофункциональный торговый комплекс "ООО МЕТРО Кэш энд Керри" (инв.N 33155, лит. стр. 1)", был применен удельный показатель кадастровой стоимости равный 5 133,32 руб. /кв. м 5-й группы видов разрешенного использования в составе земель населенных пунктов (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), установленный для д. Некрасово и указанный в приложении N 2 к постановлению Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, в результате чего кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 13.03.2012 составила 231 004 533 рубля 32 копейки.
Взаимосвязанные положения статей 7, 22, 28 Закона о государственном кадастре недвижимости и статьи 66 ЗК РФ предусматривают, что данные о кадастровой стоимости земельных участков в государственном кадастре устанавливаются в соответствии с данными об утверждении результатов кадастровой оценки.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
В пункте 18 данного порядка предусмотрено, что выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Учитывая, что в сведениях государственного кадастра недвижимости присутствовали иные сведения, чем в документе, определяющем кадастровую стоимость, исправление кадастровой палатой технической ошибки, оформленное решением об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 11.11.2013 N 40/13-1-117691, а, следовательно, приведение сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в соответствие с постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, является правомерным.
Ссылка заявителя на наличие в постановлении Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 еще нескольких населенных пунктов с наименованием Некрасово, является необоснованной, поскольку данные населенные пункты находятся в других районах Калужской области (в Дзержинском, Малоярославском и Ферзикоковском районах) на значительном удавлении от спорного земельного участка, в связи с чем не могут быть использованы для расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Удаленность населенных пунктов с наименованием Некрасово, расположенных в Дзержинском, Малоярославском и Ферзикоковском районах Калужской области от земельного участка заявителя, расположенного в ориентире: Калужская область, г. Калуга, Тульское шоссе, подтверждается картографическими материалами (сведениями) из государственного кадастра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 40:25:000216:312, кадастровых кварталов и кадастровых районов Калужской области (т. 1, л.д. 143-144, 146-147), что также являлось предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей (т. 2, л.д. 6) относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 по делу N А23-806/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N А23-806/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N А23-806/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Тучковой О.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Толпыгиной Н.Г., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (г. Москва, ОГРН 1027700272148, ИНН 7704218694) - представителя Гончаренко В.А. (доверенность от 01.05.2014), в отсутствие представителей ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице Калужского филиала (г. Калуга) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001188727, ИНН 4027059305), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" на решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 по делу N А23-806/2014 (судья Аникина Е.А.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МЕТРО Кэш энд Керри" (далее - заявитель, общество, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Калужского филиала (далее - ответчик, кадастровая палата) о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 11.11.2013 N 40/13-1-117691.
В соответствии со статьей 51 АПК РФ определением от 19.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калужской области и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих возражений общество ссылалось на необоснованность применения удельного показателя кадастровой стоимости равного 5 133,32 руб. /кв. м, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) (далее - постановление Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257) для села Некрасово установлен иной удельный показатель кадастровой стоимости земель - 1 102, 49 руб. /кв. м. Указывает, что ответчиком взят наибольший удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, тогда как в постановлении Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 определены еще три деревни с наименованием Некрасово, с меньшими удельными показателями кадастровой стоимости земли: 2 061,25 руб. /кв. м, 2 149,57 руб. /кв. м и 1 033,31 руб. /кв. м.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, считая принятое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своих возражений кадастровая палата ссылалась на то, что в постановлении Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 40:25:000216 отсутствует, в связи с чем для расчета кадастровой стоимости указанного земельного участка необходимо применять удельный показатель кадастровой стоимости равный 5 133,32 руб. /кв. м по ближайшему населенному пункту деревни Некрасово, расположенному в кадастровом квартале пригородной зоны г. Калуги. Указывает, что допущенная кадастровой палатой опечатка "с. Некрасово" вместо "д. Некрасово", устранена оспариваемым решением. Указывает, что другие деревни с наименованием "Некрасово" находятся в других районах Калужской области на значительном удавлении от спорного земельного участка, в связи с чем не могли быть использованы для расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Ответчик и третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" является собственником здания многофункционального торгового комплекса площадью 12 042,7 кв. м, инв. N 33155, лит. стр. 1, расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, Тульское шоссе, д. 51, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 40 КЛ N 137641 от 28.12.2010, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.01.2009 сделана запись регистрации N 40-40-01/076/2008-351.
Здание многофункционального торгового комплекса расположено на земельном участке площадью 45 001 кв. м, с кадастровым номером 40:25:000216:312, имеющем следующие адресные ориентиры: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Калужская область, г. Калуга, Тульское шоссе.
14.11.2013 Городской Управой города Калуги было вынесено постановление N 13126-пи о предоставлении заявителю земельного участка, занятого многофункциональным торговым комплексом в собственность за плату. Размер выкупной цены земельного участка был определен в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 17.05.2012 "Об установлении процентных долей кадастровой стоимости земельных участков, используемых для определения их цены" и составил 15 652 832 рубля 83 копейки.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области" об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 11.11.2013 N 40/13-1-117691 был изменен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с 29,91 руб. /кв. м до 5 133,32 руб. /кв. м (т. 1, л.д. 7).
На основании данного решения 21.11.2013 Городской Управой города Калуги было вынесено постановление N 13558-пи о внесении изменений в постановление N 13126-пи от 14.11.2013 в части стоимости земельного участка, которая была увеличена и составила 23 100 453 рубля 33 копейки.
Ссылаясь на то, что решением об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 11.11.2013 N 40/13-1-117691 нарушены права и законные интересы ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", поскольку устанавливается новая кадастровая стоимость земельного участка, увеличивающая арендные ставки за пользование земельным участком, истец обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение об исправлении технической ошибки обусловлено приведением сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, в связи с чем признал заявленное ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" требование не подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правовой позицией суда области, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), кадастровой стоимости, утвержденной органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации подпадает под понятие "технической ошибки", содержащейся в вышеназванной норме, и подлежит устранению в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости технической ошибкой признается (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.4 методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - методические указания) в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Пунктом 2 приказа Минэкономразвития России от 17.11.2011 N 673 "О внесении изменений в методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222" установлено, что кадастровая стоимость земельных участков определяется на дату вступления в силу настоящего приказа в случаях определенных пунктом 2.4 методических указаний и произошедших до вступления в силу приказа Минэкономразвития России от 02.11.2009 N 439 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка". Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2011 N 673 вступил в силу с 13.03.2012.
Кадастровая оценка земель населенных пунктов, утвержденная действующим в настоящее время постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 проводилась по состоянию на 01.01.2007.
Земельный участок с кадастровым номером 40:25:000216:312 не прошел государственную кадастровую оценку, утвержденную постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, так как был поставлен на государственный кадастровый учет 04.07.2008, то есть после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов.
11.11.2013 кадастровой палатой была выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 40:25:000216:312 в части определения кадастровой стоимости, а именно установлено, что кадастровая стоимость в размере 156 528 328 рублей 33 копеек была ошибочно рассчитана по постановлению Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 в связи с ошибочным применением удельного показателя для кадастрового квартала 40:26:00393.
При расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:25:000216:312 было выявлено, что в постановлении Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 40:25:000216 отсутствует, в связи с чем для расчета кадастровой стоимости указанного земельного участка необходимо применять удельный показатель кадастровой стоимости равный 5 133,32 руб. /кв. м по ближайшему населенному пункту д. Некрасово, расположенному в кадастровом квартале пригородной зоны г. Калуги.
В этой связи, на основании пункта 2 приказа Минэкономразвития России от 17.11.2011 N 673 для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:25:000216:312, исходя из категории земель "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования "под многофункциональный торговый комплекс "ООО МЕТРО Кэш энд Керри" (инв.N 33155, лит. стр. 1)", был применен удельный показатель кадастровой стоимости равный 5 133,32 руб. /кв. м 5-й группы видов разрешенного использования в составе земель населенных пунктов (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), установленный для д. Некрасово и указанный в приложении N 2 к постановлению Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, в результате чего кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 13.03.2012 составила 231 004 533 рубля 32 копейки.
Взаимосвязанные положения статей 7, 22, 28 Закона о государственном кадастре недвижимости и статьи 66 ЗК РФ предусматривают, что данные о кадастровой стоимости земельных участков в государственном кадастре устанавливаются в соответствии с данными об утверждении результатов кадастровой оценки.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
В пункте 18 данного порядка предусмотрено, что выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.
Учитывая, что в сведениях государственного кадастра недвижимости присутствовали иные сведения, чем в документе, определяющем кадастровую стоимость, исправление кадастровой палатой технической ошибки, оформленное решением об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 11.11.2013 N 40/13-1-117691, а, следовательно, приведение сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в соответствие с постановлением Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257, является правомерным.
Ссылка заявителя на наличие в постановлении Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 еще нескольких населенных пунктов с наименованием Некрасово, является необоснованной, поскольку данные населенные пункты находятся в других районах Калужской области (в Дзержинском, Малоярославском и Ферзикоковском районах) на значительном удавлении от спорного земельного участка, в связи с чем не могут быть использованы для расчета кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Удаленность населенных пунктов с наименованием Некрасово, расположенных в Дзержинском, Малоярославском и Ферзикоковском районах Калужской области от земельного участка заявителя, расположенного в ориентире: Калужская область, г. Калуга, Тульское шоссе, подтверждается картографическими материалами (сведениями) из государственного кадастра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 40:25:000216:312, кадастровых кварталов и кадастровых районов Калужской области (т. 1, л.д. 143-144, 146-147), что также являлось предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей (т. 2, л.д. 6) относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 16.07.2014 по делу N А23-806/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.В.РЫЖОВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)