Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 N 11АП-3915/2015 ПО ДЕЛУ N А49-12098/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. по делу N А49-12098/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кузнецова В.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от гаражно-строительного кооператива "Сельэлектро" - Сопин Н.А., доверенность от 27.10.2014 г.,
от Администрации Пензенского района Пензенской области - не явилась, извещена,
от третьих лиц:
от Администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области - не явилась, извещена,
от Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Термодом" - не явилось, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2015 года в зале N 6 апелляционные жалобы Администрации Пензенского района Пензенской области и Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Термодом"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 февраля 2015 года по делу N А49-12098/2014 (судья Стрелкова Е.А.),
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Сельэлектро" (ОГРН 1025801436980, ИНН 5837007071), г. Пенза,
к Администрации Пензенского района Пензенской области (ОГРН 1065805021677, ИНН 5818003160), Пензенская область, с. Кондоль,
третьи лица: Администрация Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области (ИНН 5829010867), Пензенская область, с. Засечное,
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Термодом" (ОГРН 1025801501274), Пензенская область, с. Засечное,
об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,

установил:

Гаражно-строительный кооператив "Сельэлектро" обратился в арбитражный суд Пензенской области с заявлением (с учетом уточнений - л.д. 58 т. 1) к Администрации Пензенского района Пензенской области о признании незаконным отказа администрации Пензенского района Пензенской области от 10.09.2014 года N 5025.
Решением суда 1 инстанции от 09 февраля 2015 года заявление удовлетворено, изложенный в письме от 10.09.2014 года N 5025 отказ администрации Пензенского района Пензенской области в предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Сельэлектро" земельного участка площадью 3383 кв. м с кадастровым номером 58:24:0381302:1830, расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, Микрорайон N 5, в аренду для строительства на основании постановления главы администрации Пензенского района Пензенской области от 08.04.2011 года N 516 "О предварительном согласовании места размещения объекта" признан незаконным.
Суд обязал администрацию Пензенского района Пензенской области принять решение о предоставлении гаражно-строительному кооперативу "Сельэлектро" земельного участка площадью 3383 кв. м с кадастровым номером 58:24:0381302:1830, расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, Микрорайон N 5, в аренду для строительства на основании постановления главы администрации Пензенского района Пензенской области от 08.04.2011 года N 516 "О предварительном согласовании места размещения объекта" и направить в адрес гаражно-строительного кооператива "Сельэлектро" проект договора аренды указанного земельного участка в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.
Кроме того, с администрации Пензенского района Пензенской области в пользу гаражно-строительного кооператива "Сельэлектро" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
В апелляционной жалобе администрация Пензенского района Пензенской области просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что генеральным планом Засечного сельсовета от 27.01.2014 г. N 489/119-5 земельный участок с кадастровым номером 58:24:0381302:1830 отнесен к категории "земли населенных пунктов". Спорный земельный участок отнесен к зоне 1.03, которая согласно Правилам землепользования и застройки территории Засечного сельсовета, является зоной индивидуальной жилой застройки, и не может быть предоставлен заявителю, так как размещение коллективных гаражей в данной зоне не предусмотрено. В связи с истечением предусмотренного п. 8 ст. 31 ЗК РФ срока предварительного согласования места размещения объекта (решение N 516 от 08.04.2011 г.) у администрации отсутствуют основания для принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка для строительства.
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Термодом" в апелляционной жалобе также просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ГСК "Сельэлектро".
При этом в апелляционной жалобе указывает на то, что градостроительный регламент территориальной зоны не предусматривает размещение гаражей боксового типа, предоставление спорного земельного участка для указанных целей не соответствует положениям Правил землепользования и застройки Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, предполагает проведение торгов по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. При этом необходимость проведения торгов в данной ситуации не зависит от того, являлся ли испрашиваемый земельный участок сформированным или лишь проходил процедуру формирования.
Гаражно-строительный кооператив "Сельэлектро" в отзыве на апелляционные жалобы администрации и ООО ПКФ "Термодом" просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Администрация Пензенского района Пензенской области, администрация Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области отзывы на апелляционную жалобу ООО Производственно-коммерческая фирма "Термодом" не представили.
Администрация Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области, ООО Производственно-коммерческая фирма "Термодом" отзывы на апелляционную жалобу администрации Пензенского района Пензенской области не представили.
В судебном заседании представитель Гаражно-строительного кооператива "Сельэлектро" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы.
Представители администрации Пензенского района Пензенской области, администрации Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области, Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Термодом" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей, лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГСК, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Гаражно-строительный кооператив "Сельэлектро" зарегистрирован в качестве юридического лица 17.02.1983 года, запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 26.08.2002 года за основным государственным регистрационным номером 1025801436980 (л.д. 30-35, т. 1).
08.04.2011 года постановлением администрации Пензенского района Пензенской области N 516 "О предварительном согласовании места размещения объекта" был утвержден акт выбора земельного участка площадью 3383 кв. м для строительства металлических гаражей ГСК "Сельэлектро" по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, МК-5 от 22.06.2010 г. и предварительно согласовано данное место для размещения металлических гаражей ГСК (л.д. 25-29 т. 1).
Постановление опубликовано для всеобщего сведения в средствах массовой информации - газете "Сурские просторы" N 30 (7353) от 20.04.2011 года.
25.08.2011 года и.о. главы администрации Пензенского района Пензенской области была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 27-28, т. 1).
По заказу ГСК кадастровым инженером ООО "Адвокат" произведено межевание земельного участка и составлен его межевой план от 20.05.2012 года (л.д. 88-99 т. 1).
03.07.2013 года земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 58:24:0381302:1830, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 04.10.2013 года (л.д. 20-24 т. 1).
14.02.2014 года администрацией Пензенского района Пензенской области было вынесено постановление N 129 "Об отмене постановления администрации Пензенского района Пензенской области" от 08.04.2011 года N 516 "О предварительном согласовании места размещения объекта".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 09 июня 2014 года по делу N А49-2720/2014 указанное постановление от 14.02.2014 года N 129 признано недействительным (л.д. 122-133, т. 1).
15.08.2014 г. ГСК "Сельэлектро" направил в администрацию Пензенского района Пензенской области проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 58:24:0381302:1830 площадью 3383 кв. м, расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район с. Засечное, микрорайон N 5, для размещения гаражей боксового типа (л.д. 15-19, т. 1).
В ответ на данное обращение администрация Пензенского района Пензенской области в письме от 10.09.2014 г. N 5025 сообщила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Засечного сельсовета испрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуального жилищного строительства, размещение коллективных гаражей в данной зоне не предусмотрено (л.д. 14 т. 1).
Не согласившись с принятым решением, ГСК обратился в арбитражный суд Пензенской области с указанным заявлением.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ процедура предоставления земельного участка состоит из следующих этапов: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Из материалов дела видно, что процедура предоставления ГСК земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта начата 08.04.2011 года.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 09 июня 2014 года по делу N А49-2720/2014, ГСК обратился в Администрацию за предоставлением спорного земельного участка в аренду для строительства гаражей 17.10.2013 г., то есть в пределах срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Администрация на заявление ГСК не ответила, а вместо этого незаконно 14.02.2014 г. отменила свое постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, что установлено указанным выше вступившим в законную силу решением арбитражного суда Пензенской области.
В связи с этим изложенные в апелляционной жалобе доводы администрации об истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются необоснованными.
Ссылка администрации в оспариваемом решении от 10.09.2014 г. N 5025 на то обстоятельство, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории Засечного сельсовета испрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуального жилищного строительства, размещение коллективных гаражей в данной зоне не предусмотрено, является несостоятельной.
Судом 1 инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что согласно картам градостроительного зонирования (представлены на электронном носителе) спорный земельный участок находится в зоне 1ЖЗ 102, которая согласно Правилам землепользования и застройки территории Засечного сельсовета, утвержденным решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 11.03.2009 года N 3/1-5 (с последующими изменениями), является территориальной зоной "Зона жилой застройки средней этажности многоквартирными жилыми домами".
В данной зоне согласно ПЗЗ в качестве основного вида разрешенного использования разрешено размещения коллективных гаражей боксового типа (л.д. 108-109, т. 1, л.д. 1-5, т. 2).
Эти же сведения содержатся в Государственном кадастре недвижимости в отношении спорного земельного участка, что отражено в кадастровой выписке о земельном участке от 04.10.2013 года (л.д. 20-21, т. 1).
Таким образом, отказ администрации Пензенского района Пензенской области от 10.09.2014 года N 5025 в предоставлении ГСК "Сельэлектро" спорного земельного участка по указанным основаниям противоречит фактическим обстоятельствам дела и не соответствует положениям ст. ст. 29 - 31 ЗК РФ.
Применительно к положениям п. 8 ст. 31 ЗК РФ законом не предусмотрена возможность отказа в предоставлении такого земельного участка для строительства в связи с произошедшими изменениями документов территориального планирования.
Администрацией не представлено доказательств того, что предоставление ГСК земельного участка для строительства гаражей невозможно по объективным причинам в связи с изменившейся градостроительной обстановкой.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО ПКФ "Термодом", о том, что судом первой инстанции не был исследован вопрос о прохождении по спорному земельному участку инженерных коммуникаций, принадлежащих третьим лицам, а также о нахождении спорного земельного участка в охранной зоне магистрального канализационного коллектора, также являются необоснованными.
В указанном выше акте выбора земельного участка для строительства от 22.06.2010 имеются согласования всех заинтересованных лиц, в том числе и руководителя ООО "Гороводоканал".
Намерения ООО ПКФ "Термодом" приобрести спорный земельный участок на торгах в рассматриваемом случае не свидетельствуют о законности оспариваемого заявителем отказа администрации, поскольку в отношении спорного земельного участка возбуждена процедура предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта и именно в этой процедуре предоставление земельного участка подлежит завершению.
Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено одновременное предоставление земельного участка в разных процедурах, как не предусмотрен переход из процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в иную процедуру в зависимости от волеизъявления лиц, у которых интерес к земельному участку возник после начала процедуры его предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта.
При таких обстоятельствах у администрации отсутствовали законные основания для отказа ГСК в предоставлении спорного земельного участка для строительства гаражей.
Оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку препятствует реализации его права на получение земельного участка с кадастровым номером 58:24:0381302:1830 по процедуре предоставления с предварительным согласованием места размещения объекта, которая была начата в 2011 году, и использованию этого земельного участка заявителем в соответствии с его целевым назначением.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться, кроме прочего, указание обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В данном случае, учитывая характер допущенных администрацией нарушений прав и законных интересов ГСК, суд 1 инстанции в соответствии с п. 5 ст. 201 АПК РФ правомерно указал, что нарушение прав и законных интересов заявителя может быть устранено путем возложения на администрацию обязанности принять решение о предоставлении заявителю земельного участка площадью 3383 кв. м с кадастровым номером 58:24:0381302:1830, расположенного по адресу: Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, Микрорайон N 5, в аренду для строительства на основании постановления главы администрации Пензенского района Пензенской области от 08.04.2011 года N 516 "О предварительном согласовании места размещения объекта" и направить в адрес заявителя проект договора аренды указанного земельного участка в двухнедельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционных жалобах администрации Пензенского района Пензенской области и ООО ПКФ "Термодом", являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, оснований для отмены решения суда не имеется.
ООО ПКФ "Термодом" при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 11 марта 2015 года N 1430 уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб., в то время как по данной категории споров согласно ст. 333.21 НК РФ подлежит уплате государственная пошлина в размере 1500 руб.
С учетом этого и в соответствии со ст. 104 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Термодом" (ИНН 5838041075, ОГРН 1025801501274) следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 11 марта 2015 года N 1430 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 февраля 2015 года по делу N А49-12098/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Термодом" (ИНН 5838041075, ОГРН 1025801501274) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 11 марта 2015 года N 1430 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Н.АПАРКИН

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
А.Б.КОРНИЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)