Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.02.2015 N 16АП-242/2015 ПО ДЕЛУ N А61-2495/14

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2015 г. по делу N А61-2495/14


Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Феликса Руслановича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.12.2014 по делу N А61-2495/14 по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Феликса Руслановича к администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания, с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания, Управления Росреестра по РСО-Алания о признании бездействия, выразившегося в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020201:88, площадью 2502730 кв. м, в аренду на сорок девять лет, незаконным, об обязании администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания выполнить требования пункта 4 статьи 12 от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: обязать принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства Елканову Феликсу Руслановичу решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет (судья Родионова Г.С.), при участии в судебном заседании: от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Феликса Руслановича - Загалаева А.С., доверенность от 01.07.2014; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

установил:

индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елканов Феликс Русланович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания к администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания (далее - администрация) о признании бездействия, выразившегося в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: в непринятии в установленный четырнадцатидневный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м, в аренду на сорок девять лет, незаконным, об обязании выполнить требования пункта 4 статьи 12 от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - ФЗ N 74), а именно: обязать принять и выдать (направить) главе крестьянского (фермерского) хозяйства решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет.
Определением суда от 11.09.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: СПК "Кита" и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания.
Решением от 19.12.2014 суд признал бездействие администрации, выразившееся в нарушении требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в ненаправлении предпринимателю в установленный четырнадцатидневный срок ответа на заявление от 30.06.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м в аренду на сорок девять лет, незаконным. В удовлетворении требования в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка в четырнадцатидневный срок, установленный Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", и обязания администрации выполнить требования пункта 4 статьи 12 от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а именно: обязать принять и выдать (направить) предпринимателю решение о предоставлении земельного участка в аренду на сорок девять лет, отказал.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие у суда первой инстанции оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель предпринимателя просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя предпринимателя и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 10.07.2014 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114, площадью 8622125 кв. м, расположенного по адресу: РСО-Алания, Ардонский район, на праве аренды на срок 49 лет для производства сельскохозяйственной продукции: выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур. В заявлении предприниматель указал на 1 члена крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив к нему копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и кадастровый паспорт земельного участка.
Заявление вручено администрации 01.07.2014, что подтверждается уведомлением к почтовому отправлению.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка 23.07.2014 N 15/201/201456557 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 10.10.2007; местоположение: РСО-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; площадь: 862215+/-25693 кв. м; кадастровая стоимость 88118117.5 руб.; имеется пересечение границ с земельными участками с кадастровым номером 15:0660020102:141, 15:06:0020102:142.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 17.07.2014 N 01/059/2014-308 зарегистрированные права на спорный объект отсутствуют.
Предприниматель, считая, что администрация в нарушение пункта 4 статьи 12 ФЗ N 74 в течение четырнадцати дней не приняла решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду, предприниматель не получил решение о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет, обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом и ФЗ N 74-ФЗ.
В соответствии со статьей 11 ФЗ N 74 для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено создание фонда перераспределения земель.
Согласно части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 15:06:0020102:114 поставлен на кадастровый учет 10.10.2007; местоположение: РСО-Алания, район Ардонский; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства; площадь: 862215+/-25693 кв. м; кадастровая стоимость 88118117. 5 руб.; имеется пересечение границ с земельными участками с кадастровым номером 15:0660020102:141, 15:06:0020102:142.
Из кадастрового дела следует, что СХК "Колхоз им. Ленина" (арендатор) на основании договора аренды от 28.09.2007 N 60 принял от администрации (арендодатель) земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0032, площадью 4730,58 га, в аренду в целях выращивания сельскохозяйственной продукции.
Соглашением от 29.10.2007 арендатор передал, а СПК "Кита" принял права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 28.09.2007 N 60.
СХК "Колхоз им. Ленина" обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по РСО-Алания с заявлением от 11.11.2010 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114. Межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка. Площадь каждого земельного участка составила соответственно 6071132 кв. м и 2550993 кв. м (общая площадь - 8622125 кв. м).
Согласно кадастровым паспортам от 24.10.2010 N 02-06/2010-2222- N 02-06/2010-2223 из земельного участка с кадастровым номером 15:06:0020102:114 образовались два участка с кадастровыми номерами: 15:06:0020102:141, 15:06:0020102:142. Дополнительным соглашением от 28.08.2012 в договор аренды земельного участка от 28.08.2007 N 60 внесены изменения в части предоставления арендодателем и принятия арендатором земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 15:06:0020102:141, 15:06:0020102:142. Данные обстоятельства подтверждаются постановлением АМС Ардонского района РСО-Алания от 30.08.2012 N 108.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 28.08.2013 и дополнительным решением от 02.10.2013 по делу N А61-971/13 по иску администрации к СПК "Колхоз имени Ленина" и СПК "КИТА" о расторжении договора аренды земельного участка от 28.09.2007 N 60, соглашения от 29.10.2007 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 28.09.2007 N 60, дополнительного соглашения от 28.08.2012 к договору аренды земельного участка от 28.09.2007 N 60; возложении на кооператив обязанности возвратить администрации по акту приема-передачи 16 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 15:06:010201:101, 15:06:020102:143, 15:06:020102:141, 15:06:020102:145, 15:06:020102:149, 15:06:020102:150, 15:06:020102:142, 15:06:020102:144, 15:06:020102:147, 15:06:020102:146, 15:06:020102:151, 15:06:020102:118, 15:06:020102:116, 15:06:020102:117, 15:06:020102:118, 15:06:020102:148 иск удовлетворен.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2014 решение 28.08.2013 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2014 постановление от 26.02.2014 отменено. Решение от 28.08.2013 и дополнительное решение от 02.10.2013 оставлены в силе.
Отсутствие в отношении испрашиваемого земельного участка государственного кадастрового учета (земельный участок прекратил свое существование) препятствует принятию решения о предоставлении его в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также, как было указано выше, земельные участки используются третьими лицами.
Кроме того, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве устанавливает особый порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Предприниматель до подачи заявления должен был убедиться в том, что испрашиваемый земельный участок сформирован для ведения крестьянского хозяйства, а при подаче заявления в администрацию был обязан в силу ФЗ N 74 обосновать размеры испрашиваемого земельного участка, указать конкретные виды деятельности, предполагаемые для осуществления на участке. Совершение со стороны предпринимателя действий по подаче заявления не является основанием для принятия решения о предоставлении спорного земельного участка ему в аренду.
В силу абзаца 5 пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными (пункт 4 статьи 80 Земельного кодекса РФ), тогда как предприниматель не представил надлежащих доказательств, что обращаясь в администрацию, располагал доказательством наличия в фонде перераспределения земель спорного земельного участка.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 25.12.2014 по делу N А61-2495/14 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ

Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.В.ЖУКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)