Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Соловьевой М.В., судей Вечканова А.И., Богуновой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческое поле", г. Нижний Новгород (ИНН 5262294558, ОГРН 113526010344),
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2015 по делу N А43-2123/2015, принятое судьей Окороковым Д.Д., по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (ИНН 5262142192, ОГРН 1055248134677), к обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческое поле", г. Нижний Новгород (ИНН 5262294558, ОГРН 113526010344),
об изъятии земельного участка и прекращении права собственности на него,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Гусевой О.Л. по доверенности N 07-56 от 23.12.2014 (сроком до 31.12.2015);
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческое поле" (далее - ООО "Коммерческое поле") об изъятии у ответчика в собственность Нижегородской области для государственных нужд Нижегородской области земельного участка площадью 51 472 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:19, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса; об установлении компенсации в связи с изъятием в размере 8 470 000 руб. (с НДС); о прекращении права собственности ответчика на указанный земельный участок.
Определением от 14.04.2015 требование об установлении компенсации в связи с изъятием земельного участка выделено в отдельное производство.
Решением от 16.04.2015 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные требования удовлетворил: изъял в собственность Нижегородской области у ООО "Коммерческое поле" для государственных нужд Нижегородской области земельный участок площадью 51 472 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:19, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса. Прекратил право собственности ООО "Коммерческое поле" на земельный участок площадью 51 472 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:19, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса. Взыскал с ООО "Коммерческое поле" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Коммерческое поле" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указал на отсутствие оснований для изъятия земельного участка, поскольку в Подпрограмме не предусмотрено строительство тренировочной базы команд на территории г. Бор Нижегородской области.
По мнению заявителя, истцом был нарушен установленный законом порядок изъятия земельного участка для государственных нужд, поскольку ни истцом, ни органом местного самоуправления какое-либо уведомление о возможном выкупе принадлежащего ответчику земельного участка для государственных нужд Нижегородской области не направлялось.
Кроме того суд незаконно выделил требования об установлении размера компенсации за изымаемый земельный участок в отдельное производство.
Представитель истца в отзыве на апелляционную жалобу и судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Правительства Нижегородской области от 18.09.2014 N 1729-р в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Нижегородской области земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции, площадью 5000 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:4, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, квартал Дружба, северо-восточная сторона, принадлежащего на праве собственности Геворгяну О.В.
Указанное распоряжение 23.09.2014 опубликовано в газете "Правовая среда" N 95.
В адрес ответчика направлено письмо N 311-05-17-19235/14 от 26.09.2014, которым он уведомлялся об издании вышеназванного распоряжения Правительства Нижегородской области и процедуре изъятия путем выкупа недвижимого имущества. Уведомление получено адресатом.
13.10.2014 ответчик получил на руки проект соглашения о выкупе объекта недвижимого имущества для государственных нужд, подготовленный на основании вышеназванного распоряжения Правительства Российской Федерации и отчета об оценке объекта от 15.08.2014 N 229-2/2014.
До настоящего времени проект соглашения не подписан и в Министерство не возвращен. Собственник не согласен со стоимостью выкупа изымаемого участка.
Возникший спор по выкупной цене земельного участка препятствует проведению подготовки Нижегородской области к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года и Кубку конфедераций FIFA 2017 года.
Согласно части 23 статьи 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в случае, если соглашение не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
Учитывая истечение срока, установленного законом для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 08.08.2014 N 5383 утвержден акт выбора земельного участка под строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка, в связи с чем возникла необходимость в изъятии для государственных нужд земельных участков, попавших в зону строительства, в том числе спорного участка.
В силу пункта 34 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что изъятие земельных участков для размещения объектов инфраструктуры допускается при отсутствии документов территориального планирования.
Таким образом, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных нужд области путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 30 вышеупомянутого Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего Закона до 31.12.2017 г. на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры.
Закон вступил в силу 07.06.2013.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (объекты инфраструктуры местного значения).
В случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решением о предварительном согласовании мест их размещения предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры может быть принято в отношении образуемых земельных участков. В этом случае решение об указанном изъятии принимается до образования земельных участков.
Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:
1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.
В случае отказа указанных лиц от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.
О принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений. Копии таких решений направляются также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры до истечения трех месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия указанных в настоящей части правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Проект указанного соглашения должен быть предоставлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, принявшими решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, в течение пяти дней со дня получения отчета об указанной в настоящей статьи оценке.
В случае, если соглашение, предусмотренное настоящей статьи, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
18.09.2014 Правительством Нижегородской области принято распоряжение N 1729-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области". В силу пункта 1.4 данного распоряжения изъятию подлежит принадлежащий ответчику земельный участок площадью 51 472 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:19, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является органом, уполномоченным на реализацию выше указанного распоряжения.
Требования Федерального закона от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению установленной процедуры изъятия спорного участка истцом выполнены.
На дату рассмотрения дела соглашение сторонами не подписано, земельный участок находится в фактическом владении ответчика, что препятствует формированию земельного участка для строительства базы команд и передаче его в федеральную собственность свободным от прав третьих лиц.
Вопрос о размере денежной компенсации за изъятие у ООО "Коммерческое поле" земельного участка находится на рассмотрении суда.
Из смысла Закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него, права аренды, а также всех зарегистрированных обременений.
Поскольку решение об изъятии земельного участка ответчика принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону и ответчиком не оспорено, за изъятием участка и прекращением права собственности на него обратилось уполномоченное лицо, требования истца правомерно удовлетворены судом.
Апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что истцом не доказано наличие государственных нужд, для которых изымается земельный участок. При этом суд исходит из следующего.
Распоряжение Правительства Нижегородской области N 1729-р об изъятии для государственных нужд Нижегородской области земельного участка принято в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведение в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее Закон N 108-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу".
Учитывая, что каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет, какие именно объекты инфраструктуры регионального значения будут возведены субъектом за счет регионального бюджета исходя из финансовой возможности региона, то решение таких вопросов относится исключительно к компетенции субъекта Российской Федерации.
Апелляционным судом отклонен довод о том, что истцом не соблюден порядок изъятия земельных участков, предусмотренный гражданским и земельным законодательством. Закон N 108-ФЗ является специальным по отношению к законодательству, за которое ссылается заявитель жалобы. Установленный законом специальный порядок изъятия земельных участков истцом соблюден. Указанному обстоятельству дана правильная правовая оценка в обжалуемом судебном акте.
Довод о неправомерном выделении в отдельное производство требования об установлении компенсации рассмотрен и отклонен. Вопрос о выделении в отдельное производство какого-либо требования является правом суда. В рассматриваемом случае суд правомерно руководствовался целью наиболее быстрого и качественного рассмотрения исковых требований. Процессуальных нарушений при рассмотрении вопроса о выделении требования в отдельное производство судом не допущено.
Доводы жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме. Оснований для отмены решения по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2015 по делу N А43-2123/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческое поле", г. Н. Новгород (ИНН 5262294558; ОГРН 113526010344) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.06.2015 ПО ДЕЛУ N А43-2123/2015
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 г. по делу N А43-2123/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2015.
Полный текст постановления изготовлен 09.06.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Соловьевой М.В., судей Вечканова А.И., Богуновой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Долгих Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческое поле", г. Нижний Новгород (ИНН 5262294558, ОГРН 113526010344),
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2015 по делу N А43-2123/2015, принятое судьей Окороковым Д.Д., по иску Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (ИНН 5262142192, ОГРН 1055248134677), к обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческое поле", г. Нижний Новгород (ИНН 5262294558, ОГРН 113526010344),
об изъятии земельного участка и прекращении права собственности на него,
при участии в судебном заседании:
- от истца - Гусевой О.Л. по доверенности N 07-56 от 23.12.2014 (сроком до 31.12.2015);
- установил:
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Коммерческое поле" (далее - ООО "Коммерческое поле") об изъятии у ответчика в собственность Нижегородской области для государственных нужд Нижегородской области земельного участка площадью 51 472 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:19, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса; об установлении компенсации в связи с изъятием в размере 8 470 000 руб. (с НДС); о прекращении права собственности ответчика на указанный земельный участок.
Определением от 14.04.2015 требование об установлении компенсации в связи с изъятием земельного участка выделено в отдельное производство.
Решением от 16.04.2015 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные требования удовлетворил: изъял в собственность Нижегородской области у ООО "Коммерческое поле" для государственных нужд Нижегородской области земельный участок площадью 51 472 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:19, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса. Прекратил право собственности ООО "Коммерческое поле" на земельный участок площадью 51 472 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:19, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса. Взыскал с ООО "Коммерческое поле" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Коммерческое поле" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указал на отсутствие оснований для изъятия земельного участка, поскольку в Подпрограмме не предусмотрено строительство тренировочной базы команд на территории г. Бор Нижегородской области.
По мнению заявителя, истцом был нарушен установленный законом порядок изъятия земельного участка для государственных нужд, поскольку ни истцом, ни органом местного самоуправления какое-либо уведомление о возможном выкупе принадлежащего ответчику земельного участка для государственных нужд Нижегородской области не направлялось.
Кроме того суд незаконно выделил требования об установлении размера компенсации за изымаемый земельный участок в отдельное производство.
Представитель истца в отзыве на апелляционную жалобу и судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Правительства Нижегородской области от 18.09.2014 N 1729-р в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд Нижегородской области земельного участка из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производства сельскохозяйственной продукции, площадью 5000 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:4, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, квартал Дружба, северо-восточная сторона, принадлежащего на праве собственности Геворгяну О.В.
Указанное распоряжение 23.09.2014 опубликовано в газете "Правовая среда" N 95.
В адрес ответчика направлено письмо N 311-05-17-19235/14 от 26.09.2014, которым он уведомлялся об издании вышеназванного распоряжения Правительства Нижегородской области и процедуре изъятия путем выкупа недвижимого имущества. Уведомление получено адресатом.
13.10.2014 ответчик получил на руки проект соглашения о выкупе объекта недвижимого имущества для государственных нужд, подготовленный на основании вышеназванного распоряжения Правительства Российской Федерации и отчета об оценке объекта от 15.08.2014 N 229-2/2014.
До настоящего времени проект соглашения не подписан и в Министерство не возвращен. Собственник не согласен со стоимостью выкупа изымаемого участка.
Возникший спор по выкупной цене земельного участка препятствует проведению подготовки Нижегородской области к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года и Кубку конфедераций FIFA 2017 года.
Согласно части 23 статьи 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в случае, если соглашение не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
Учитывая истечение срока, установленного законом для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Постановлением администрации городского округа город Бор Нижегородской области от 08.08.2014 N 5383 утвержден акт выбора земельного участка под строительство базы команд на левой стороне автодороги, подъезд к г. Бор от автодороги г. Н. Новгород - Шахунья - Киров, севернее микрорайона Красногорка, в связи с чем возникла необходимость в изъятии для государственных нужд земельных участков, попавших в зону строительства, в том числе спорного участка.
В силу пункта 34 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что изъятие земельных участков для размещения объектов инфраструктуры допускается при отсутствии документов территориального планирования.
Таким образом, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных нужд области путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 30 вышеупомянутого Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ определено, что со дня вступления в силу настоящего Закона до 31.12.2017 г. на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры.
Закон вступил в силу 07.06.2013.
Изъятие в соответствии с настоящей статьей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, которые находятся в собственности граждан или юридических лиц, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в собственность:
1) Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры федерального значения;
2) субъектов Российской Федерации при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения (объекты инфраструктуры регионального значения);
3) муниципальных образований при изъятии для размещения объектов инфраструктуры, финансирование строительства которых предусмотрено полностью или частично за счет средств местных бюджетов, за исключением объектов инфраструктуры федерального значения и объектов инфраструктуры регионального значения (объекты инфраструктуры местного значения).
В случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решением о предварительном согласовании мест их размещения предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры может быть принято в отношении образуемых земельных участков. В этом случае решение об указанном изъятии принимается до образования земельных участков.
Образование земельного участка в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения допускается с согласия в письменной форме:
1) собственника земельного участка, из которого образуется указанный земельный участок;
2) землепользователя или землевладельца, за исключением землепользователя или землевладельца - государственного или муниципального унитарного предприятия и государственного или муниципального учреждения.
В случае отказа указанных лиц от образования земельных участков в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры или решениями о предварительном согласовании мест их размещения указанные земельные участки на основании решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подлежат изъятию для размещения объектов инфраструктуры.
О принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений. Копии таких решений направляются также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры до истечения трех месяцев со дня получения такого уведомления допускается только с согласия указанных в настоящей части правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
В течение семи дней со дня принятия решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры эти решения должны быть опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации, и размещены на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оценка рыночной стоимости земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества, изымаемых для размещения объектов инфраструктуры, и убытков, причиненных этим изъятием, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Проект указанного соглашения должен быть предоставлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, принявшими решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, лицам, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество, в течение пяти дней со дня получения отчета об указанной в настоящей статьи оценке.
В случае, если соглашение, предусмотренное настоящей статьи, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
18.09.2014 Правительством Нижегородской области принято распоряжение N 1729-р "Об изъятии путем выкупа земельных участков для государственных нужд Нижегородской области". В силу пункта 1.4 данного распоряжения изъятию подлежит принадлежащий ответчику земельный участок площадью 51 472 кв. м, с кадастровым номером 52:19:0102044:19, местоположение: Нижегородская область, г. Бор, на правой стороне транспортной развязки Бор-Киров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство торгового комплекса.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области является органом, уполномоченным на реализацию выше указанного распоряжения.
Требования Федерального закона от 07.06.2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по осуществлению установленной процедуры изъятия спорного участка истцом выполнены.
На дату рассмотрения дела соглашение сторонами не подписано, земельный участок находится в фактическом владении ответчика, что препятствует формированию земельного участка для строительства базы команд и передаче его в федеральную собственность свободным от прав третьих лиц.
Вопрос о размере денежной компенсации за изъятие у ООО "Коммерческое поле" земельного участка находится на рассмотрении суда.
Из смысла Закона N 108-ФЗ следует, что при изъятии имущества производится прекращение права собственности на него, права аренды, а также всех зарегистрированных обременений.
Поскольку решение об изъятии земельного участка ответчика принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону и ответчиком не оспорено, за изъятием участка и прекращением права собственности на него обратилось уполномоченное лицо, требования истца правомерно удовлетворены судом.
Апелляционным судом отклоняется довод жалобы о том, что истцом не доказано наличие государственных нужд, для которых изымается земельный участок. При этом суд исходит из следующего.
Распоряжение Правительства Нижегородской области N 1729-р об изъятии для государственных нужд Нижегородской области земельного участка принято в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведение в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее Закон N 108-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу".
Учитывая, что каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет, какие именно объекты инфраструктуры регионального значения будут возведены субъектом за счет регионального бюджета исходя из финансовой возможности региона, то решение таких вопросов относится исключительно к компетенции субъекта Российской Федерации.
Апелляционным судом отклонен довод о том, что истцом не соблюден порядок изъятия земельных участков, предусмотренный гражданским и земельным законодательством. Закон N 108-ФЗ является специальным по отношению к законодательству, за которое ссылается заявитель жалобы. Установленный законом специальный порядок изъятия земельных участков истцом соблюден. Указанному обстоятельству дана правильная правовая оценка в обжалуемом судебном акте.
Довод о неправомерном выделении в отдельное производство требования об установлении компенсации рассмотрен и отклонен. Вопрос о выделении в отдельное производство какого-либо требования является правом суда. В рассматриваемом случае суд правомерно руководствовался целью наиболее быстрого и качественного рассмотрения исковых требований. Процессуальных нарушений при рассмотрении вопроса о выделении требования в отдельное производство судом не допущено.
Доводы жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме. Оснований для отмены решения по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.04.2015 по делу N А43-2123/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммерческое поле", г. Н. Новгород (ИНН 5262294558; ОГРН 113526010344) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.СОЛОВЬЕВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.А.БОГУНОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
Е.А.БОГУНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)