Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью "ЗИТА" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2013 по делу N А07-11075/2013 (судья Юсеева И.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЗИТА" (далее - ООО "ЗИТА", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата, ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:53, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район ГО г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, площадью 3377 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 1 250 000 руб. по состоянию на 01.01.2011, о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52, расположенного Орджоникидзевский район ГО г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, площадью 862 кв. м, равной рыночной стоимости 350 000 руб. по состоянию на 01.01.2011 (с учетом уточнения предмета исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 2 л.д. 42-48).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) (т. 1 л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2013 (резолютивная часть объявлена 18.10.2013 - т. 2 л.д. 59-64) исковые требования удовлетворены частично: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:53, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, площадью 3377 кв. м признана равной рыночной стоимости в размере 1 250 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52, расположенного Орджоникидзевский район ГО г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, площадью 862 кв. м признана равной рыночной стоимости в размере 350 000 руб.
С принятым решением не согласились администрация и ООО "ЗИТА" (далее также - податели жалобы, апеллянты) и обжаловали его в апелляционном порядке (т. 2 л.д. 70-74, 83-86).
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления. Полагает, что суд в рамках настоящего спора не имел права проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорных земельных участков или законность нормативного правового акта, которыми они утверждены.
Также указывает на недопустимость установления кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной на прошлое время с 01.01.2011, что нарушает нормы действующего законодательства и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11
ООО "ЗИТА" в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и указать в резолютивной части дату признания кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной с 01.01.2011. Считает, что истцом доказана рыночная стоимость земельного участка именно на эту дату определения кадастровой стоимости земельных участков по результатам массовой оценки.
К дате судебного заседания от ООО "ЗИТА" поступил письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу администрации, приобщенный к материалам дела в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЗИТА" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:53, расположенного по адресу: Орджоникидзевский района г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, занимаемого автостоянкой, площадью 3377 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район г. Уфа, занимаемого автомоечным комплексом, площадью 862 кв. м, что подтверждается договорами аренды (т. 1 л.д. 54-57, 66-69).
По результатам оценочных работ в рамках проведения в 2011 году очередного тура работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:53 определена в размере 37 124 070 руб. 17 коп., с кадастровым номером 02:55:030307:52 - в размере 9 369 500 руб. 38 коп.
Правительством Республики Башкортостан принято Постановление N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфы, Стерлитамак, Салават Республики Башкортостан", которым утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Указанные значения внесены в государственный кадастр недвижимости (т. 1 л.д. 58, 79).
Согласно отчету N 13/019/016н об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "РОСТ-Консалт", на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52 составляет 350 000 руб., с кадастровым номером 02:55:030307:53 в размере 1 250 000 руб. (т. 1 л.д. 87-180).
Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка их рыночной, явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, ввиду чего на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в ГКН вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в ГКН органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как установлено статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет N 13/019/016н об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:030307:52 и 02:55:030307:53, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "РОСТ-Консалт" (т. 1 л.д. 87-180), согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52 составляет 350 000 руб., с кадастровым номером 02:55:030307:53 в размере 1 250 000 руб.
Из данного отчета усматривается значительное превышение кадастровой оценки земельных участков их рыночной стоимости.
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 042/2013/Уфа (т. 1 л.д. 181-189), составленным на основании статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В этой связи, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, на основании отчета о рыночной стоимости земельного участка.
При определении даты, на которую определена рыночная стоимость земельных участков судом первой инстанции правильно применена правовая позиция, выраженная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 о том, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о недопустимости определения кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2011 противоречат резолютивной части оспариваемого решения, которое не содержит указания на дату, с которой определена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, а потому подлежат отклонению.
Также необоснованными следует признать доводы ООО "ЗИТА" о необоснованном отказе в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости на дату внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости (01.01.2011). Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об установлении судом кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной по состоянию на 01.01.2011.
Существо заявленных обществом требований и доводов апелляционной жалобы свидетельствует о направленности на распространение значений кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на прошлый период.
Между тем, в силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, при определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Таким образом, установление рыночной стоимости земельного участка, отличной от его кадастровой стоимости, не свидетельствует о недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земель, а следовательно - о недостоверности внесенных на этом основании сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом, в силу правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанный вывод также следует из системного толкования норм части 1 статьи 4, статьи 16, статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых, правовые последствия, связанные с принятием судебного решения, направлены на защиту прав заинтересованного лица только с момента вступления в силу судебного решения.
По перечисленным обстоятельствам действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
Доводы истца о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной с даты 01.01.2011 обеспечит права истца как налогоплательщика, поскольку позволит произвести перерасчет земельного налога за предыдущий период, не являются обоснованными.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка, отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
В силу изложенного, исполнение стороной гражданско-правовой сделки либо налоговых обязательств на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенных по результатам государственной кадастровой оценки земель, не противоречит закону и не может нарушать права и интересы данного лица.
Правовая позиция, сформирования Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, вопреки утверждениям апеллянта не опровергает вышеизложенные выводы суда. Напротив, приведенное постановление содержит разъяснения о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости, которая доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными в полном объеме по приведенным выше мотивам, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относится на подателей апелляционных жалоб по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса. Ее взыскание с администрации в доход федерального бюджета не производится, поскольку она освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "ЗИТА" по чек-ордеру Башкирского отделения N 8598 филиал N 160 от 11.11.2013 государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2013 по делу N А07-11075/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью "ЗИТА" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЗИТА" из федерального бюджета 2000 руб. - излишне уплаченную государственную пошлину по чек-ордеру Башкирского отделения N 8598 филиал N 160 от 11.11.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2013 N 18АП-12543/2013 ПО ДЕЛУ N А07-11075/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. N 18АП-12543/2013
Дело N А07-11075/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью "ЗИТА" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2013 по делу N А07-11075/2013 (судья Юсеева И.Р.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЗИТА" (далее - ООО "ЗИТА", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата, ответчик) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:53, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район ГО г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, площадью 3377 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 1 250 000 руб. по состоянию на 01.01.2011, о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52, расположенного Орджоникидзевский район ГО г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, площадью 862 кв. м, равной рыночной стоимости 350 000 руб. по состоянию на 01.01.2011 (с учетом уточнения предмета исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 2 л.д. 42-48).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) (т. 1 л.д. 1-3).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2013 (резолютивная часть объявлена 18.10.2013 - т. 2 л.д. 59-64) исковые требования удовлетворены частично: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:53, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район городского округа г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, площадью 3377 кв. м признана равной рыночной стоимости в размере 1 250 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52, расположенного Орджоникидзевский район ГО г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, площадью 862 кв. м признана равной рыночной стоимости в размере 350 000 руб.
С принятым решением не согласились администрация и ООО "ЗИТА" (далее также - податели жалобы, апеллянты) и обжаловали его в апелляционном порядке (т. 2 л.д. 70-74, 83-86).
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления. Полагает, что суд в рамках настоящего спора не имел права проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорных земельных участков или законность нормативного правового акта, которыми они утверждены.
Также указывает на недопустимость установления кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной на прошлое время с 01.01.2011, что нарушает нормы действующего законодательства и противоречит правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11
ООО "ЗИТА" в своей апелляционной жалобе, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований и указать в резолютивной части дату признания кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной с 01.01.2011. Считает, что истцом доказана рыночная стоимость земельного участка именно на эту дату определения кадастровой стоимости земельных участков по результатам массовой оценки.
К дате судебного заседания от ООО "ЗИТА" поступил письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу администрации, приобщенный к материалам дела в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЗИТА" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:53, расположенного по адресу: Орджоникидзевский района г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, занимаемого автостоянкой, площадью 3377 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52, расположенного по адресу: Орджоникидзевский район г. Уфа, занимаемого автомоечным комплексом, площадью 862 кв. м, что подтверждается договорами аренды (т. 1 л.д. 54-57, 66-69).
По результатам оценочных работ в рамках проведения в 2011 году очередного тура работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:53 определена в размере 37 124 070 руб. 17 коп., с кадастровым номером 02:55:030307:52 - в размере 9 369 500 руб. 38 коп.
Правительством Республики Башкортостан принято Постановление N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфы, Стерлитамак, Салават Республики Башкортостан", которым утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Указанные значения внесены в государственный кадастр недвижимости (т. 1 л.д. 58, 79).
Согласно отчету N 13/019/016н об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "РОСТ-Консалт", на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52 составляет 350 000 руб., с кадастровым номером 02:55:030307:53 в размере 1 250 000 руб. (т. 1 л.д. 87-180).
Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка их рыночной, явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, ввиду чего на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в ГКН вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в ГКН органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как установлено статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Истец в обоснование своих требований представил суду отчет N 13/019/016н об оценке рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:030307:52 и 02:55:030307:53, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Инициативная - ул. Д.Донского, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "РОСТ-Консалт" (т. 1 л.д. 87-180), согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030307:52 составляет 350 000 руб., с кадастровым номером 02:55:030307:53 в размере 1 250 000 руб.
Из данного отчета усматривается значительное превышение кадастровой оценки земельных участков их рыночной стоимости.
Соответствие данного отчета требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 042/2013/Уфа (т. 1 л.д. 181-189), составленным на основании статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В этой связи, у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, на основании отчета о рыночной стоимости земельного участка.
При определении даты, на которую определена рыночная стоимость земельных участков судом первой инстанции правильно применена правовая позиция, выраженная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 о том, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Доводы апелляционной жалобы Администрации о недопустимости определения кадастровой стоимости земельных участков с 01.01.2011 противоречат резолютивной части оспариваемого решения, которое не содержит указания на дату, с которой определена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной, а потому подлежат отклонению.
Также необоснованными следует признать доводы ООО "ЗИТА" о необоснованном отказе в удовлетворении требования об установлении кадастровой стоимости на дату внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости (01.01.2011). Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об установлении судом кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной по состоянию на 01.01.2011.
Существо заявленных обществом требований и доводов апелляционной жалобы свидетельствует о направленности на распространение значений кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на прошлый период.
Между тем, в силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, при определении кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Таким образом, установление рыночной стоимости земельного участка, отличной от его кадастровой стоимости, не свидетельствует о недостоверности результатов государственной кадастровой оценки земель, а следовательно - о недостоверности внесенных на этом основании сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом, в силу правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанный вывод также следует из системного толкования норм части 1 статьи 4, статьи 16, статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых, правовые последствия, связанные с принятием судебного решения, направлены на защиту прав заинтересованного лица только с момента вступления в силу судебного решения.
По перечисленным обстоятельствам действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта.
Доводы истца о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной с даты 01.01.2011 обеспечит права истца как налогоплательщика, поскольку позволит произвести перерасчет земельного налога за предыдущий период, не являются обоснованными.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка, отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
В силу изложенного, исполнение стороной гражданско-правовой сделки либо налоговых обязательств на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенных по результатам государственной кадастровой оценки земель, не противоречит закону и не может нарушать права и интересы данного лица.
Правовая позиция, сформирования Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, вопреки утверждениям апеллянта не опровергает вышеизложенные выводы суда. Напротив, приведенное постановление содержит разъяснения о том, что рыночная стоимость объекта недвижимости, которая доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными в полном объеме по приведенным выше мотивам, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относится на подателей апелляционных жалоб по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса. Ее взыскание с администрации в доход федерального бюджета не производится, поскольку она освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Излишне уплаченная обществом с ограниченной ответственностью "ЗИТА" по чек-ордеру Башкирского отделения N 8598 филиал N 160 от 11.11.2013 государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета (подпункт 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.10.2013 по делу N А07-11075/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и общества с ограниченной ответственностью "ЗИТА" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЗИТА" из федерального бюджета 2000 руб. - излишне уплаченную государственную пошлину по чек-ордеру Башкирского отделения N 8598 филиал N 160 от 11.11.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)