Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Принимая оспариваемое решение, ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Шелеминой М.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании председателя Дачного некоммерческого партнерства "Загородная резиденция" Маслова Анатолия Владимировича (паспорт), представителей: Дачного некоммерческого партнерства "Загородная резиденция" Моисеева Всеволода Петровича (доверенность от 05.12.2014), администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия Сорокиной Ларисы Владимировны (доверенность от 02.03.2015 N 312), Гузеевой Натальи Ивановны (доверенность от 29.10.2014 N 2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года по делу N А10-1608/2014 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Загородная резиденция" (ОГРН 1080327001480, г. Улан-Удэ, далее - ДНП "Загородная резиденция", Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300583291, пгт. Заиграево, Республика Бурятия, далее - администрация) о признании незаконным решения от 19.03.2014 N 479 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности вынести постановление о предоставлении земельного участка и заключить договор аренды, взыскании судебных расходов.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования сельское поселение "Дабатуйское" Заиграевского района Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года решение суда от 11 августа 2014 года отменено. По делу принят новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда.
По мнению заявителя кассационной жалобы, земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен исключительно из фонда перераспределения земель.
В судебном заседании представители администрации и Партнерства поддержали доводы относительно кассационной жалобы и возражения на нее.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 объявлялся перерыв в судебном заседании 3 марта 2015 года до 14 часов 30 минут 11 марта 2015 года, о чем сделано публичное извещение.
Администрация муниципального образования сельское поселение "Дабатуйское" Заиграевского района Республики Бурятия о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в ее отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Партнерству предоставлен в аренду земельный участок площадью 10000 кв. м для ведения дачного хозяйства.
08.11.2011 ДНП "Загородная резиденция" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 60 000 кв. м для расширения границ Партнерства. К заявлению приложен ситуационный план земельного участка.
11.11.2011 внеочередным общим собранием ДНП "Загородная резиденция" принято решение о принятии в члены Партнерства 26 человек.
04.02.2012 общим собранием ДНП "Загородная резиденция" принято решение о принятии в члены Партнерства еще 34 человек.
Постановлением администрации от 13.06.2013 N 1199 утвержден акт о выборе земельного участка для дачного строительства, общей площадью 60 000 кв. м, из земель муниципального образования сельское поселение "Дабатуйское", местоположение: Республика Бурятия, Заиграевский район, в 1200 м по направлению на юго-запад от дорожного знака 17 км трассы Улан-Удэ - Хоринск.
Постановлением администрации от 19.07.2013 N 1418 утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане.
16.10.2013 земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для дачного строительства, площадью 60 000 кв. м+/-2143 кв. м, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 03:06:530105:1207.
21.10.2013 Партнерство обратилось в орган местного самоуправления с заявлением, в котором просило заключить договор аренды названного земельного участка.
Письмом от 26.11.2013 N 2796 администрация сообщила о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Партнерству в аренду.
05.03.2014 Партнерство вновь обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Письмом администрации от 19.03.2014 N 479 Партнерству сообщено, что в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 03:06:530105:1207 не может быть предоставлен в аренду.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Партнерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что закрепленное положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) правовое регулирование устанавливает специальный (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения и увеличения его членов.
Основанием для предоставления дополнительного земельного участка является нуждаемость новых членов ДНП "Загородная резиденция" в земельных участках. Между тем, на момент обращения 08.11.2011 Партнерства с заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка его члены в дополнительном земельном участке фактически не нуждались, поскольку расширение списка членов ДНП "Загородная резиденция" произведено только после обращения в Администрацию с указанным заявлением (11.11.2011 и 04.02.2012). Увеличение числа членов Партнерства не указывает на наличие безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить Партнерству дополнительный земельный участок для ведения дачного хозяйства на специальных условиях.
Сведения о том, что новые члены ДНП "Загородная резиденция" действительно нуждались в земельных участках и были зарегистрированы в органах местного самоуправления в таком качестве, судом не установлены.
Суд также исходил из того, что земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен исключительно из фонда перераспределения земель. Испрашиваемый земельный участок не входит в состав фонда перераспределения земель Заиграевского района, следовательно, для ведения дачного хозяйства он предоставлен быть не может.
Принятие администрацией решения об утверждении акта о выборе земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не свидетельствует о том, что орган местного самоуправления обязан предоставить земельный участок.
Суд посчитал, что, несмотря на отсутствие надлежащей мотивировки, обжалуемое решение администрации не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что органом местного самоуправления не доказано соответствие оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка требованиям закона и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, а также из отсутствия в Законе N 66-ФЗ ограничений на вступление граждан в члены дачного некоммерческого партнерства до получения дачного земельного участка в целях реализации своих прав на получение такого участка.
Суд кассационной инстанции полагает, что вывод апелляционного суда о том, что оспариваемое решение не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 66-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на получение земельного участка в целях ведения его членами дачного хозяйства, противоречит установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
По смыслу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В статье 13 Закона N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 66-ФЗ членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть только лица, имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
Закрепленное положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, сам по себе факт принятия в члены ДНП "Загородная резиденция" 60 человек, не имеющих земельных участков в границах данного партнерства, не порождает безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить заявителю земельный участок для ведения дачного хозяйства.
Кроме того, по смыслу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав фонда перераспределения земель Заиграевского района и пришел к обоснованному выводу о том, что он не мог быть предоставлен Партнерству для ведения дачного хозяйства.
Суд кассационной инстанции также находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что мотивы администрации, содержащиеся в спорном решении, не привели по существу к принятию неправильного решения об отказе в предоставлении спорного участка, поскольку в любом случае его предоставление в порядке, испрашиваемом заявителем, противоречит требованиям Закона N 66-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ от 19.03.2014 N 479 в предоставлении земельного участка в аренду соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 66-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов ДНП "Загородная резиденция", а выводы суда апелляционной инстанции об обратном постановлены при неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции на основании пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года по делу N А10-1608/2014 Арбитражного суда Республики Бурятия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 августа 2014 года по тому же по делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.СОНИН
Судьи
М.М.ШЕЛЕМИНА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.03.2015 N Ф02-513/2015 ПО ДЕЛУ N А10-1608/2014
Требование: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности вынести постановление о предоставлении участка и заключить договор аренды.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Принимая оспариваемое решение, ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N А10-1608/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Шелеминой М.М., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании председателя Дачного некоммерческого партнерства "Загородная резиденция" Маслова Анатолия Владимировича (паспорт), представителей: Дачного некоммерческого партнерства "Загородная резиденция" Моисеева Всеволода Петровича (доверенность от 05.12.2014), администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия Сорокиной Ларисы Владимировны (доверенность от 02.03.2015 N 312), Гузеевой Натальи Ивановны (доверенность от 29.10.2014 N 2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года по делу N А10-1608/2014 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Загородная резиденция" (ОГРН 1080327001480, г. Улан-Удэ, далее - ДНП "Загородная резиденция", Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300583291, пгт. Заиграево, Республика Бурятия, далее - администрация) о признании незаконным решения от 19.03.2014 N 479 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности вынести постановление о предоставлении земельного участка и заключить договор аренды, взыскании судебных расходов.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования сельское поселение "Дабатуйское" Заиграевского района Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года решение суда от 11 августа 2014 года отменено. По делу принят новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда.
По мнению заявителя кассационной жалобы, земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен исключительно из фонда перераспределения земель.
В судебном заседании представители администрации и Партнерства поддержали доводы относительно кассационной жалобы и возражения на нее.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 объявлялся перерыв в судебном заседании 3 марта 2015 года до 14 часов 30 минут 11 марта 2015 года, о чем сделано публичное извещение.
Администрация муниципального образования сельское поселение "Дабатуйское" Заиграевского района Республики Бурятия о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в ее отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Партнерству предоставлен в аренду земельный участок площадью 10000 кв. м для ведения дачного хозяйства.
08.11.2011 ДНП "Загородная резиденция" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 60 000 кв. м для расширения границ Партнерства. К заявлению приложен ситуационный план земельного участка.
11.11.2011 внеочередным общим собранием ДНП "Загородная резиденция" принято решение о принятии в члены Партнерства 26 человек.
04.02.2012 общим собранием ДНП "Загородная резиденция" принято решение о принятии в члены Партнерства еще 34 человек.
Постановлением администрации от 13.06.2013 N 1199 утвержден акт о выборе земельного участка для дачного строительства, общей площадью 60 000 кв. м, из земель муниципального образования сельское поселение "Дабатуйское", местоположение: Республика Бурятия, Заиграевский район, в 1200 м по направлению на юго-запад от дорожного знака 17 км трассы Улан-Удэ - Хоринск.
Постановлением администрации от 19.07.2013 N 1418 утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане.
16.10.2013 земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для дачного строительства, площадью 60 000 кв. м+/-2143 кв. м, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 03:06:530105:1207.
21.10.2013 Партнерство обратилось в орган местного самоуправления с заявлением, в котором просило заключить договор аренды названного земельного участка.
Письмом от 26.11.2013 N 2796 администрация сообщила о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен Партнерству в аренду.
05.03.2014 Партнерство вновь обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Письмом администрации от 19.03.2014 N 479 Партнерству сообщено, что в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 03:06:530105:1207 не может быть предоставлен в аренду.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Партнерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что закрепленное положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) правовое регулирование устанавливает специальный (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения и увеличения его членов.
Основанием для предоставления дополнительного земельного участка является нуждаемость новых членов ДНП "Загородная резиденция" в земельных участках. Между тем, на момент обращения 08.11.2011 Партнерства с заявлением в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка его члены в дополнительном земельном участке фактически не нуждались, поскольку расширение списка членов ДНП "Загородная резиденция" произведено только после обращения в Администрацию с указанным заявлением (11.11.2011 и 04.02.2012). Увеличение числа членов Партнерства не указывает на наличие безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить Партнерству дополнительный земельный участок для ведения дачного хозяйства на специальных условиях.
Сведения о том, что новые члены ДНП "Загородная резиденция" действительно нуждались в земельных участках и были зарегистрированы в органах местного самоуправления в таком качестве, судом не установлены.
Суд также исходил из того, что земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен исключительно из фонда перераспределения земель. Испрашиваемый земельный участок не входит в состав фонда перераспределения земель Заиграевского района, следовательно, для ведения дачного хозяйства он предоставлен быть не может.
Принятие администрацией решения об утверждении акта о выборе земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане не свидетельствует о том, что орган местного самоуправления обязан предоставить земельный участок.
Суд посчитал, что, несмотря на отсутствие надлежащей мотивировки, обжалуемое решение администрации не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что органом местного самоуправления не доказано соответствие оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка требованиям закона и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, а также из отсутствия в Законе N 66-ФЗ ограничений на вступление граждан в члены дачного некоммерческого партнерства до получения дачного земельного участка в целях реализации своих прав на получение такого участка.
Суд кассационной инстанции полагает, что вывод апелляционного суда о том, что оспариваемое решение не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 66-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку ограничивает его право на получение земельного участка в целях ведения его членами дачного хозяйства, противоречит установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
По смыслу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В статье 13 Закона N 66-ФЗ установлено, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона N 66-ФЗ членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть только лица, имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
Закрепленное положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, сам по себе факт принятия в члены ДНП "Загородная резиденция" 60 человек, не имеющих земельных участков в границах данного партнерства, не порождает безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить заявителю земельный участок для ведения дачного хозяйства.
Кроме того, по смыслу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил, что испрашиваемый земельный участок не входит в состав фонда перераспределения земель Заиграевского района и пришел к обоснованному выводу о том, что он не мог быть предоставлен Партнерству для ведения дачного хозяйства.
Суд кассационной инстанции также находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что мотивы администрации, содержащиеся в спорном решении, не привели по существу к принятию неправильного решения об отказе в предоставлении спорного участка, поскольку в любом случае его предоставление в порядке, испрашиваемом заявителем, противоречит требованиям Закона N 66-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ от 19.03.2014 N 479 в предоставлении земельного участка в аренду соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 66-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов ДНП "Загородная резиденция", а выводы суда апелляционной инстанции об обратном постановлены при неправильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции на основании пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 года по делу N А10-1608/2014 Арбитражного суда Республики Бурятия отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 августа 2014 года по тому же по делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.СОНИН
Судьи
М.М.ШЕЛЕМИНА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)