Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Орск" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2014 по делу N А47-1638/2014 (судья Бочарова О.В.).
Хвостов Дмитрий Алексеевич (далее также - истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0117005:19, общей площадью 7473 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства объектов автосервиса (5 группа видов разрешенного использования земельных участков), месторасположение: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Новотроицкое шоссе, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:43:0117005, по состоянию на 01.01.2012 равной его рыночной стоимости в размере 8 549 000 руб. (т. 1, л.д. 8-11).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Администрация муниципального образования "Город Орск" (далее - Управление Росреестра, Администрация, третьи лица, т. 1, л.д. 1, 2).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.06.2014 (резолютивная часть объявлена 03.06.2014) исковые требования истца удовлетворены (т. 2, л.д. 37-41).
С вынесенным решением не согласилась Администрация и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т. 2, л.д. 54, 55).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Так, податель жалобы считает, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Правительство Оренбургской области, так как судебный акт по настоящему делу повлияет на права и обязанности указанного органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земли постановлением от 24.12.2012 N 1122-п. Также податель жалобы указал, что в судебном заседании, состоявшемся 03.06.2014, ходатайство Администрации от 28.05.2014 об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с заключением экспертизы отклонено необоснованно, в связи с чем судом нарушено право Администрации на ознакомление с материалами дела, а именно с заключением экспертизы.
До начала судебного заседания истец представил в арбитражный суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управление Росреестра отзывы на апелляционную жалобу в установленном частью 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. До начала судебного заседания Администрация и истец представили в арбитражный суд апелляционной инстанции ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцу указанный земельный участок с кадастровым номером 56:43:0117005:19 принадлежит на правах арендатора на основании договора аренды земельного участка от 22.07.2013 N 3750 (т. 1, л.д. 13-14, 72), заключенного с Администрацией. В соответствии с пунктом 2.1 договора он заключен сроком с 22.07.2013 по 21.07.2016.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13.07.2013 N 56/13-245736 кадастровая стоимость земельного участка составляет 27 697 777 руб. 74 коп. (т. 1, л.д. 18).
Указанная кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 01.01.2012.
В обоснование своих исковых требований истец представил отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151, выполненный Торгово-промышленной палатой Оренбургской области, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 8 549 000 руб. (т. 1, л.д. 21-84).
Кроме того, определением арбитражного суда первой инстанции от 06.05.2014 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" Бычковой Л.С.
На разрешение эксперту поставлены следующие вопросы: соответствует ли отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151 об определении рыночной стоимости земельного участка Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"); является ли обоснованной рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете от 30.01.2014 N 092-09-00151 по состоянию на 01.01.2012 в размере 8 549 000 руб. (т. 2, л.д. 3-5).
Согласно заключению эксперта от 26.05.2014 N 014221 отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете от 30.01.2014 N 092-09-00151 по состоянию на 01.01.2012 в размере 8 549 000 руб., является обоснованной (т. 2, л.д. 17-27).
Истец, полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец представил необходимые доказательства в обоснование своих требований. Представленный истцом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в ходе проведения судебной экспертизы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 01.01.2012.
Между тем, истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, из которого усматривается значительное расхождение в величине кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте, и определенной рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд) результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции верно определил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату 01.01.2012, на которую определена и кадастровая стоимость земельного участка на основании проведенной массовой оценки.
Определяя заинтересованность истца в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, в настоящем случае необходимо исходить из того, что истец является арендатором земельного участка. При этом кадастровая стоимость земельного участка необходима для расчета арендной платы за пользование земельным участком.
Истец представил отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151 об оценке рыночной стоимости земельного участка. По состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 8 549 000 руб. Из данного отчета усматривается значительное превышение кадастровой оценки земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка, его рыночной стоимости (согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость земельного участка составляет 27 697 777 руб. 74 коп.).
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что обоснованность отчета об оценке от 30.01.2014 N 092-09-00151 проверена в ходе проведения по настоящему делу судебной экспертизы.
Согласно заключению эксперта от 26.05.2014 N 014221, составленному по результатам проведенной по делу судебной экспертизы, отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете от 30.01.2014 N 092-09-00151 по состоянию на 01.01.2012 в размере 8 549 000 руб., является обоснованной.
Результаты проведенной судебной экспертизы подателем жалобы не опровергнуты.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Правительство Оренбургской области, так как судебный акт по настоящему делу повлияет на права и обязанности указанного органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земли постановлением от 24.12.2012 N 1122-п, не принимается.
Данный довод не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а также существу рассматриваемого спора, поскольку требования истца обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, а также наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости. Достоверность и законность постановления Правительства Челябинской области от 24.12.2012 N 1122-п в настоящем случае не оспаривается.
Также не принимается и довод подателя жалобы о том, что суд в судебном заседании 03.06.2014 необоснованно отклонил ходатайство Администрации от 28.05.2014 об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с заключением экспертизы.
В силу абзаца первого части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Как следует из материалов дела, указанное ходатайство об отложении судебного разбирательства датировано 28.05.2014 (т. 2, л.д. 30). Судебное заседание состоялось 03.06.2014.
Администрация имела возможность ознакомиться с материалами дела до судебного заседания 03.06.2014, однако данным правом не воспользовалась, о невозможности ознакомления с материалами дела не заявляет.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими определенных процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в апелляционной жалобе Администрация не указывает на недостоверность отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, представленного истцом, или о проведении судебной экспертизы с нарушением требований процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2014 по делу N А47-1638/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Орск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2014 N 18АП-9087/2014 ПО ДЕЛУ N А47-1638/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2014 г. N 18АП-9087/2014
Дело N А47-1638/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Орск" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2014 по делу N А47-1638/2014 (судья Бочарова О.В.).
Хвостов Дмитрий Алексеевич (далее также - истец) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:43:0117005:19, общей площадью 7473 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства объектов автосервиса (5 группа видов разрешенного использования земельных участков), месторасположение: Оренбургская обл., г. Орск, ул. Новотроицкое шоссе, земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:43:0117005, по состоянию на 01.01.2012 равной его рыночной стоимости в размере 8 549 000 руб. (т. 1, л.д. 8-11).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28.03.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Администрация муниципального образования "Город Орск" (далее - Управление Росреестра, Администрация, третьи лица, т. 1, л.д. 1, 2).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.06.2014 (резолютивная часть объявлена 03.06.2014) исковые требования истца удовлетворены (т. 2, л.д. 37-41).
С вынесенным решением не согласилась Администрация и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т. 2, л.д. 54, 55).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Так, податель жалобы считает, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Правительство Оренбургской области, так как судебный акт по настоящему делу повлияет на права и обязанности указанного органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земли постановлением от 24.12.2012 N 1122-п. Также податель жалобы указал, что в судебном заседании, состоявшемся 03.06.2014, ходатайство Администрации от 28.05.2014 об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с заключением экспертизы отклонено необоснованно, в связи с чем судом нарушено право Администрации на ознакомление с материалами дела, а именно с заключением экспертизы.
До начала судебного заседания истец представил в арбитражный суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управление Росреестра отзывы на апелляционную жалобу в установленном частью 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. До начала судебного заседания Администрация и истец представили в арбитражный суд апелляционной инстанции ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцу указанный земельный участок с кадастровым номером 56:43:0117005:19 принадлежит на правах арендатора на основании договора аренды земельного участка от 22.07.2013 N 3750 (т. 1, л.д. 13-14, 72), заключенного с Администрацией. В соответствии с пунктом 2.1 договора он заключен сроком с 22.07.2013 по 21.07.2016.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 13.07.2013 N 56/13-245736 кадастровая стоимость земельного участка составляет 27 697 777 руб. 74 коп. (т. 1, л.д. 18).
Указанная кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 01.01.2012.
В обоснование своих исковых требований истец представил отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151, выполненный Торгово-промышленной палатой Оренбургской области, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составила 8 549 000 руб. (т. 1, л.д. 21-84).
Кроме того, определением арбитражного суда первой инстанции от 06.05.2014 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" Бычковой Л.С.
На разрешение эксперту поставлены следующие вопросы: соответствует ли отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151 об определении рыночной стоимости земельного участка Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"); является ли обоснованной рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете от 30.01.2014 N 092-09-00151 по состоянию на 01.01.2012 в размере 8 549 000 руб. (т. 2, л.д. 3-5).
Согласно заключению эксперта от 26.05.2014 N 014221 отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете от 30.01.2014 N 092-09-00151 по состоянию на 01.01.2012 в размере 8 549 000 руб., является обоснованной (т. 2, л.д. 17-27).
Истец, полагая, что определенная по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что истец представил необходимые доказательства в обоснование своих требований. Представленный истцом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом в ходе проведения судебной экспертизы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 01.01.2012.
Между тем, истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, из которого усматривается значительное расхождение в величине кадастровой стоимости земельного участка, указанной в кадастровом паспорте, и определенной рыночной стоимости.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в суд) результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции верно определил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату 01.01.2012, на которую определена и кадастровая стоимость земельного участка на основании проведенной массовой оценки.
Определяя заинтересованность истца в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, в настоящем случае необходимо исходить из того, что истец является арендатором земельного участка. При этом кадастровая стоимость земельного участка необходима для расчета арендной платы за пользование земельным участком.
Истец представил отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151 об оценке рыночной стоимости земельного участка. По состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 8 549 000 руб. Из данного отчета усматривается значительное превышение кадастровой оценки земельного участка, указанной в кадастровом паспорте земельного участка, его рыночной стоимости (согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость земельного участка составляет 27 697 777 руб. 74 коп.).
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что обоснованность отчета об оценке от 30.01.2014 N 092-09-00151 проверена в ходе проведения по настоящему делу судебной экспертизы.
Согласно заключению эксперта от 26.05.2014 N 014221, составленному по результатам проведенной по делу судебной экспертизы, отчет от 30.01.2014 N 092-09-00151 соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете от 30.01.2014 N 092-09-00151 по состоянию на 01.01.2012 в размере 8 549 000 руб., является обоснованной.
Результаты проведенной судебной экспертизы подателем жалобы не опровергнуты.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что суд необоснованно не привлек к участию в деле Правительство Оренбургской области, так как судебный акт по настоящему делу повлияет на права и обязанности указанного органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земли постановлением от 24.12.2012 N 1122-п, не принимается.
Данный довод не соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, а также существу рассматриваемого спора, поскольку требования истца обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, а также наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости. Достоверность и законность постановления Правительства Челябинской области от 24.12.2012 N 1122-п в настоящем случае не оспаривается.
Также не принимается и довод подателя жалобы о том, что суд в судебном заседании 03.06.2014 необоснованно отклонил ходатайство Администрации от 28.05.2014 об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с заключением экспертизы.
В силу абзаца первого части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Как следует из материалов дела, указанное ходатайство об отложении судебного разбирательства датировано 28.05.2014 (т. 2, л.д. 30). Судебное заседание состоялось 03.06.2014.
Администрация имела возможность ознакомиться с материалами дела до судебного заседания 03.06.2014, однако данным правом не воспользовалась, о невозможности ознакомления с материалами дела не заявляет.
Лица, участвующие в деле, несут риск совершения или не совершения ими определенных процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в апелляционной жалобе Администрация не указывает на недостоверность отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, представленного истцом, или о проведении судебной экспертизы с нарушением требований процессуального законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2014 по делу N А47-1638/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Орск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.В.ПИВОВАРОВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)