Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.05.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3317/2015

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель указывает на то, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушает его права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 мая 2015 г. по делу N 33-3317/2015


Председательствующий: Дьяченко Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Емельянова Е.В., Ланцовой М.В.
при секретаре С.
рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации Омского муниципального района Омской области на решение Омского районного суда Омской области от 10 марта 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Д.С. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации Омского муниципального района Омской области от <...> N <...> в предоставлении в собственность бесплатно Д.С. земельного участка N <...>, расположенного в СНТ "<...>", филиал <...>.
Возложить на Администрацию Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление Д.С. от <...> о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N <...> расположенного в СНТ <...> филиал N <...> в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Заслушав доклад судьи областного суда Лисовского В.Ю., судебная коллегия

установила:

Д.С. обратился в суд с заявлением к администрации Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - администрация ОМР) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, возложении обязанности рассмотреть заявление о предоставлении такого участка, ссылаясь на отказ администрации ОМР в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу Омская область, <...>, садоводческое некоммерческое товарищество "<...>", филиал <...> участок <...>. Земельный участок расположен в границах земель СНТ "<...>", членом которого он является, был выделен для садоводства правопредшественнику СНТ "<...> - СТ "<...>". Постановлением главы администрации Омского района N 16-п от 25.01.1994 был утвержден проект организации и застройки территории СТ "<...>", в составе которого предусмотрены Филиал <...> и Филиал <...>, согласованы и утверждены схема расположения земельных участков и их номера. Владельцы других земельных участков в СНТ "<...>" зарегистрировали право собственности на них.
Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен. Его представитель М. в судебном заседании заявленные требования поддержал и пояснил, что его доверитель пользуется спорным участком и является членом СНТ "<...> с <...> года.
В судебном заседании представитель администрации ОМР Д.Н. заявленные требования не признала, пояснила, что обращение Д.С. было рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В ответе Д.С. администрация ОМР указала на недостатки поданного им заявления: отсутствие документов, являющихся основанием предоставления земельного участка, и разъяснила, что после устранения недостатков будет рассмотрен вопрос о предоставлении земельного участка в собственность.
В судебном заседании председатель СНТ "Тепличный-1" Б. не возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил, что Д.С. является членом СНТ "<...>" с <...> года, пользуется земельным участком N <...> филиала N 1. В сентябре <...> г. земельный участок СНТ "<...>" был поставлен на кадастровый учет. Документы, подтверждающие выделение земельного участка СНТ "<...>", имеются в администрации ОМР.
Администрация Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о времени и месте судебного заседания извещена, представителя в судебное заседание не направила.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Омского муниципального района Омской области Т. просит решение отменить вследствие нарушения судом норм материального права, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и ссылается на приводившиеся в суде первой инстанции доводы об отсутствии оснований для предоставления в собственность Д.С. спорного земельного участка в связи с непредоставлением документов о выделении земельного участка СНТ "<...>". Полагает, что ответ от <...> N <...> отказом в предоставлении земельного участка не является. Указывает на неисследование судом обстоятельств, подтверждающих законность приема Д.С. в члены СНТ и возникновения у него прав на земельный участок, так как не установлен предыдущий пользователь земельного участка. Отмечает, что земельный участок относится к землям, собственность на которые не разграничена, поэтому с 01.03.2015 администрация ОМР не вправе распоряжаться им в связи с внесением изменений в законодательство.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Д.С. - М. полагает ее необоснованной и просит оставить решение без изменения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Д.С. и представителя СНТ "<...>", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не сообщивших причин неявки, а также в отсутствие представителя администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, ходатайствовавшей о рассмотрении дела без участия их представителя.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя администрации Омского муниципального района Омской области П., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Д.С. - М., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В силу ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Статьей 15 ЗК РФ определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Общие правила предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 29 ЗК РФ, согласно которой их предоставление осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, было определено, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Особенности предоставления таких земельных участков предусматривались Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Согласно ст. 13 этого Федерального закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления.
Действовавшим в период разрешения заявления Д.С. пунктом 4 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу этого Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов обязан был принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Как установлено судом, Д.С. с <...> года является членом СНТ "<...>", где ему предоставлен земельный участок N <...> Филиала N <...> площадью <...> кв. м. Указанные обстоятельства подтверждены членской книжкой, выданной Д.С. <...>, заключением председателя СНТ "<...>" Б. от <...>, квитанциями об уплате взносов. В ходе рассмотрения дела руководитель СНТ "<...>" не оспаривал эти обстоятельства. В связи с этим доводы жалобы о недостаточном исследовании судом первой инстанции обстоятельств, подтверждающих прием в члены СНТ "<...>" Д.С. и предоставления ему земельного участка, судебная коллегия отклоняет. Ссылка на возможное наличие иных лиц, которые могут претендовать на вышеуказанный земельный участок, является безосновательной, так как никаких данных, подтверждающих притязания третьих лиц на земельный участок, находящийся в пользовании Д.С., нет.
Земельный участок, которым пользуется Д.С., расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <...>, предоставленного СНТ "<...>" Постановлением Главы Омского районного самоуправления N 16-п от 25.01.1994, поставленного на государственный кадастровый учет 25.09.2014, в связи с чем был снят с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <...> (л.д. 67, 73). В материалы дела представлен проект СТ "<...>", являвшегося правопредшественником СНТ "<...>", утвержденный Главой администрации Омского района, на котором обозначен садовый участок N <...> Также судом исследовались архивные документы, подтверждающие выделение земельного участка для садоводческого товарищества "<...> в период с 1989 по 1994 годы. Данные доказательства в своей совокупности являются достаточными для подтверждения факта правомерного владения СНТ "<...> земельным участком, в пределах которого расположен участок Д.С.
Отказывая Д.С. в предоставлении указанного участка в собственность, администрация ОМР в письменном ответе от <...> N <...> сослалась на отсутствие надлежащим образом оформленных документов о выделении СНТ "<...>" филиал N <...> земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Однако, какие именно документы должны быть представлены и в связи с чем указанные выше документы о предоставлении земельного участка администрацией ОМР не приняты во внимание, в данном ответе не отражено и представитель администрации ОМР в ходе судебного разбирательства этого не пояснил.
Разрешая спор и признавая отказ администрации ОМР в предоставлении земельного участка незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что администрация при разрешении заявления Д.С. требовала документы, не предусмотренные действующим законодательством РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" к заявлению о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, перечень документов, установленный законом, предоставление которых является необходимым для реализации гражданином, являющимся членом садоводческого некоммерческого объединения, права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, является исчерпывающим.
То обстоятельство, что в администрации Омского муниципального района Омской области отсутствуют документы о выделении СНТ "<...>" филиал N <...> земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не могло являться основанием для отказа заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку в данном случае такое обстоятельство не предусмотрено законом в качестве основания для отказа.
Кроме того, Д.С. не являлся первым из членов СНТ "<...>", обратившимся с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность. Ранее администрация Омского муниципального района принимала решения о предоставлении в собственность земельных участков, расположенных в границах данного СНТ, что установлено вступившим в законную силу 18.02.2015 решением Омского районного суда Омской области от 21.11.2014. Это также подтверждает необоснованность отказа администрации, располагавшей необходимыми правоустанавливающими документами земельный участок СНТ "<...>" и не имевшей оснований предъявлять к Д.С. требования об их повторном предоставлении.
Согласно абз. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", действовавшего на момент разрешения администрацией МОР заявления Д.С., единственным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Доказательства того, что земельный участок, предоставленный СНТ "<...> ограничен в гражданско-правовом обороте или изъят из него, в материалы дела не представлены. Из копии кадастрового паспорта земельного участка N <...> от <...> следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> учтен в государственном кадастре недвижимости 25.09.2014, имеет местоположение: Омская область, <...>, СНТ "<...>", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства, площадь участка <...> кв. м. Сведения о каких-либо ограничениях на земельный участок отсутствуют (л.д. 73).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отказ администрации Омского муниципального района Омской области в предоставлении земельного участка Д.С. в связи с неисполнением возложенных на него законом обязанностей, является незаконным и нарушает права заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, установив факт нарушения прав Д.С., в целях устранения допущенного нарушения возложил на администрацию Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление Д.С. в соответствии с требованиями ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", что прав администрации ОМР не нарушает.
Ссылка в жалобе на то, что администрация ОМР не вправе распоряжаться спорным земельным участком, поскольку он относится к землям, собственность на которые не разграничена, не может повлечь отмену постановленного решения. Внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не подлежат применению при оценке законности действий администрации ОМР, совершенных до их введения, и не влечет их оценки как соответствующих закону. Кроме того, согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующие с 01.03.2015 г., распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на межселенных территориях муниципального района и на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
Доказательств расположения СНТ "<...>" в границах какого-либо сельского поселения и наличия утвержденных органами местного самоуправления такого поселения правил землепользования и застройки суду не представлено. Из публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра, следует, что земельные участки СНТ "<...>" расположены в пределах кадастрового квартала <...>, а ближайшее к нему сельское поселение <...> Омской области в пределах кадастрового квартала <...>.
Более того, судом первой инстанции не возложена на ответчика обязанность принять решение о предоставлении Д.С. земельного участка; вынесенное решение предусматривает только обязанность администрации ОМР рассмотреть заявление в соответствии с требованиями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", что не исключает права в случае изменения закона и перехода полномочий по предоставлению используемого Д.С. земельного участка от администрации ОМР к органам местного самоуправления какого-либо поселения сослаться на указанное обстоятельство при разрешении заявления.
Судом при разрешении спора правильно были определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Омского районного суда Омской области от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)