Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2014 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Дайнеко М.М. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Милютиной Д.И., в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей общества с ограниченной ответственностью "Очистные системы" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1126722000943, ИНН 6722027940), открытого акционерного общества "Вяземский машиностроительный завод" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1026700856412, ИНН 6722003019), рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вяземский машиностроительный завод" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1026700856412, ИНН 6722003019) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.12.2013 по делу N А62-4116/2013,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Очистные системы" (далее - ООО "Очистные системы", истец) обратилось в суд с иском к ОАО "Вяземский машиностроительный завод" (далее - ОАО "ВМЗ", ответчик, абонент) о взыскании 314 841,7 руб. задолженности по оплате превышения нормативов сброса на водоотведение (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОАО "ВМЗ" подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что на основании договора N 111 от 19.11.2012 истец по итогам конкурса с 12.12.2012 арендует муниципальное имущество, относящееся к объектам системе водоотведения и очистки сточных вод г. Вязьмы Смоленской области, и оказывает услуги по водоотведению и очистки сточных вод в качестве организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).
Стороны 25.12.2012 заключили договор N 147.1-ОС на прием сточных вод в систему канализации для последующей очистки, по условиям которого ООО "Очистные системы" обязалось осуществлять прием сточных вод, а ОАО "ВМЗ" - оплачивать услуги в порядке и сроки, установленные договором. Также согласно пункту 3.2.1 договора ОАО "ВМЗ" обязалось соблюдать условия, режим и лимиты водоотведения, не превышать нормативы по составу сточных вод, установленных Абоненту организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании пункта 3.1.7 договора контроль за соблюдение нормативов сброса сточных осуществляет ООО "Очистные системы" путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
ООО "Очистные системы" в марте-мае 2013 производило отбор проб сточных вод ответчика, что подтверждается актами отбора проб, подписанными представителем ОАО "ВМЗ".
По результатам анализов указанных проб, проведенных лабораторией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по центральному федеральному округу (аккредитованной в системе СААЛ и зарегистрированной в государственном реестре под N РОСС RU.0001.512310), выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, о чем были составлены соответствующие протоколы.
На основании данных протоколов и расчетной формулы определена повышенная платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. ОАО "ВМЗ" выставлены счета для оплаты, однако оно оплату не произвело.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Очистные системы" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель закрепил, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При этом в силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации) отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечивать соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70 Правил N 167).
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с названным нормативным актом главой администрации Смоленской области принято постановление от 17.05.2000 N 304 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Смоленской области" (далее - постановление N 304), которым утверждено Положение о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Смоленской области.
Согласно п. 1.3. Приложения N 2 к постановлению N 304 нормативы количественного и качественного состава сточных вод абонентов и условия их приема в систему канализации населенного пункта разрабатываются, утверждаются, продлеваются и корректируются организациями ВКХ.
Разрешение на сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации г. Вязьма, разработанное по поручению ответчика ООО "Инженерно-экологический центр - Смоленск", было согласовано с руководителем Вяземского МП ВКХ "Водоканал" В.А.Афанасьевым в 2010 году (копия разрешения имеется в материалах дела), позднее указанное разрешение лишь продлевалось. В указанном разрешении ответчику были утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
С учетом того, что ООО "Очистные системы" деятельность по водоотведению и очистке сточных вод города Вязьмы начало осуществлять 12.12.2012, ОАО "ВМЗ" обратился к истцу с просьбой пересогласовать и продлить согласованное ранее разрешение. Истец продлил выданное ранее разрешение на сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации г. Вязьма. Таким образом, ООО "Очистные системы" самостоятельно не разрабатывало разрешение на сброс ОАО "ВМЗ", а лишь продлило уже имеющееся.
В силу п. 3.10. раздела III Приложения N 2 к постановлению N 304 утвержденные организацией ВКХ допустимые концентрации и допустимый сброс загрязняющих веществ считаются неотъемлемой частью договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ между абонентом и организацией ВКХ.
Согласно пп. "б" п. 3.12. раздела III Приложения N 2 к постановлению N 304 абонент обязан иметь нормативы сброса и допустимые величины показателей загрязнения, утвержденные организацией ВКХ. У ОАО "ВМЗ" данные нормативы были утверждены ООО "Очистные системы".
Нормативы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются дифференцированно с учетом категории абонентов-потребителей, услуг по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а также характеристики бассейнов канализования приемников сточных вод (п. 2.7. раздела II Приложения N 2 к Постановлению Главы Администрации Смоленской области от 17.05.2000 N 304).
Таким образом, к отношениям, сложившимся между Истцом и Ответчиком, не может применяться пункт 3.13 раздела III Приложения N 2 к постановлению N 304.
Кроме того, согласно Постановлению администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 01.02.2013 N 6 ООО "Очистные системы" наделено статусом гарантирующей организации на территории г. Вязьмы, является самой крупной организацией, которая оказывает услуги по водоотведению и, соответственно, устанавливает абонентам нормативы водоотведения исходя из предельно допустимых сбросов, утвержденных для ООО "Очистные системы" Росприроднадзором, в том числе исходя из технической возможности работы очистных сооружений.
На основании изложенного ссылка апелляционной жалобы на то, что ООО "Очистные системы" не уполномочено устанавливать нормативы водоотведения отклоняется.
Довод апелляционной жалобы о том, что сторонам необходимо руководствоваться Постановлением Правительства N 644 от 29.07.2013, несостоятелен, поскольку указанный нормативно-правовой акт действует с 14.08.2013 и на отношения сторон, сложившиеся с марта 2013 г. по май 2013 г., не распространяется.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.12.2013 по делу N А62-4116/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
М.В.ТОКАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2014 ПО ДЕЛУ N А62-4116/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2014 г. по делу N А62-4116/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2014 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Дайнеко М.М. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Милютиной Д.И., в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей общества с ограниченной ответственностью "Очистные системы" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1126722000943, ИНН 6722027940), открытого акционерного общества "Вяземский машиностроительный завод" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1026700856412, ИНН 6722003019), рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Вяземский машиностроительный завод" (Смоленская область, г. Вязьма, ОГРН 1026700856412, ИНН 6722003019) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.12.2013 по делу N А62-4116/2013,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Очистные системы" (далее - ООО "Очистные системы", истец) обратилось в суд с иском к ОАО "Вяземский машиностроительный завод" (далее - ОАО "ВМЗ", ответчик, абонент) о взыскании 314 841,7 руб. задолженности по оплате превышения нормативов сброса на водоотведение (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОАО "ВМЗ" подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что на основании договора N 111 от 19.11.2012 истец по итогам конкурса с 12.12.2012 арендует муниципальное имущество, относящееся к объектам системе водоотведения и очистки сточных вод г. Вязьмы Смоленской области, и оказывает услуги по водоотведению и очистки сточных вод в качестве организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).
Стороны 25.12.2012 заключили договор N 147.1-ОС на прием сточных вод в систему канализации для последующей очистки, по условиям которого ООО "Очистные системы" обязалось осуществлять прием сточных вод, а ОАО "ВМЗ" - оплачивать услуги в порядке и сроки, установленные договором. Также согласно пункту 3.2.1 договора ОАО "ВМЗ" обязалось соблюдать условия, режим и лимиты водоотведения, не превышать нормативы по составу сточных вод, установленных Абоненту организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании пункта 3.1.7 договора контроль за соблюдение нормативов сброса сточных осуществляет ООО "Очистные системы" путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах.
ООО "Очистные системы" в марте-мае 2013 производило отбор проб сточных вод ответчика, что подтверждается актами отбора проб, подписанными представителем ОАО "ВМЗ".
По результатам анализов указанных проб, проведенных лабораторией Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по центральному федеральному округу (аккредитованной в системе СААЛ и зарегистрированной в государственном реестре под N РОСС RU.0001.512310), выявлено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, о чем были составлены соответствующие протоколы.
На основании данных протоколов и расчетной формулы определена повышенная платы за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах. ОАО "ВМЗ" выставлены счета для оплаты, однако оно оплату не произвело.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Очистные системы" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель закрепил, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При этом в силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации) отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются также Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999 (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечивать соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно-канализационных колодцах (пункт 65 Правил N 167).
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 70 Правил N 167).
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с названным нормативным актом главой администрации Смоленской области принято постановление от 17.05.2000 N 304 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Смоленской области" (далее - постановление N 304), которым утверждено Положение о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Смоленской области.
Согласно п. 1.3. Приложения N 2 к постановлению N 304 нормативы количественного и качественного состава сточных вод абонентов и условия их приема в систему канализации населенного пункта разрабатываются, утверждаются, продлеваются и корректируются организациями ВКХ.
Разрешение на сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации г. Вязьма, разработанное по поручению ответчика ООО "Инженерно-экологический центр - Смоленск", было согласовано с руководителем Вяземского МП ВКХ "Водоканал" В.А.Афанасьевым в 2010 году (копия разрешения имеется в материалах дела), позднее указанное разрешение лишь продлевалось. В указанном разрешении ответчику были утверждены нормативы водоотведения по составу сточных вод.
С учетом того, что ООО "Очистные системы" деятельность по водоотведению и очистке сточных вод города Вязьмы начало осуществлять 12.12.2012, ОАО "ВМЗ" обратился к истцу с просьбой пересогласовать и продлить согласованное ранее разрешение. Истец продлил выданное ранее разрешение на сброс загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации г. Вязьма. Таким образом, ООО "Очистные системы" самостоятельно не разрабатывало разрешение на сброс ОАО "ВМЗ", а лишь продлило уже имеющееся.
В силу п. 3.10. раздела III Приложения N 2 к постановлению N 304 утвержденные организацией ВКХ допустимые концентрации и допустимый сброс загрязняющих веществ считаются неотъемлемой частью договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ между абонентом и организацией ВКХ.
Согласно пп. "б" п. 3.12. раздела III Приложения N 2 к постановлению N 304 абонент обязан иметь нормативы сброса и допустимые величины показателей загрязнения, утвержденные организацией ВКХ. У ОАО "ВМЗ" данные нормативы были утверждены ООО "Очистные системы".
Нормативы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются дифференцированно с учетом категории абонентов-потребителей, услуг по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а также характеристики бассейнов канализования приемников сточных вод (п. 2.7. раздела II Приложения N 2 к Постановлению Главы Администрации Смоленской области от 17.05.2000 N 304).
Таким образом, к отношениям, сложившимся между Истцом и Ответчиком, не может применяться пункт 3.13 раздела III Приложения N 2 к постановлению N 304.
Кроме того, согласно Постановлению администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 01.02.2013 N 6 ООО "Очистные системы" наделено статусом гарантирующей организации на территории г. Вязьмы, является самой крупной организацией, которая оказывает услуги по водоотведению и, соответственно, устанавливает абонентам нормативы водоотведения исходя из предельно допустимых сбросов, утвержденных для ООО "Очистные системы" Росприроднадзором, в том числе исходя из технической возможности работы очистных сооружений.
На основании изложенного ссылка апелляционной жалобы на то, что ООО "Очистные системы" не уполномочено устанавливать нормативы водоотведения отклоняется.
Довод апелляционной жалобы о том, что сторонам необходимо руководствоваться Постановлением Правительства N 644 от 29.07.2013, несостоятелен, поскольку указанный нормативно-правовой акт действует с 14.08.2013 и на отношения сторон, сложившиеся с марта 2013 г. по май 2013 г., не распространяется.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.12.2013 по делу N А62-4116/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.А.ТИМИНСКАЯ
Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
М.В.ТОКАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)