Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сергеевой И.В. и Грачевой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А13-7087/2013 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания СтройМаркетСервис", место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19а, ОГРН 1023500898475 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление) и Департаменту имущественных отношений Вологодской области, место нахождения: 1600000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 72, ОГРН 1033500036998 (далее - Департамент), с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 30 342 кв. м, с кадастровым номером 35:24:0303001:0032, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 120а, равной его рыночной стоимости в размере 15 171 000 руб., с возложением на Управление обязанности внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда первой инстанции от 26.08.2013 Управление исключено из числа ответчиков, и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13, ОГРН 1027700485757 (далее - Учреждение), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды, место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 11.11.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.03.2014 принят отказ Общества от исковых требований в части обязания Учреждения внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в качестве его кадастровой стоимости. Производство по делу в указанной части прекращено. Решение суда от 11.11.2013 отменено; установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка равная его рыночной стоимости в размере 15 171 000 руб.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 03.03.2014 отменить, решение от 11.11.2013 оставить без изменения.
Податель жалобы утверждает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 на основании приказа Департамента от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Приказ N 206). Учреждение указывает, что рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена на произвольную дату.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным. Департамент в отзыве на кассационную жалобу оставляет вопрос о ее разрешении на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 30 342 кв. м, с кадастровым номером 35:24:0303001:0032, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 120а (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.10.2004 серии 35-АА N 247202).
Приказом N 206 утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 02.06.2012, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:0032 составила 21 113 784 руб. 12 коп. Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 19.06.2013 N 13-092, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Региональное агентство экспертиз", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:0032 по состоянию на 25.12.2012 составляет 15 171 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, считая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказал, при этом суд исходил из того, что согласно представленному отчету от 19.06.2013 N 13-092 рыночная стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 25.12.2012, что противоречит действующему законодательству, так как новая кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 02.06.2012.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, поскольку пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 19.06.2013 N 13-092, так как по состоянию на 02.06.2012 земельный участок имел туже рыночную стоимость.
Исследовав материалы дела кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 4, 9, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Общество в обоснование своих требований представило суда отчет независимого оценщика от 19.06.2013 N 13-092, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 25.12.2012 в размере 15 171 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленный отчет, пришел к обоснованному выводу о том, что результаты отчета от 19.06.2013 N 13-092 являются достоверными и актуальными, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 30 342 кв. м, с кадастровым номером 35:24:0303001:0032, может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании названного отчета.
Учреждение не представило доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной либо результаты отчета независимого оценщика не соответствуют требованиям действующего законодательства,
Кассационная инстанция считает, что суд, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворил требования Общества, поэтому обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А13-7087/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2014 ПО ДЕЛУ N А13-7087/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. по делу N А13-7087/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сергеевой И.В. и Грачевой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А13-7087/2013 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания СтройМаркетСервис", место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 19а, ОГРН 1023500898475 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление) и Департаменту имущественных отношений Вологодской области, место нахождения: 1600000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 72, ОГРН 1033500036998 (далее - Департамент), с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 30 342 кв. м, с кадастровым номером 35:24:0303001:0032, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 120а, равной его рыночной стоимости в размере 15 171 000 руб., с возложением на Управление обязанности внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Определением суда первой инстанции от 26.08.2013 Управление исключено из числа ответчиков, и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области, место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13, ОГРН 1027700485757 (далее - Учреждение), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды, место нахождения: 160035, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683 (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 11.11.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.03.2014 принят отказ Общества от исковых требований в части обязания Учреждения внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в качестве его кадастровой стоимости. Производство по делу в указанной части прекращено. Решение суда от 11.11.2013 отменено; установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка равная его рыночной стоимости в размере 15 171 000 руб.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 03.03.2014 отменить, решение от 11.11.2013 оставить без изменения.
Податель жалобы утверждает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 на основании приказа Департамента от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области" (далее - Приказ N 206). Учреждение указывает, что рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена на произвольную дату.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемое постановление, считая его законным и обоснованным. Департамент в отзыве на кассационную жалобу оставляет вопрос о ее разрешении на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 30 342 кв. м, с кадастровым номером 35:24:0303001:0032, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 120а (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 21.10.2004 серии 35-АА N 247202).
Приказом N 206 утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области по состоянию на 02.06.2012, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:0032 составила 21 113 784 руб. 12 коп. Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 19.06.2013 N 13-092, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Региональное агентство экспертиз", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:0032 по состоянию на 25.12.2012 составляет 15 171 000 руб.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, считая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказал, при этом суд исходил из того, что согласно представленному отчету от 19.06.2013 N 13-092 рыночная стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 25.12.2012, что противоречит действующему законодательству, так как новая кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на 02.06.2012.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, поскольку пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 19.06.2013 N 13-092, так как по состоянию на 02.06.2012 земельный участок имел туже рыночную стоимость.
Исследовав материалы дела кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 4, 9, 10 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Общество в обоснование своих требований представило суда отчет независимого оценщика от 19.06.2013 N 13-092, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 25.12.2012 в размере 15 171 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленный отчет, пришел к обоснованному выводу о том, что результаты отчета от 19.06.2013 N 13-092 являются достоверными и актуальными, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 30 342 кв. м, с кадастровым номером 35:24:0303001:0032, может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании названного отчета.
Учреждение не представило доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной либо результаты отчета независимого оценщика не соответствуют требованиям действующего законодательства,
Кассационная инстанция считает, что суд, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно удовлетворил требования Общества, поэтому обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2014 по делу N А13-7087/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.КАДУЛИН
Судьи
И.Л.ГРАЧЕВА
И.В.СЕРГЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)