Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.06.2015 N 10АП-2423/2015 ПО ДЕЛУ N А41-71997/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2015 г. по делу N А41-71997/14


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от ООО "Хан": Силкин Р.А., доверенность от 17.11.2014; от муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области": не явились, извещены; от Правительства Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу N А41-71997/14, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хан" к муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", третьи лица: Правительство Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области о признании отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071501:279 в аренду незаконным,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Хан" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Муниципальному учреждению "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- 1. Признать отказ Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 03.10.2014 N 4263 незаконным;
- 2. Обязать Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" предоставить в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Хан" земельный участок, площадью 1 200 кв. м, по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Заводская, в 50 м на запад от дома N 7 для размещения административно-технического комплекса.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора участвует: Правительство Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу N А41-71997/14 требования ООО "Хан" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который возражал на доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное и третье лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в 2011 году ООО "Хан" обратилось в МУ "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (далее Администрация) с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 1 200 кв. м, по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Заводская, в 50 м на запад от дома N 7 в аренду для размещения административно-технического комплекса.
Решением рабочей комиссии по вопросам землепользования на территории Воскресенского муниципального района при Администрации Воскресенского муниципального района от 02.11.2011 г. N 4386 обществу было рекомендовано обратиться в городское поселение Воскресенск для проработки размещения данного объекта в соответствии с генеральном планом застройки.
Решением рабочей комиссии по вопросам землепользования на территории Воскресенского муниципального района от 22.12.2011 N 5289 рассмотрения вопроса по оформлению земельного участка отложено, до предоставления градостроительной проработки утвержденной в установленном порядке.
Обществом была изготовлена градостроительная проработка, которая 22.02.2012 была согласована ГП Воскресенск, и другими надлежащими службами Воскресенского района, кроме того было подготовлено градостроительное заключение на размещении объекта строительства в Московской области, утвержденное ГП Воскресенск.
Администрация Воскресенского муниципального района 13.07.2012 уведомила ООО "Хан" об оформлении акта выбора земельного участка с учетом проекта планировки территории утвержденного ГП Воскресенск в установленном порядке.
Решение об оформлении земельного участка ООО "Хан" подтверждается письмом Администрации ГП Воскресенск от 07.09.2012, которым ГП Воскресенск рекомендовало оформлять акт о выборе земельного участка 20.10.2012 в газете "Наше слово" Воскресенского муниципального района, население было проинформировано о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Постановлением МУ "Администрации Воскресенского муниципального района МО" от 23.07.2014 N 1845 был утверждены акт о выборе земельного участка и схема расположения земельного участка.
На основании межевого плана от 15.08.2014 выполненного ООО "Контур-Плюс" и постановления Администрации от 23.07.2014 N 1845 земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
Общество 04.09.2014 обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1 200 кв. м, по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Заводская, в 50 м на запад от дома N 7 для размещения административно-технического комплекса в аренду.
Обществом 03.10.2014 был получен отказ от 03.10.2014 N 4263 Администрации в предоставлении земельного участка в аренду.
Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
Как следует из материалов дела, основанием для оспариваемого отказа послужило то, что в соответствии со ст. 38 ЗК РФ земельный участок будет предоставлен на торгах (аукционе).
Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков либо резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов (которое осуществляется исключительно на торгах) либо с предварительным согласованием мест размещения объектов, то есть посредством выбора земельного участка и принятия органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Земельное законодательство допускает возможность предоставления свободных земельных участков в собственность без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Согласно пунктам 2 - 4 статьи 30 ЗК РФ проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка предусмотрено в случае предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу части 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов дела следует, что земельный участок был сформирован в соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Из положений пункта 3 статьи 30 ЗК РФ следует, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений и не предусматривает проведение торгов (конкурсов, аукционов).
Земельный участок сформирован ООО "Хан" с предварительным согласованием места размещения объекта, с соблюдением требований ст. ст. 29, 30, 31 ЗК РФ.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает на несоблюдение требований ЗК РФ о публикации сведений о предоставлении земельного участка.
Между тем, в газете "Наше слово" Воскресенского муниципального района, население было проинформировано о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (выпуск от 20.10.2012, том 1 л.д. 54). Учитывая, что акт о выборе земельного участка был утвержден 23.07.2014, публикация была произведена заблаговременно и у населения, а также иных претендентов на указанный земельный участок имелась возможность заявить возражения относительно предоставления земельного участка.
Указанная правовая позиция также изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2015 по делу N А41-25457/14.
Определением от 19 мая 2015 года по настоящему делу Десятый арбитражный апелляционный суд предложил лицам, участвующим в деле представить сведения об обращении иных лиц с заявлением о предоставлении спорного земельного участка.
Между тем, таких сведений сторонами в материалы дела не представлены.
Также апелляционный суд учитывает, что в отзыве на исковое заявление (том 1 л.д. 65-66), представленном в суде первой инстанции, Администрация указала о возможном обращении иных лиц о предоставлении спорного земельного участка. Между тем, в подтверждение указанного довода каких-либо документов Администрацией не представлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 27 февраля 2015 года по делу N А41-71997/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Н.Н.КАТЬКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)