Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.03.2014 N 11АП-2544/2014 ПО ДЕЛУ N А65-24031/2013

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. по делу N А65-24031/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 января 2014 года по делу N А65-24031/2013 (судья Коротенко С.И.) об оставлении без рассмотрения заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), с участием заинтересованных лиц: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань; открытое акционерное общество "КАМАЗ", г. Набережные Челны; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама", Елабужский район, Танаевский лес; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань; об установлении факта отнесения земельных участков к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов",
с участием в судебном заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - представитель Укроженко О.В. по доверенности от 05.07.2013,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - заявитель, ТУ Росимущества в Республике Татарстан) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об установлении факта отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 16:39:000000:576, 16:39:000000:574, 16:39:000000:569, 16:39:102101:320, 16:39:102101:330, 16:39:000000:541, 16:39:102101:332. 16:39:102101:323, 16:39:102101:322, 16:39:000000:577, 16:39:102101:331, 16:39:102101:321, 16:39:102101:324, 16:39:000000:573, 16:39:000000:572, 16:39:000000:575, 16:39:000000:570, 16:39:102101:319, 16:39:102101:329, 16:39:102101:325, 16:39:102101:328 (далее - спорные земельные участки) к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов".
Определением суда от 24.10.2013 в порядке статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, открытое акционерное общество "КАМАЗ", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Нижняя Кама", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 января 2014 года заявление ТУ Росимущества в Республике Татарстан оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и разрешить вопрос по существу, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что спорные земельные участки принадлежат Российской Федерации, таким образом, спор о праве на данные земельные участки отсутствует, а категория земельного участка не относится к видам прав на земельный участок. Заявитель полагает, что не имеет другой законной возможности для осуществления перевода спорных земельных участков из одной категории в другую.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
В судебное заседание заинтересованные лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства в силу статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции судебного акта, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в период с 1971 года по 1984 года открытому акционерному обществу "КАМАЗ" под объекты социальной сферы из земель Елабужского мехлесхоза Гослесфонда и земель совхозов Минсельхоза РСФСР в постоянное бессрочное пользование на основании государственных актов были предоставлены спорные земельные участки, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет с указанием категории земель - земли промышленности и иного специального назначения.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 223 от 20.04.1991 образован национальный парк "Нижняя Кама", территории которого присвоен статус "особо охраняемые природные территории".
Судебными актами по делу N А65-35731/2009 установлено, что сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет спорные земельные участки включены в границы национального парка "Нижняя Кама" и являются федеральной собственностью.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.02.2012 по делу N А65-29409/2010 спорные земельные участки истребованы из чужого незаконного владения открытого акционерного общества "КАМАЗ". Проведенной в рамках рассмотрения дела судебной экспертизой установлено, что спорные земельные участки являются лесными и входят в состав границ национального парка "Нижняя Кама".
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 23.11.2012 (л.д. 37-57, т. 1) и кадастровым паспортам земельных участков (л.д. 90-158, т. 1) спорные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, имеют категорию: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения".
Заявитель обращался в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений спорных объектов недвижимости, однако 06.12.2013 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета по причине не представления документа, подтверждающего изменение категории земель.
ТУ Росимущества в Республике Татарстан, полагая, что сведения о категории спорных земельных участков государственном кадастре недвижимости не соответствуют необходимой категории в связи с расположением земельных участков в границах национального парка "Нижняя Кама", поскольку спорные земельные участки должны относиться к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" в силу закона, при этом не требуется специального акта Правительства Российской Федерации и перевода земель из одной категории в другую, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Согласно статье 30, части 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Часть 2 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и конкретизирует, какие факты устанавливаются судом. Данный перечень не является исчерпывающим.
В соответствии с положениями части 1 статьи 219 и пункта 2 части 1 статьи 220 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обязан представить доказательства того, что отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт, а также указать нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суду при рассмотрении заявления необходимо установить: не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из заявления ТУ Росимущества в Республике Татарстан, факт отнесения спорных земельных участков к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" необходим для предоставления в дальнейшем указанных земельных участков в аренду ОАО "КАМАЗ" и получения денежных средств в федеральный бюджет. Заявитель исходит из того, что указание в кадастровых документах категории "земли промышленности и иного специального назначения" нарушает не только требования по постановке на кадастровый учет земельных участков, но и нарушает целостность правового режима национального парка, как особо охраняемой природной территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ), в соответствии с частями 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
В соответствии пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае: создания особо охраняемых территорий; создания туристско-рекреационных особых экономических зон; в иных установленных Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами случаях.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ установлен порядок перевода земельных участков из одной категории в другую.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем фактически подано заявление, содержащее не требование об установлении юридического факта, а требование о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую.
Поскольку категория спорных земельных участков определена в документах кадастрового учета данных земельных участков в реестре объектов недвижимости, несогласие заявителя с данной категорией свидетельствует о наличии спора о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Отсутствие со стороны заинтересованных лиц возражений в отношении установления юридического факта отнесения спорных земельных участков к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" не является основанием для рассмотрения заявления по существу, поскольку не свидетельствует об отсутствии установленного законом или иным нормативным правовым актом иного внесудебного порядка установления данного факта, либо отсутствия гражданско-правового спора.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что обжалуемое определение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и оснований для его отмены не усматривает.
В соответствии с частью 3 статьи 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд разъясняет заявителю его право разрешить спор в порядке искового производства.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 января 2014 года по делу N А65-24031/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА

Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)