Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Гладких Е.П. (доверенность от 08.07.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания Агломерация" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2014 года по делу N А19-16172/2013 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
Администрация Ангарского муниципального образования (ОГРН 1023800526056, ИНН 3801022058, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания Агломерация" (ОГРН 1073811008336, ИНН 3811115576, далее - ООО "ИК Агломерация", ответчик) о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:26:000000:112, с образованием земельного участка:ЗУ1 (ранее имевший кадастровый номер 38:26:010134:10) площадью 4997 кв. м; земельного участка:ЗУЗ (ранее имевший кадастровый номер 38:26:010800:92) площадью 45824 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 38:26:000000:112 (в измененных границах) из земель сельскохозяйственного назначения, в координатах системы МСК-38:
о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:26:010800:6, с образованием земельного участка: ЗУ2 (ранее имевший кадастровый номер 38:26:010800:91) площадью 2445 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 38:26:010800:6 (в измененных границах) из земель сельскохозяйственного назначения, в координатах системы МСК-38:
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ИНН 3812122706, ОГРН 1093850013762, далее - ООО "ИЭСК"), Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (ИНН 3808171820, ОГРН 1083808000671, далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2014 года по делу N А19-16172/2013 заявленные требования удовлетворены.
ООО "ИК Агломерация" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Истец и третьи лица с доводами, изложенными в апелляционной жалобе ответчика, не согласились по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 30.05.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В силу части 9 статьи 130 АПК РФ в случае если арбитражный суд при рассмотрении дела установит, что в производстве другого арбитражного суда находится дело, требования по которому связаны по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам с требованиями, заявленными в рассматриваемом им деле, и имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов, арбитражный суд может приостановить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 настоящего Кодекса.
Ответчиком заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-6277/2014, которое суд апелляционной инстанции оставил без удовлетворения, поскольку определением Арбитражного суда Иркутской области от 17.06.2014 производство по указанному делу приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делам N А19-16378/2013 и N А19-123/2014. Таким образом, приостановление производства по настоящему делу не отвечает целям осуществления эффективного правосудия в разумные сроки и приведет к необоснованному затягиванию процесса. При этом апелляционный суд исходит из того, что приостановление производства по делу по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 130 АПК РФ, является правом, а не обязанностью арбитражного суда.
Кроме того, заявителем ходатайства не обосновано каким образом требования по делу N А19-6277/2014 связаны по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам с требованиями, заявленными в рассматриваемом деле, и по каким основаниям имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов. Апелляционный суд полагает, что заявленные требования по настоящему делу и делу N А19-6277/2014 по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам не совпадают, поскольку в деле N А19-6277/2014 заявлены требования об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (о запрете самовольной постройки), тогда как в настоящем деле - о разделе земельных участков.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании схемы и программы развития электроэнергетики Иркутской области на 2014-2018 года, утвержденной Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.01.2013 N-9мпр, и с целью обеспечения бесперебойного электроснабжения территории, в том числе жилищного строительства в г. Иркутске и Иркутском районе, проектируется строительство трассы ВЛ 220 кВ Иркутская - Восточная проходящей по территории Ангарского района (г. Ангарска, Мегетского муниципального образования), Иркутского района и г. Иркутска.
Трасса ВЛ 220кВ Иркутская-Восточная, согласно названной схеме, проходит от существующей ПС "Иркутская", расположенной в г. Ангарске в микрорайоне Новый, уходит на правый берег реки Ангара на территорию Иркутского района и г. Иркутска до проектируемой ПС "Восточная", расположенной на правом берегу в предместье "Рабочее".
Строительство данного объекта предусмотрено Схемой территориального планирования Ангарского района Иркутской области, утвержденной решением Думы Ангарского муниципального образования от 26.12.2012 N 304-46 рД.
Прохождение трассы по территории Мегетского муниципального образования, предусмотрено генеральным планом муниципального образования, Решением Думы Мегетского муниципального образования от 27.12.2013 N 72 внесены соответствующие изменения в генеральный план.
Поскольку наиболее оптимальным решением строительства данного объекта является частичное расположение его на земельных участках, предоставленных Обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания Агломерация". В связи с чем истец заявил о необходимости раздела предоставленных земельных участков, с целью последующего изъятия для государственных нужд.
Как следует из материалов дела, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3585345 кв. м с кадастровым номером 38:26:010800:6, расположенный: Иркутская область, Ангарский район, севернее рабочего поселка Мегет, для сельскохозяйственного производства был предоставлен ООО "ИК Агломерация" на основании постановления администрации Ангарского муниципального образования от 14.09.2010 N 2013-па и заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2010 N 8350 сроком с 14 09.2010 по 14.09.2020 года.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 7414611 кв. м с кадастровым номером 38:26:000000:112. расположенный: Иркутская область, Ангарский район, севернее рабочего поселка Метет, для сельскохозяйственного производства был предоставлен ООО "ИК Апитерапия" на основании постановления администрации Ангарского муниципального образования от 14.09.2010 N 2012-па и заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2010 N 8281 сроком с 14.09.2010 по 14.09.2020 года.
Земельный участок с кадастровым номером 38:26:000000:112 находится в собственности Ангарского муниципального образования, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03 ноября 2011 года сделана запись регистрации 38-38-02/042/2011-970.
Земельный участок с кадастровым номером 38:26:010800:6 является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена и им может распоряжаться администрация Ангарского муниципального образования, как орган местного самоуправления, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судом установлено, что на данный момент из земельного участка с кадастровым номером 38:26:000000:112 сформированы два земельных участка с кадастровым номером 38:26:010134:10. площадью 4997 кв. м и с кадастровым номером 38:26:010800:92. площадью 45825 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 38:26:000000:112 сохранен в измененных границ, в соответствии с п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.
Из земельного участка с кадастровым номером 38:26:010800:6 сформирован один земельный участок с кадастровым номером 38:26:010800:91. площадью 2445 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 38:26:010800:6 сохранен в измененных границ, в соответствии с и.6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.
Образованные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а впоследствии, в связи с вступлением решения по делу N А19-11541/2013 в законную силу, сняты с него.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с п. п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Из материалов дела следует, что Администрацией Ангарского муниципального образования направлено в адрес ООО "Инвестиционная компания Агломерация" как арендатора письмо от 18 октября 2013 года N 1/07-1703 с просьбой согласовать в письменном виде раздел вышеуказанных земельных участков.
05 ноября 2013 года был получен ответ от генерального директора ООО "Инвестиционная компания Агломерация" Жемчужникова А.П. Письмо не содержит согласия на раздел земельных участков; арендатор указал на возможность передачи частей земельных участков в субаренду непосредственно арендатором застройщику.
Требуя образования земельных участков при разделе без согласия арендатора, истец ссылается на п. 6 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ: образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке, согласно п. 8 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.
Истец пояснил суду первой инстанции, что раздел земельного участка необходим для дальнейшего прохождения процедуры изъятия земельных участков для государственных нужд (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ), а иск заявлен в связи с необходимостью образования земельных участков из предоставленных в аренду ООО "ИК Агломерация" и предоставления образованных земельных участков для строительства и последующего размещения опор воздушных линий.
Как установлено п. п. 1, 2 и 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельных участков.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6).
Проектной документацией, представленной в материалы дела, предусмотрено строительство трасс ВЛ ПС Иркутская - ПС Восточная, определены земельные участки необходимые для постоянного пользования - для размещения опор ВЛ и во временное - на период строительства для обеспечения работ по монтажу конструкций.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы проектной документации, проектные решения раздела "Проект полосы отвода" соответствуют Постановлению Правительства N 486 от 11.08.2003 "Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", "Нормам отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ" N 14728ТМ-Т1.
Из представленных в материалы дела схем расположения земельных участков для строительства ВЛ 220кВ Иркутская - Восточная на территории Ангарского муниципального образования видно, что проектируемая трасса ВЛ проходит через земельные участки, предоставленные в пользование ответчику, для строительства необходимы только части этих участков.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает обоснованными выводы суда первой инстанции о доказанности истцом обстоятельств необходимости строительства ВЛ 220кВ Иркутская-Восточная на земельных участках, предоставленных в аренду ответчику, и, соответственно, необходимости образования земельных участков путем раздела с целью последующего изъятия.
По мнению апелляционного суда, то обстоятельство, что застройщиком объекта капитального строительства "ПС 220/110/10 кВ Восточная с ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная и ВЛ 110 кВ" является ОАО "Иркутская электросетевая компания" (разрешение на строительство, согласно письму Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 27.12.2013) не имеет в настоящем споре правового значения и не влияет на правильные выводы суда о наличии обстоятельств необходимости строительства ВЛ 220кВ Иркутская-Восточная на земельных участках, предоставленных в аренду ответчику, и, соответственно, необходимости образования земельных участков путем раздела с целью последующего изъятия.
Следовательно, соответствующие доводы апеллянта о незаконности ведения третьим лицом - ОАО "ИЭСК" строительства и отсутствии у него разрешения на строительство не могут быть учтены судом апелляционной инстанции, поскольку основанием для раздела спорных земельных участков является их последующее изъятие для публичных нужд, а не ведение ОАО "ИЭСК" строительства на спорных участках каких-либо объектов.
В связи с указанным не имеют правового значения для разрешения настоящего спора и ссылки апеллянта на судебные акты по делам Арбитражного суда Иркутской области N А19-11541/2013 и N А19-12229/2013.
Также несостоятельна в силу преждевременности ссылка ООО "ИК Агломерация" на отсутствие в материалах дела акта государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, поскольку Администрация Ангарского муниципального образования обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о разделе земельных участков в целях последующего изъятия земельных участков в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В соответствии ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом правильно учтено, что ответчиком не представлены доказательства возможного иного варианта разрешения данного спора, в частности, не представил доказательства урегулирования вопроса о разделе участков. Как следует из материалов дела, после достижения договоренностей, отраженных в протоколе от 19.10.2012 (л.д. 60), сотрудничество между сторонами по данному вопросу прекратилось.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Исходя из установленного в ходе рассмотрения дела факта необходимости строительства ПС 220/110/10 кВ Восточная с ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная и ВЛ 110 кВ, в том числе на спорных земельных участках, необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении данного дела, судом на законных и обоснованных основаниях удовлетворены заявленные исковые требования.
Иные доводы апеллянта как не имеющие правового значения и не влияющие на законность обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не принимаются.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителя апелляционной жалобы, оспаривающие приведенные выводы суда, направлены на переоценку доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2014 года по делу N А19-16172/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2014 ПО ДЕЛУ N А19-16172/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. по делу N А19-16172/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куклиной Ю.О.,
при участии в судебном заседании представителя Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Гладких Е.П. (доверенность от 08.07.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания Агломерация" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2014 года по делу N А19-16172/2013 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
Администрация Ангарского муниципального образования (ОГРН 1023800526056, ИНН 3801022058, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания Агломерация" (ОГРН 1073811008336, ИНН 3811115576, далее - ООО "ИК Агломерация", ответчик) о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:26:000000:112, с образованием земельного участка:ЗУ1 (ранее имевший кадастровый номер 38:26:010134:10) площадью 4997 кв. м; земельного участка:ЗУЗ (ранее имевший кадастровый номер 38:26:010800:92) площадью 45824 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 38:26:000000:112 (в измененных границах) из земель сельскохозяйственного назначения, в координатах системы МСК-38:
о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:26:010800:6, с образованием земельного участка: ЗУ2 (ранее имевший кадастровый номер 38:26:010800:91) площадью 2445 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 38:26:010800:6 (в измененных границах) из земель сельскохозяйственного назначения, в координатах системы МСК-38:
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ИНН 3812122706, ОГРН 1093850013762, далее - ООО "ИЭСК"), Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области (ИНН 3808171820, ОГРН 1083808000671, далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2014 года по делу N А19-16172/2013 заявленные требования удовлетворены.
ООО "ИК Агломерация" обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта в полном объеме как незаконного и необоснованного по мотивам, изложенным в жалобе.
Истец и третьи лица с доводами, изложенными в апелляционной жалобе ответчика, не согласились по мотивам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 30.05.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Остальные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
В силу части 9 статьи 130 АПК РФ в случае если арбитражный суд при рассмотрении дела установит, что в производстве другого арбитражного суда находится дело, требования по которому связаны по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам с требованиями, заявленными в рассматриваемом им деле, и имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов, арбитражный суд может приостановить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 настоящего Кодекса.
Ответчиком заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-6277/2014, которое суд апелляционной инстанции оставил без удовлетворения, поскольку определением Арбитражного суда Иркутской области от 17.06.2014 производство по указанному делу приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делам N А19-16378/2013 и N А19-123/2014. Таким образом, приостановление производства по настоящему делу не отвечает целям осуществления эффективного правосудия в разумные сроки и приведет к необоснованному затягиванию процесса. При этом апелляционный суд исходит из того, что приостановление производства по делу по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 130 АПК РФ, является правом, а не обязанностью арбитражного суда.
Кроме того, заявителем ходатайства не обосновано каким образом требования по делу N А19-6277/2014 связаны по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам с требованиями, заявленными в рассматриваемом деле, и по каким основаниям имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов. Апелляционный суд полагает, что заявленные требования по настоящему делу и делу N А19-6277/2014 по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам не совпадают, поскольку в деле N А19-6277/2014 заявлены требования об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (о запрете самовольной постройки), тогда как в настоящем деле - о разделе земельных участков.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании схемы и программы развития электроэнергетики Иркутской области на 2014-2018 года, утвержденной Приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.01.2013 N-9мпр, и с целью обеспечения бесперебойного электроснабжения территории, в том числе жилищного строительства в г. Иркутске и Иркутском районе, проектируется строительство трассы ВЛ 220 кВ Иркутская - Восточная проходящей по территории Ангарского района (г. Ангарска, Мегетского муниципального образования), Иркутского района и г. Иркутска.
Трасса ВЛ 220кВ Иркутская-Восточная, согласно названной схеме, проходит от существующей ПС "Иркутская", расположенной в г. Ангарске в микрорайоне Новый, уходит на правый берег реки Ангара на территорию Иркутского района и г. Иркутска до проектируемой ПС "Восточная", расположенной на правом берегу в предместье "Рабочее".
Строительство данного объекта предусмотрено Схемой территориального планирования Ангарского района Иркутской области, утвержденной решением Думы Ангарского муниципального образования от 26.12.2012 N 304-46 рД.
Прохождение трассы по территории Мегетского муниципального образования, предусмотрено генеральным планом муниципального образования, Решением Думы Мегетского муниципального образования от 27.12.2013 N 72 внесены соответствующие изменения в генеральный план.
Поскольку наиболее оптимальным решением строительства данного объекта является частичное расположение его на земельных участках, предоставленных Обществу с ограниченной ответственностью "Инвестиционная компания Агломерация". В связи с чем истец заявил о необходимости раздела предоставленных земельных участков, с целью последующего изъятия для государственных нужд.
Как следует из материалов дела, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 3585345 кв. м с кадастровым номером 38:26:010800:6, расположенный: Иркутская область, Ангарский район, севернее рабочего поселка Мегет, для сельскохозяйственного производства был предоставлен ООО "ИК Агломерация" на основании постановления администрации Ангарского муниципального образования от 14.09.2010 N 2013-па и заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2010 N 8350 сроком с 14 09.2010 по 14.09.2020 года.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 7414611 кв. м с кадастровым номером 38:26:000000:112. расположенный: Иркутская область, Ангарский район, севернее рабочего поселка Метет, для сельскохозяйственного производства был предоставлен ООО "ИК Апитерапия" на основании постановления администрации Ангарского муниципального образования от 14.09.2010 N 2012-па и заключен договор аренды земельного участка от 17.09.2010 N 8281 сроком с 14.09.2010 по 14.09.2020 года.
Земельный участок с кадастровым номером 38:26:000000:112 находится в собственности Ангарского муниципального образования, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 03 ноября 2011 года сделана запись регистрации 38-38-02/042/2011-970.
Земельный участок с кадастровым номером 38:26:010800:6 является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена и им может распоряжаться администрация Ангарского муниципального образования, как орган местного самоуправления, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судом установлено, что на данный момент из земельного участка с кадастровым номером 38:26:000000:112 сформированы два земельных участка с кадастровым номером 38:26:010134:10. площадью 4997 кв. м и с кадастровым номером 38:26:010800:92. площадью 45825 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 38:26:000000:112 сохранен в измененных границ, в соответствии с п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.
Из земельного участка с кадастровым номером 38:26:010800:6 сформирован один земельный участок с кадастровым номером 38:26:010800:91. площадью 2445 кв. м. Земельный участок с кадастровым номером 38:26:010800:6 сохранен в измененных границ, в соответствии с и.6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.
Образованные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а впоследствии, в связи с вступлением решения по делу N А19-11541/2013 в законную силу, сняты с него.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с п. п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Из материалов дела следует, что Администрацией Ангарского муниципального образования направлено в адрес ООО "Инвестиционная компания Агломерация" как арендатора письмо от 18 октября 2013 года N 1/07-1703 с просьбой согласовать в письменном виде раздел вышеуказанных земельных участков.
05 ноября 2013 года был получен ответ от генерального директора ООО "Инвестиционная компания Агломерация" Жемчужникова А.П. Письмо не содержит согласия на раздел земельных участков; арендатор указал на возможность передачи частей земельных участков в субаренду непосредственно арендатором застройщику.
Требуя образования земельных участков при разделе без согласия арендатора, истец ссылается на п. 6 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ: образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке, согласно п. 8 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.
Истец пояснил суду первой инстанции, что раздел земельного участка необходим для дальнейшего прохождения процедуры изъятия земельных участков для государственных нужд (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ), а иск заявлен в связи с необходимостью образования земельных участков из предоставленных в аренду ООО "ИК Агломерация" и предоставления образованных земельных участков для строительства и последующего размещения опор воздушных линий.
Как установлено п. п. 1, 2 и 6 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельных участков.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6).
Проектной документацией, представленной в материалы дела, предусмотрено строительство трасс ВЛ ПС Иркутская - ПС Восточная, определены земельные участки необходимые для постоянного пользования - для размещения опор ВЛ и во временное - на период строительства для обеспечения работ по монтажу конструкций.
Согласно положительному заключению негосударственной экспертизы проектной документации, проектные решения раздела "Проект полосы отвода" соответствуют Постановлению Правительства N 486 от 11.08.2003 "Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", "Нормам отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ" N 14728ТМ-Т1.
Из представленных в материалы дела схем расположения земельных участков для строительства ВЛ 220кВ Иркутская - Восточная на территории Ангарского муниципального образования видно, что проектируемая трасса ВЛ проходит через земельные участки, предоставленные в пользование ответчику, для строительства необходимы только части этих участков.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает обоснованными выводы суда первой инстанции о доказанности истцом обстоятельств необходимости строительства ВЛ 220кВ Иркутская-Восточная на земельных участках, предоставленных в аренду ответчику, и, соответственно, необходимости образования земельных участков путем раздела с целью последующего изъятия.
По мнению апелляционного суда, то обстоятельство, что застройщиком объекта капитального строительства "ПС 220/110/10 кВ Восточная с ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная и ВЛ 110 кВ" является ОАО "Иркутская электросетевая компания" (разрешение на строительство, согласно письму Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 27.12.2013) не имеет в настоящем споре правового значения и не влияет на правильные выводы суда о наличии обстоятельств необходимости строительства ВЛ 220кВ Иркутская-Восточная на земельных участках, предоставленных в аренду ответчику, и, соответственно, необходимости образования земельных участков путем раздела с целью последующего изъятия.
Следовательно, соответствующие доводы апеллянта о незаконности ведения третьим лицом - ОАО "ИЭСК" строительства и отсутствии у него разрешения на строительство не могут быть учтены судом апелляционной инстанции, поскольку основанием для раздела спорных земельных участков является их последующее изъятие для публичных нужд, а не ведение ОАО "ИЭСК" строительства на спорных участках каких-либо объектов.
В связи с указанным не имеют правового значения для разрешения настоящего спора и ссылки апеллянта на судебные акты по делам Арбитражного суда Иркутской области N А19-11541/2013 и N А19-12229/2013.
Также несостоятельна в силу преждевременности ссылка ООО "ИК Агломерация" на отсутствие в материалах дела акта государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, поскольку Администрация Ангарского муниципального образования обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о разделе земельных участков в целях последующего изъятия земельных участков в соответствии с Земельным кодексом РФ.
В соответствии ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом правильно учтено, что ответчиком не представлены доказательства возможного иного варианта разрешения данного спора, в частности, не представил доказательства урегулирования вопроса о разделе участков. Как следует из материалов дела, после достижения договоренностей, отраженных в протоколе от 19.10.2012 (л.д. 60), сотрудничество между сторонами по данному вопросу прекратилось.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Исходя из установленного в ходе рассмотрения дела факта необходимости строительства ПС 220/110/10 кВ Восточная с ВЛ 220 кВ Иркутская-Восточная и ВЛ 110 кВ, в том числе на спорных земельных участках, необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении данного дела, судом на законных и обоснованных основаниях удовлетворены заявленные исковые требования.
Иные доводы апеллянта как не имеющие правового значения и не влияющие на законность обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не принимаются.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, доводы заявителя апелляционной жалобы, оспаривающие приведенные выводы суда, направлены на переоценку доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства и получивших надлежащую правовую оценку, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2014 года по делу N А19-16172/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)