Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 января 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 января 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - Пряников А.О., доверенность от 20.09.2006 г.,
от ответчика - Фомичева Н.Н, доверенность от 27.01.2006 г. N 02-269/86,
от третьего лица - Гукасян И.Б., доверенность от 16.01.2007 г. N 9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 4 дело по апелляционной жалобе ООО "Профит-Компани" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. по делу N А55-13299/2006 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению ООО "Профит-Компани", г. Сызрань, Самарская область
к Администрации городского округа Сызрани, г. Сызрань, Самарская область
третье лицо Территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, Самарская область.
об оспаривании бездействия и обязании совершить действия
установил:
ООО "Профит-Компани" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Сызрани (далее ответчик) в отношении поданного ООО "Профит-Компани" заявления N 94 от 11.07.2006 г. и обязать Администрацию городского округа Сызрани изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. К.Маркса. 12 и утвердить проект границ указанного земельного участка общей площадью 4 394 кв. м из земель поселений в кадастровом квартале 63:08:0101021.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. признано незаконным бездействие Администрации городского округа Сызрани, выразившееся в отсутствии ответа на заявление ООО "Профит-Компани" N 94 от 11.07.2006 г. В остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении его требования о возложении на Администрацию городского округа Сызрани обязанности изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. К.Маркса. 12 и утвердить проект границ указанного земельного участка общей площадью 4 394 кв. м из земель поселений в кадастровом квартале 63:08:0101021, так как считает, что выводы суда первой инстанции о том, что кадастровый план может быть изготовлен, в данном случае, только по обращению уполномоченного государственного органа не основанном на нормах Земельного кодекса РФ и удовлетворить заявление в этой части.
Ответчик и третье лицо считают решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, лица, участвующие в деле не заявили возражений.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 июля 2006 года заявитель обратился к ответчику с заявлением N 94 от 11.07.2006 г., в котором просил: изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. К.Маркса, 12.. утвердить проект границ указанного земельного участка, в двухнедельный срок с момента утверждения проекта границ принять решение о предоставлении данного земельного участка ООО "Профит-Компани" в собственность за плату и направить ООО "Профит-Компани" копию решения с приложением проекта границ земельного участка, в двухнедельный срок с момента изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка направить ООО "Профит-Компани" проект договора купли-продажи земельного участка.
Заявитель является собственником нежилого пристроенного здания с пристроем и подвалом расположенного: Самарская область. г. Сызрань, ул. К.Маркса. 12. Указанное здание было приобретено на аукционе по продаже муниципального имущества г. Сызрани. По результатам аукциона был заключен договор купли-продажи N 323 от 23.03.2000 г. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АБ N 712730 от 27.09.2005 г.
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков путем выкупа имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Из материалов дела следует, что на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Карла-Маркса, 12, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Поскольку на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, то заявление о предоставлении земельного участка в собственность подается в орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества.
Согласно пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.10.2004 г. N 691. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений. Согласно пункта 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 г. N 37. единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области.
ООО "Профит-Компани" обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в орган местного самоуправления, то есть в орган, который неуполномочен принимать решение о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Довод заявителя о том, что согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ независимо от того, какой орган будет принимать решение о предоставлении земельного участка, кадастровый план земельного участка должен подготовить для заявителя орган местного самоуправления, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил поскольку, согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка (пункт 8 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным порядком орган местного самоуправления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ на основании заявления гражданина или юридического лица, если гражданин или юридическое лицо обратились с заявлением о приобретении прав на земельный участок право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием или же в случае если право собственности на этот земельный участок не разграничено.
В случае обращения гражданина или юридического лица с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в предусмотренный статьей 29 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти без приложения кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления обеспечивает изготовление кадастровой карты по обращению исполнительного органа государственной власти, этому же органу изготовленную кадастровую карту направляет, а заявитель получает кадастровую карту земельного участка от исполнительного органа государственной власти при решении вопроса о представлении земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Администрации городского округа Сызрань отсутствовала обязанность изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка именно по заявлению ООО "Профит-Компани".
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. по делу N А55-13299/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2007 ПО ДЕЛУ N А55-13299/2006
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2007 г. по делу N А55-13299/2006
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 января 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 января 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Г.О.,
с участием:
от заявителя - Пряников А.О., доверенность от 20.09.2006 г.,
от ответчика - Фомичева Н.Н, доверенность от 27.01.2006 г. N 02-269/86,
от третьего лица - Гукасян И.Б., доверенность от 16.01.2007 г. N 9,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 4 дело по апелляционной жалобе ООО "Профит-Компани" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. по делу N А55-13299/2006 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению ООО "Профит-Компани", г. Сызрань, Самарская область
к Администрации городского округа Сызрани, г. Сызрань, Самарская область
третье лицо Территориальное управление Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара, Самарская область.
об оспаривании бездействия и обязании совершить действия
установил:
ООО "Профит-Компани" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа Сызрани (далее ответчик) в отношении поданного ООО "Профит-Компани" заявления N 94 от 11.07.2006 г. и обязать Администрацию городского округа Сызрани изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. К.Маркса. 12 и утвердить проект границ указанного земельного участка общей площадью 4 394 кв. м из земель поселений в кадастровом квартале 63:08:0101021.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. признано незаконным бездействие Администрации городского округа Сызрани, выразившееся в отсутствии ответа на заявление ООО "Профит-Компани" N 94 от 11.07.2006 г. В остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении его требования о возложении на Администрацию городского округа Сызрани обязанности изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. К.Маркса. 12 и утвердить проект границ указанного земельного участка общей площадью 4 394 кв. м из земель поселений в кадастровом квартале 63:08:0101021, так как считает, что выводы суда первой инстанции о том, что кадастровый план может быть изготовлен, в данном случае, только по обращению уполномоченного государственного органа не основанном на нормах Земельного кодекса РФ и удовлетворить заявление в этой части.
Ответчик и третье лицо считают решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным и просят оставить его без изменения.
Арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, лица, участвующие в деле не заявили возражений.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11 июля 2006 года заявитель обратился к ответчику с заявлением N 94 от 11.07.2006 г., в котором просил: изготовить кадастровую карту (план) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. К.Маркса, 12.. утвердить проект границ указанного земельного участка, в двухнедельный срок с момента утверждения проекта границ принять решение о предоставлении данного земельного участка ООО "Профит-Компани" в собственность за плату и направить ООО "Профит-Компани" копию решения с приложением проекта границ земельного участка, в двухнедельный срок с момента изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка направить ООО "Профит-Компани" проект договора купли-продажи земельного участка.
Заявитель является собственником нежилого пристроенного здания с пристроем и подвалом расположенного: Самарская область. г. Сызрань, ул. К.Маркса. 12. Указанное здание было приобретено на аукционе по продаже муниципального имущества г. Сызрани. По результатам аукциона был заключен договор купли-продажи N 323 от 23.03.2000 г. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АБ N 712730 от 27.09.2005 г.
Согласно статье 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков путем выкупа имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Из материалов дела следует, что на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Карла-Маркса, 12, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного Кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Поскольку на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, то заявление о предоставлении земельного участка в собственность подается в орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества.
Согласно пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.10.2004 г. N 691. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений. Согласно пункта 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 г. N 37. единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области.
ООО "Профит-Компани" обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в орган местного самоуправления, то есть в орган, который неуполномочен принимать решение о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Довод заявителя о том, что согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ независимо от того, какой орган будет принимать решение о предоставлении земельного участка, кадастровый план земельного участка должен подготовить для заявителя орган местного самоуправления, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил поскольку, согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка (пункт 8 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным порядком орган местного самоуправления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ на основании заявления гражданина или юридического лица, если гражданин или юридическое лицо обратились с заявлением о приобретении прав на земельный участок право собственности на который зарегистрировано за муниципальным образованием или же в случае если право собственности на этот земельный участок не разграничено.
В случае обращения гражданина или юридического лица с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в предусмотренный статьей 29 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти без приложения кадастровой карты (плана) земельного участка, орган местного самоуправления обеспечивает изготовление кадастровой карты по обращению исполнительного органа государственной власти, этому же органу изготовленную кадастровую карту направляет, а заявитель получает кадастровую карту земельного участка от исполнительного органа государственной власти при решении вопроса о представлении земельного участка.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у Администрации городского округа Сызрань отсутствовала обязанность изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка именно по заявлению ООО "Профит-Компани".
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 ноября 2006 г. по делу N А55-13299/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)