Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-35235/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. по делу N А55-35235/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Захаров И.В., доверенность от 24.12.2012 г., Садонцева Н.В., доверенность от 24.12.2012 г.
от ответчика - Сидоренко С.В., доверенность от 09.04.2013 г. N 3-49/66,
от третьих лиц:
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" - Адамова Ю.А., доверенность от 09.01.2013 г. N 20,
открытого акционерного общества "МРСК Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2013 г. по делу N А55-35235/2012 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" (ОГРН 1066316085120), г. Самара,
к Министерству строительства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети", г. Самара,
открытое акционерное общество "МРСК Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети"
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Капитал-Строй" (далее - заявитель, ООО "Капитал-Строй", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству строительства Самарской области (далее - ответчик, Министерство строительства) с заявлением о признании незаконным решения от 26.09.2012 г. N 3/6489 об отказе в предоставлении ООО "Капитал-Строй" земельного участка площадью 7256,00 кв. м, расположенного по адресу: ул. Калинина/ул. Красных Коммунаров в Советском районе г. Самары, для строительства административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами; об обязании Министерства строительства вынести решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 26.04.2013 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство строительства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; непривлечение лиц, права и обязанности которых данным решением затрагиваются.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд не принял доводы Министерства строительства о наличии охранных зон объектов электросетевого хозяйства на испрашиваемом земельном участке. В то же время использование данного земельного участка под строительство административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами прямо запрещено нормами действующего законодательства, а именно Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков в границах таких зон, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 160.
Считает неправомерным указание суда в обжалуемом решение как на основание для удовлетворения требований на отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка сведений об охранных зонах.
Кроме того, при вынесении решения по данному делу не было установлено лицо, кому принадлежат соответствующие объекты электросетевого хозяйства, то есть дело рассмотрено без привлечения лица, законные права и интересы которого могут быть затронуты. Указанное обстоятельство в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Также судом не учтено, что на земельном участке расположены соответствующие трассы инженерных коммуникаций, в связи с чем использование данного участка противоречит требованиям свода правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий".
При таких обстоятельствах, по мнению Министерства строительства, решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка принято быть не могло.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя, третьего лица - закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представители иных третьих лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 26.03.2008 г. ООО "Капитал-Строй" обратилось в Министерство строительства с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами по ул. Калинина/ул. Красных Коммунаров, испрашиваемое право: аренда под строительство на три года, предполагаемая площадь земельного участка: 7256 кв. м (л.д. 11-12).
11.10.2008 г. в газете "Самарская газета" N 187 была опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами по ул. Калинина/ул. Красных Коммунаров в Советском районе города Самары (л.д. 117).
Постановлением главы городского округа Самара от 29.01.2009 г. N 83 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по улице Калинина/улице Красных Коммунаров в Советском районе города Самары, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны предприятий и складов V - IV классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м) (ПК-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, для строительства административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами (л.д. 88, 133).
Данный земельный участок площадью 7256 кв. м по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Калинина/ул. Коммунаров был поставлен на государственный кадастровый учет 17.02.2009 г. с присвоением кадастрового номера 63:01:0925004:515, с указанием разрешенного использованием: для строительства административно-офисного здания с подземными и наземными паркингами, характера сведений ГКН: сведения о земельном участке носят временный характер (л.д. 94-98).
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары сопроводительным письмом от 23.08.2012 г. N СПИ-9/3617-0-2 (на N 3/2306 от 05.04.2011 г.) направил в Министерство строительства согласованный в установленном порядке акт о выборе испрашиваемого земельного участка (л.д. 112-113).
Министерство строительства письмом от 26.09.2012 г. N 3/6489 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 114-116).
Отказ мотивирован расположением на земельном участке опор линий электропередач и существующих трасс инженерных коммуникаций (кабели связи, водопровод диаметром 200 мм), со ссылкой на п. 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 160, свод правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий".
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьях 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 (далее - Регламент).
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявление Общества в Министерство строительства о предоставлении земельного участка в аренду полностью соответствует вышеуказанным требованиям.
В соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как следует из пунктов 3.8, 3.9 Регламента результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Министерство принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, наличие подготовленного акта о выборе и утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории являются достаточными документами для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что схема расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории была утверждена постановлением главы городского округа Самара от 29.01.2009 г. N 83; результаты выбора земельного участка оформлены Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары актом о выборе земельного участка для строительства (л.д. 136-139), который был направлен сопроводительным письмом от 23.08.2012 г. N СПИ-9/3617-0-2 в Министерство строительства и получен последним 30.08.2012 г.
Доводы Министерства строительства о невозможности предоставления земельного участка для строительства в связи с нахождением на нем опор линий электропередач и существующих трасс инженерных коммуникаций (кабели связи, водопровод диаметром 200 мм), со ссылкой на п. 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 160, свод правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий", обоснованно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 г. N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 1 и 2 настоящие Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с п. 6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация) (абзац первый); охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах (абзац четвертый).
Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений (пункт 7 Правил).
Ответчиком в материалы дела, в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено доказательств установления сетевой организацией границ охранной зоны в отношении объекта электросетевого хозяйства в порядке, предусмотренном вышеуказанными Правилами. Указание только на наличие линий электропередач (сетей) без конкретизации их типа, класса, границы охранной зоны является недостаточным.
В соответствии с п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В силу пп. "б" п. 9 этих же Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, помимо действий, предусмотренных п. 8 настоящих Правил, запрещается: размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Ответчиком в материалы дела, в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представлено доказательств нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт.
Министерством строительства как лицом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, владелец указанных электрических сетей не установлен. Участвующие в деле в качестве третьих лиц сетевые организации отрицают наличие на спорном земельном участке их источника электроснабжения и электрических сетей.
Таким образом, ответчиком не доказан факт принадлежности расположенных на указанном земельном участке сетей конкретному физическому или юридическому лицу, следовательно, отсутствуют и доказательства, что предполагаемое размещение объекта нарушает права и законные интересы каких-либо физических, юридических лиц либо создает угрозу такого нарушения.
Ссылка Министерства строительства о невозможности предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с расположением на нем инженерных коммуникаций является несостоятельной и не подтверждена документально. Министерством не представлены доказательства наличия каких-либо обременений (ограничений), особых условий на участке, испрашиваемом заявителем. Более того, обеспечение процедуры выбора участка определяет саму возможность планируемого строительства. В подготовленном уполномоченным органом - Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самары акте о выборе земельного участка для строительства какие-либо особые условия не указаны.
Судом первой инстанции правомерно отклонен и довод Министерства строительства о невозможности удовлетворения требований заявителя в связи с принятием постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 г. N 639 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах".
В соответствии с п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ, введенным Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 365-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2010 г., органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен постановлением Правительства Самарской области от 09.11.2012 г. N 639, то есть после обращения заявителя в Министерство строительства, после утверждения схемы расположения земельного участка и после оформления и направления в Министерство согласованного акта о выборе земельного участка и оспариваемого отказа.
Поскольку процедура предоставления земельного участка начата в соответствии с требованиями земельного законодательства до вступления в силу указанного постановления Правительства, ссылка Министерства строительства на него как на основание законности оспариваемого решения от 26.09.2012 г. N 3/6489 об отказе в предоставлении ООО "Капитал-Строй" земельного участка правомерно признана судом первой инстанции не соответствующей закону.
Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 г. N 20-П предусмотрено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Совокупное толкование вышеприведенных норм свидетельствует о том, что в данном случае нормы постановления Правительства Самарской области от 09.11.2012 г. N 639 об исключительности процедуры торгов не применяются к правоотношениям Общества по предоставлению земельного участка в аренду.
Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой: постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2013 г. по делу N А55-29220/2012.
Поскольку оспариваемое решение Министерства строительства от 26.09.2012 г. N 3/6489 об отказе в предоставлении ООО "Капитал-Строй" земельного участка не соответствует требованиям ст. 31 ЗК РФ, нарушает права и законные интересы Общества, суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования.
Предусмотренных п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ оснований для отмены обжалованного решения суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает. Не имеется и иных предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловных оснований для отмены судебного акта.
Доводы, приведенные Министерством строительства в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2013 г. по делу N А55-35235/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Н.Ю.МАРЧИК

Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)