Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2012 N 05АП-8502/2012 ПО ДЕЛУ N А59-2201/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2012 г. N 05АП-8502/2012

Дело N А59-2201/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 06 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Н.А. Скрипки, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Сахалинморнефтемонтаж"
апелляционное производство N 05АП-8502/2012
на решение от 06.08.2012
судьи И.Н. Ширейкиной
по делу N А59-2201/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования "Городской округ "Ногликский"
к Открытому акционерному обществу "Сахалинморнефтемонтаж"
о взыскании задолженности по арендной плате
при участии: лица, участвующие в деле, не явились

установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Муниципального округа "Городской округ Ногликский" (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к открытому акционерному обществу "Сахалинморнефтемонтаж" о взыскании задолженности по арендной плате в размере 2 200 814 рублей 15 копеек.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 06.08.2012 иск удовлетворен частично. С ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" в пользу Комитета взыскана задолженность по арендной плате в сумме 1 416 247 руб. 20 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 27 162 руб. 47 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований. Указал, что в соответствии с Постановлением Правительства от 16.07.2009 N 582 арендная плата должна исчисляться в размере 2% кадастровой стоимости земельного участка, поскольку ответчиком право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками было переоформлено на право аренды.
В отзыве на апелляционную жалобу истец с доводами жалобы не согласился, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что положения Постановления Правительства от 16.07.2009 N 582 в данном случае неприменимы, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками было переоформлено ответчиком задолго до вступления в действие данного постановления.
В заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, согласно Государственному акту серии НГ N 1215 ПМК ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" предоставлен земельный участок площадью 0,136 га в бессрочное (постоянное) пользование под существующее здание управления ПМК.
По Государственному акту на право пользования землей серии А-I N 246571 от 19.04.1984 Строительному управлению N 2 треста "Сахалинморнефтегазпромстрой" предоставлен в бессрочное пользование земельный участок 0,18 га для строительства общежития в м/р N 1 пос. Ноглики.
В соответствии с Государственным актом серии НГ N 1187 Передвижной механизированной колонне ДАООТ "Сахалинморнефтемонтаж" предоставлен земельный участок площадью 5,1854 га в бессрочное (постоянное) пользование для строительства производственной базы.
21.06.2004 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ногликского района (арендодатель) и ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" (арендатор) были заключены три договора аренды в отношении трех земельных участков:
- - N 149-39 на земельный участок с кадастровым номером 65:22:00 00013:0121, площадью 1221 кв. м, расположенный по адресу: пгт. Ноглики, пер. Школьный 8, разрешенное использование земли - под административное здание ПМК, сроком на 49 лет;
- - N 150-39 - на земельный участок с кадастровым номером 65:22:00 00 012:0068, площадью 647 кв. м, расположенный по адресу: пгт. Ноглики, ул. Депутатская 6, разрешенное использование земли - под здание общежития ПМК, сроком на 49 лет;
- - N 151-39 - на земельный участок с кадастровым номером 65:22:00 00 015:0250, площадью 50964 кв. м, расположенный по адресу: пгт. Ноглики, ул. Мостовая 31, разрешенное использование земли - под базу ПМК, сроком на 49 лет.
Основанием для заключения указанных договоров аренды явились постановления главы администрации Муниципального образования "Ногликский район" N 123 от 03.03.2004 и N 182 от 07.04.2004.
В соответствии с п. 2.1 каждого из договоров размер арендной платы за участок определяется Расчетом арендной платы, который является неотъемлемой частью договора.
В пункте 2.2 договоров предусмотрено, что размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке с письменным извещением арендатора в соответствии с законодательством РФ, законодательством Сахалинской области, решениями Ногликского районного Собрания депутатов.
Годовой размер арендной платы за использование земельными участками в 2004 году определен с учетом следующих параметров: площади земельного участка, оценочной зоны, нормативной цены земли, базовой арендной платы, коэффициента от вида деятельности и составлял соответственно 31 319 рублей, 16 596 рублей, 987 509 рублей.
Дополнительными соглашениями от 11.06.2009, заключенными между сторонами к упомянутым договорам аренды земельных участков, изменен расчет арендной платы с 01.04.2009 и размер годовой арендной платы установлен по договору N 149-39-46 935 рублей, N 150-39-2 534 рублей, N 151-39-620 734 рублей. При этом при расчете использовались следующие параметры: площадь земельного участка, оценочная зона, кадастровая стоимость земельного участка, коэффициент, зависящий от зоны градостроительной ценности, коэффициент дифференциации по видам деятельности арендатора, уровень инфляции.
Впоследствии расчет арендной платы за земельные участки изменился в 2010 году в связи с уровнем инфляции, о чем ответчику было направлено письменное уведомление с соответствующими расчетами, из которых следует, что годовая арендная плата за участок по договору N 149-39 составила 65 628 рублей, N 150-39-2 761 рублей, N 151-39-832 220 рублей. Такой же размер арендной платы остался в 2011 году. Всего за период с апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года ответчику была начислена арендная плата в сумме 2 446 343 руб.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по внесению арендной платы, Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО Ногликский обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из расчета арендной платы, установленного договорами аренды земельных участков и дополнительными соглашениями к ним, уведомлениями об изменении арендной платы, направленными истцом в адрес ответчика.
Между тем, судом не учтено следующее.
До передачи земельных участков в аренду ответчик владел ими на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается государственными актами серии НГ N 1215, серии А-I N 246571, серии НГ N 1187 и не оспаривается истцом.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, потому арендная плата должна определяться с учетом установленной уполномоченным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
В то же время согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Аналогичный размер арендной платы был установлен пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакциях, действовавших в спорный период.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 от 16.07.2009 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11.
Согласно закрепленному в Постановлении N 582 от 16.07.2009 принципу недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Пунктом 4 Постановления мэра муниципального образования Городской округ Ногликский от 31.03.2009 N 198 установлены размеры арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования "Городской округ Ногликский, государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые переоформляется юридическими и физическими лицами на право аренды - 0,02 для арендуемых земельных участков (два процента от кадастровой стоимости).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что поскольку ответчик относится к лицам, которые переоформили право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, арендная плата за использование таких земельных участков должна определяться в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ и ее годовой размер не может быть более 2% кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Тот факт, что ответчик переоформил свое право бессрочного (постоянного) пользования спорными земельными участками в 2004 году не лишает его тех льгот, которые установлены, в том числе вступившими после такого переоформления в законную силу нормативными правовыми актами, и не лишает его статуса лица, переоформившего право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками на право аренды.
Из содержания пункта 2 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не усматривается оснований для такого ограничительного его толкования, при котором право арендатора на определение размера арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельного участка обусловлено тем, когда было произведено переоформление права.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, во исполнение договоров аренды N 149-39, 150-39, 151-39 от 21.06.2004 ответчиком за период с апреля 2009 года по декабрь 2011 года в полном объеме произведены арендные платежи из расчета 2% от кадастровой стоимости арендуемых участков, что подтверждается также имеющимися в материалах дела платежными поручениями (л.д. 34-64 т. 3), в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с него арендной платы исходя из арендной платы, превышающей указанный размер.
Более того, из имеющихся в материалах дела кадастровых планов спорных земельных участков от 05.04.2007 N И22/07-116, от 05.04.2007 N И22/07-118, от 05.04.2007 N И22/07-117 (л.д. 18, 23, 28 т. 3), кадастровых паспортов от 23.05.2012 N 65/201/12-10639, от 23.05.2012 N 65/201/12-10650, от 23.05.2012 N 65/201/12-10680 (л.д. 19, 24, 29 т. 3) видно, что спорные земельные участки с 2007 года являются государственной собственностью, в связи с чем истцом не доказано свое право на предъявление настоящего иска о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
В силу пункта 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 06.08.2012 по делу N А59-2201/2012 изменить.
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования "Городской округ "Ногликский" отказать.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования "Городской округ "Ногликский" в пользу Открытого акционерного общества "Сахалинморнефтемонтаж" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 (Две тысячи) рублей.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ВЕТОШКЕВИЧ

Судьи
Н.А.СКРИПКА
С.Б.КУЛТЫШЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)