Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Кривошеиной С.В.
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
- от заявителя: Шпигунова Ю.М., представитель по доверенности от 21.05.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица: без участия (извещен);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента лесного хозяйства Новосибирской области (07АП-12077/14)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.10.2014
по делу N А45-11450/2014 (Судья Векшенков Д.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767)
к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (ОГРН 1105406000798)
о признании бездействия незаконным,
установил:
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - заявитель, общество, ОАО "Ростелеком") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании бездействия незаконным.
Решением суда от 20.10.2014 (резолютивная часть объявлена 13.10.2014) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм процессуального и материального права.
Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве, представленном в суд порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением апелляционного суда от 13.01.2015 судебное разбирательство по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства Новосибирской области в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 12.02.2015.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи С.Н. Хайкиной на судью С.В. Кривошеину. В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство начато сначала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 августа 2009 года между открытым акционерным обществом "Сибирьтелеком" (далее - ОАО "Сибирьтелеком") и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области заключен договор аренды лесного участка N 13/53-л, по условиям которого ОАО "Сибирьтелеком" во временное пользование передана часть лесного участка площадью 4,48 га, находящегося в федеральной собственности, являющегося частью лесного участка, площадью 3 491 910 000 кв. м, зарегистрированного в ЕГРП на недвижимое имущество 03.03.2004, с кадастровым (условным) номером 11504425, относящимся к категории земель: земли лесного фонда, с местоположением: Новосибирская область, Чулымский район, Ужанихинский и Чулымский лесохозяйственные участки, Чулымское лесничество. Разрешенное использование лесного участка: эксплуатация воздушных линий связи в объемах согласно приложению N 3 (пункт 1.4 договора). С 01.01.2010 областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере лесных отношений на территории Новосибирской области, является Департамент лесного хозяйства Новосибирской области. Согласно подпункту 2 пункта 9.1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 N 469, департамент осуществляет следующие отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов. 01.04.2011 ОАО "Сибирьтелеком" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к ОАО "Ростелеком". В мае 2013 года общество обратилось в департамент с заявлением о подписании дополнительного соглашения, по которому предлагалось: уменьшить площадь используемого лесного участка до 2,58 га, применить поправочный коэффициент 0,1 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов, исключить из договора условия о предоставлении проекта освоения лесов. В октябре 2013 года из департамента обществу поступило дополнительное соглашение от 27.09.2013, по которому департамент изменил площадь лесного участка до 2,58 га, применил поправочный коэффициент 0,1 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов, однако условия о необходимости предоставления проекта освоения лесов не были исключены из договора, также был включен пункт об одностороннем расторжении договора по инициативе департамента. Общество подписало дополнительное соглашение от 27.09.2013 с протоколом разногласий, которые были направлены в адрес заинтересованного лица. В феврале обществом получен подписанный департаментом протокол урегулирования разногласий от 25.12.2013, в котором заинтересованное лицо настаивает на принятии условий дополнительного соглашения в своей редакции. Заявитель подписал указанное дополнительное соглашение в редакции департамента в связи с необходимостью уменьшить площадь земельного участка и значительного снижения арендной платы с 11.03.2011. 22 апреля 2014 года заявитель направил в адрес департамента проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, исключающий из договора условия о предоставлении проекта освоения лесов, о возложение обязанности на общество по обеспечению тушения пожара, об одностороннем расторжении договора по инициативе департамента с предложением рассмотреть и подписать дополнительное соглашение в десятидневный срок.
Заинтересованное лицо в установленный срок никаких действий по рассмотрению направленных документов не совершило.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, просит признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в не исключении из договора аренды лесного участка от 14.08.2009 N 13/53-л условий о предоставлении проекта освоения лесов, о возложении на общество обязанности по обеспечению тушения пожара, об одностороннем расторжении договора по инициативе департамента.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Объектом аренды в спорном правоотношении является лесной участок, понятие которого содержится в статье 7 ЛК РФ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила).
Согласно пунктам 1, 2 Правил, они разработаны в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации. Для целей Правил под линейными объектами понимаются, в том числе линии электропередачи.
В пункте 7 Правил указано, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов. В то же время, в силу пунктов 8, 9 Правил в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
При этом, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении рубок лесных насаждений, указанных в пункте 8 и абзаце первом настоящего пункта 9 Правил, проект освоения лесов не составляется. То есть, с учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что проекта освоения лесов в данном случае не требовалось, является обоснованным, доводы Департамента в данной части признаются несостоятельными.
Ссылки Департамента на привлечение заявителя в 2013 году к административной ответственности по пункту 4 статьи 8.25 КоАП РФ, не принимаются судебной коллегией, поскольку судами при рассмотрении дела N А45-7067/2013 не рассматривалась законность включения условия о предоставлении проекта освоения лесов в договор.
Как следует из пункта 3.4.6 договора аренды лесного участка N 13/53-л от 14.08.2009, в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
В силу статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 51 ЛК РФ). Частью 1 статьи 52 ЛК РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. В статье 52 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и настоящим Кодексом, (далее - Закон N 69) Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ). Согласно части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
- Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Подпунктом "г" пункта 13 указанных Правил предусмотрено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;
- В силу части 3 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из системного и буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета. Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами. Установлено, что ОАО "Ростелеком" не является специализированной противопожарной организацией.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 9-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у ОАО "Ростелеком" лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров. Поскольку возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара противоречит названным нормам материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
Как следует из материалов дела, редакцией дополнительного соглашения от 27.09.2013 департаментом были включены условия об одностороннем расторжении договора аренды. Так пунктом 6.2 договора аренды лесного участка N 13/53-л от 14.08.2009 предусмотрено - Арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора в случае нарушения арендатором следующих требований законодательства и условий настоящего договора: - не внесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного настоящим договором срока платежа; - нарушение арендатором установленных правил использования лесов и лесного законодательства на арендуемом лесном участке; - не предоставление проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в указанный в договоре срок; - не выполнение арендатором установленных проектом освоения лесов объемов и сроков исполнения работ по охране лесов на арендуемом лесном участке. В этом случае договор считается расторгнутым в соответствии с частью 3 статьи 450 ГК РФ, о чем арендодателем направляется уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора во внесудебном порядке. Договор считается расторгнутым по истечению 30 дней с даты получения арендатором уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора во внесудебном порядке, если иной срок расторжения договора не указан в уведомлении или не предусмотрен законом либо договором. Арендодатель направляет уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора во внесудебном порядке в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствии с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Как правомерно указал суд первой инстанции, ни Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ни рекомендованная форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденные приказом Рослесхоза от 27.06.2011 N 319, не содержат условия об одностороннем расторжении договора по инициативе Департамента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Включенное условие об одностороннем расторжении договора противоречит вышеназванным нормам гражданского законодательства.
Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу, что расторжение договора аренды в одностороннем порядке повлечет необходимость освобождения лесного участка заявителем, переноса линий связи, что безусловно затронет права и законные интересы не только общества, неопределенного круга лиц, но и публичные интересы.
Таким образом, при рассмотрении представленного дополнительного соглашения заинтересованное лицо не произвело необходимых действий согласно вышеназванным нормам закона, чем нарушило права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создало препятствия для осуществления такой деятельности, незаконно на заявителя возложило обязанности.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи, с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что судом допущены нарушения норм процессуального права. В частности Департамент ссылается на то, что общество при уточнении заявленных требований одновременно изменило предмет и основания спора, что недопустимо.
Так из материалов дела усматривается, что заявитель в судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ изменил предмет спора и просил признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в не исключении из договора аренды лесного участка от 14.08.2009 N 13/53-л условий о предоставлении проекта освоения лесов, о возложении на общество обязанности по обеспечению тушения пожара, об одностороннем расторжении договора по инициативе департамента.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в данном случае увеличение количества оснований не влечет изменения оснований спора и не свидетельствует об одновременном изменении и предмета, и основания спора. При этом основания остались неизменными: отказ Департамента от внесения изменений в договор аренды лестного участка от 14.09.2009 N 13/53-л., ссылки на нормы права остались у ОАО "Ростелеком" аналогичны первоначальным требованиям: ст. ст. 8, 12, 88 ЛК РФ, ст. ст. 450 - 452 ГК РФ, п. п. 8, 9 Правил использования лесов для строительства. Представленные истцом в обоснование своей правовой позиции дополнительные ссылки на нормативные правовые акты не влекут изменение основания иска.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции распределяя расходы по уплате государственной пошлины 2000 руб. отнес на заинтересованное лицо, 2000 руб. возвратил заявителю из федерального бюджета.
Доводы Департамента о том, что обжалуемым решением заявителю возвращен двукратный размер государственной пошлины, признаются несостоятельными.
Департамент не учитывает, что заявителем при подаче заявления было уплачено 4000 руб., таким образом, суд возвратил из федерального бюджета излишне уплаченную пошлину в размере 2000 руб., и 2000 руб. отнес на Департамент в связи с удовлетворением иска.
Ссылка на то, что государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, также подлежит отклонению, поскольку в данном случае речь идет не об оплате государственной пошлины государственным органом, а о процессуальной обязанности по уплате судебных расходов, от которой государственные органы не освобождены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о нарушении в данном случае прав и законных интересов ОАО "Ростелеком" являются обоснованными. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.10.2014 по делу N А45-11450/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.02.2015 N 07АП-12077/2014 ПО ДЕЛУ N А45-11450/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. по делу N А45-11450/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2015
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Кривошеиной С.В.
Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
- от заявителя: Шпигунова Ю.М., представитель по доверенности от 21.05.2014, паспорт;
- от заинтересованного лица: без участия (извещен);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента лесного хозяйства Новосибирской области (07АП-12077/14)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.10.2014
по делу N А45-11450/2014 (Судья Векшенков Д.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767)
к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (ОГРН 1105406000798)
о признании бездействия незаконным,
установил:
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - заявитель, общество, ОАО "Ростелеком") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании бездействия незаконным.
Решением суда от 20.10.2014 (резолютивная часть объявлена 13.10.2014) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм процессуального и материального права.
Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве, представленном в суд порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением апелляционного суда от 13.01.2015 судебное разбирательство по апелляционной жалобе Департамента лесного хозяйства Новосибирской области в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 12.02.2015.
На основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи С.Н. Хайкиной на судью С.В. Кривошеину. В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство начато сначала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 августа 2009 года между открытым акционерным обществом "Сибирьтелеком" (далее - ОАО "Сибирьтелеком") и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области заключен договор аренды лесного участка N 13/53-л, по условиям которого ОАО "Сибирьтелеком" во временное пользование передана часть лесного участка площадью 4,48 га, находящегося в федеральной собственности, являющегося частью лесного участка, площадью 3 491 910 000 кв. м, зарегистрированного в ЕГРП на недвижимое имущество 03.03.2004, с кадастровым (условным) номером 11504425, относящимся к категории земель: земли лесного фонда, с местоположением: Новосибирская область, Чулымский район, Ужанихинский и Чулымский лесохозяйственные участки, Чулымское лесничество. Разрешенное использование лесного участка: эксплуатация воздушных линий связи в объемах согласно приложению N 3 (пункт 1.4 договора). С 01.01.2010 областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере лесных отношений на территории Новосибирской области, является Департамент лесного хозяйства Новосибирской области. Согласно подпункту 2 пункта 9.1 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 02.11.2009 N 469, департамент осуществляет следующие отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов. 01.04.2011 ОАО "Сибирьтелеком" прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией путем присоединения к ОАО "Ростелеком". В мае 2013 года общество обратилось в департамент с заявлением о подписании дополнительного соглашения, по которому предлагалось: уменьшить площадь используемого лесного участка до 2,58 га, применить поправочный коэффициент 0,1 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов, исключить из договора условия о предоставлении проекта освоения лесов. В октябре 2013 года из департамента обществу поступило дополнительное соглашение от 27.09.2013, по которому департамент изменил площадь лесного участка до 2,58 га, применил поправочный коэффициент 0,1 к ставкам в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, при эксплуатации линейных объектов, однако условия о необходимости предоставления проекта освоения лесов не были исключены из договора, также был включен пункт об одностороннем расторжении договора по инициативе департамента. Общество подписало дополнительное соглашение от 27.09.2013 с протоколом разногласий, которые были направлены в адрес заинтересованного лица. В феврале обществом получен подписанный департаментом протокол урегулирования разногласий от 25.12.2013, в котором заинтересованное лицо настаивает на принятии условий дополнительного соглашения в своей редакции. Заявитель подписал указанное дополнительное соглашение в редакции департамента в связи с необходимостью уменьшить площадь земельного участка и значительного снижения арендной платы с 11.03.2011. 22 апреля 2014 года заявитель направил в адрес департамента проект дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, исключающий из договора условия о предоставлении проекта освоения лесов, о возложение обязанности на общество по обеспечению тушения пожара, об одностороннем расторжении договора по инициативе департамента с предложением рассмотреть и подписать дополнительное соглашение в десятидневный срок.
Заинтересованное лицо в установленный срок никаких действий по рассмотрению направленных документов не совершило.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, просит признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в не исключении из договора аренды лесного участка от 14.08.2009 N 13/53-л условий о предоставлении проекта освоения лесов, о возложении на общество обязанности по обеспечению тушения пожара, об одностороннем расторжении договора по инициативе департамента.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Объектом аренды в спорном правоотношении является лесной участок, понятие которого содержится в статье 7 ЛК РФ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила).
Согласно пунктам 1, 2 Правил, они разработаны в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации. Для целей Правил под линейными объектами понимаются, в том числе линии электропередачи.
В пункте 7 Правил указано, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов. В то же время, в силу пунктов 8, 9 Правил в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
При этом, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации при проведении рубок лесных насаждений, указанных в пункте 8 и абзаце первом настоящего пункта 9 Правил, проект освоения лесов не составляется. То есть, с учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что проекта освоения лесов в данном случае не требовалось, является обоснованным, доводы Департамента в данной части признаются несостоятельными.
Ссылки Департамента на привлечение заявителя в 2013 году к административной ответственности по пункту 4 статьи 8.25 КоАП РФ, не принимаются судебной коллегией, поскольку судами при рассмотрении дела N А45-7067/2013 не рассматривалась законность включения условия о предоставлении проекта освоения лесов в договор.
Как следует из пункта 3.4.6 договора аренды лесного участка N 13/53-л от 14.08.2009, в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение.
В силу статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2 статьи 51 ЛК РФ). Частью 1 статьи 52 ЛК РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. В статье 52 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и настоящим Кодексом, (далее - Закон N 69) Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ). Согласно части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
- Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Подпунктом "г" пункта 13 указанных Правил предусмотрено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;
- В силу части 3 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Из системного и буквального содержания указанных норм материального права следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления и финансируется из средств федерального бюджета. Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара в случае его возникновения на арендуемом лесном участке своими силами. Установлено, что ОАО "Ростелеком" не является специализированной противопожарной организацией.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 9-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у ОАО "Ростелеком" лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров. Поскольку возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара противоречит названным нормам материального права, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
Как следует из материалов дела, редакцией дополнительного соглашения от 27.09.2013 департаментом были включены условия об одностороннем расторжении договора аренды. Так пунктом 6.2 договора аренды лесного участка N 13/53-л от 14.08.2009 предусмотрено - Арендодатель вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора в случае нарушения арендатором следующих требований законодательства и условий настоящего договора: - не внесение арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного настоящим договором срока платежа; - нарушение арендатором установленных правил использования лесов и лесного законодательства на арендуемом лесном участке; - не предоставление проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в указанный в договоре срок; - не выполнение арендатором установленных проектом освоения лесов объемов и сроков исполнения работ по охране лесов на арендуемом лесном участке. В этом случае договор считается расторгнутым в соответствии с частью 3 статьи 450 ГК РФ, о чем арендодателем направляется уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора во внесудебном порядке. Договор считается расторгнутым по истечению 30 дней с даты получения арендатором уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора во внесудебном порядке, если иной срок расторжения договора не указан в уведомлении или не предусмотрен законом либо договором. Арендодатель направляет уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора во внесудебном порядке в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствии с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Как правомерно указал суд первой инстанции, ни Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ни рекомендованная форма примерного договора аренды лесного участка, утвержденные приказом Рослесхоза от 27.06.2011 N 319, не содержат условия об одностороннем расторжении договора по инициативе Департамента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Включенное условие об одностороннем расторжении договора противоречит вышеназванным нормам гражданского законодательства.
Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу, что расторжение договора аренды в одностороннем порядке повлечет необходимость освобождения лесного участка заявителем, переноса линий связи, что безусловно затронет права и законные интересы не только общества, неопределенного круга лиц, но и публичные интересы.
Таким образом, при рассмотрении представленного дополнительного соглашения заинтересованное лицо не произвело необходимых действий согласно вышеназванным нормам закона, чем нарушило права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создало препятствия для осуществления такой деятельности, незаконно на заявителя возложило обязанности.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи, с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что судом допущены нарушения норм процессуального права. В частности Департамент ссылается на то, что общество при уточнении заявленных требований одновременно изменило предмет и основания спора, что недопустимо.
Так из материалов дела усматривается, что заявитель в судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ изменил предмет спора и просил признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в не исключении из договора аренды лесного участка от 14.08.2009 N 13/53-л условий о предоставлении проекта освоения лесов, о возложении на общество обязанности по обеспечению тушения пожара, об одностороннем расторжении договора по инициативе департамента.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в данном случае увеличение количества оснований не влечет изменения оснований спора и не свидетельствует об одновременном изменении и предмета, и основания спора. При этом основания остались неизменными: отказ Департамента от внесения изменений в договор аренды лестного участка от 14.09.2009 N 13/53-л., ссылки на нормы права остались у ОАО "Ростелеком" аналогичны первоначальным требованиям: ст. ст. 8, 12, 88 ЛК РФ, ст. ст. 450 - 452 ГК РФ, п. п. 8, 9 Правил использования лесов для строительства. Представленные истцом в обоснование своей правовой позиции дополнительные ссылки на нормативные правовые акты не влекут изменение основания иска.
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции распределяя расходы по уплате государственной пошлины 2000 руб. отнес на заинтересованное лицо, 2000 руб. возвратил заявителю из федерального бюджета.
Доводы Департамента о том, что обжалуемым решением заявителю возвращен двукратный размер государственной пошлины, признаются несостоятельными.
Департамент не учитывает, что заявителем при подаче заявления было уплачено 4000 руб., таким образом, суд возвратил из федерального бюджета излишне уплаченную пошлину в размере 2000 руб., и 2000 руб. отнес на Департамент в связи с удовлетворением иска.
Ссылка на то, что государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, также подлежит отклонению, поскольку в данном случае речь идет не об оплате государственной пошлины государственным органом, а о процессуальной обязанности по уплате судебных расходов, от которой государственные органы не освобождены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о нарушении в данном случае прав и законных интересов ОАО "Ростелеком" являются обоснованными. В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.10.2014 по делу N А45-11450/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК
Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)