Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и ведет к необоснованному увеличению налогового бремени по земельному налогу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "РТК "Крисмасс" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
закрытое акционерное общество "РТК "Крисмасс" (далее - ЗАО "РТК "Крисмасс", Общество) обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 54:35:081355:0034, равной его рыночной стоимости, в размере 2 490 000 руб.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвуют федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области), Правительство Новосибирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области).
Решением Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г. заявление ЗАО "РТК "Крисмасс" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, недоказанность обстоятельств дела, установленных судом, нарушение норм материального права и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На доводы апелляционной жалобы представлен отзыв ЗАО "РТК "Крисмасс", в котором указано на законность и обоснованность судебного акта.
Правительство Новосибирской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что не является лицом, удовлетворение требований к которому могло бы привести к восстановлению прав заявителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
ЗАО "РТК "Крисмасс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 54:35:081355:0034, расположенный по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка (ориентиром является здание (транспортный цех), адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, Бердское шоссе, 61) общей площадью 3 749 кв. м (далее - земельный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 января 2014 г. серии 54 АЕ N 328361.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Новосибирской области.
Объектами оценки, включенными в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, явились земельные участки в составе земель населенных пунктов, учтенные в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2010 г., в том числе в указанный перечень вошел земельный участок с кадастровым номером 54:35:081355:0034.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составила 6 704 599 руб. 13 коп.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и ведет к необоснованному увеличению налогового бремени Общества по земельному налогу, ЗАО "РТК "Крисмасс" обратилось с указанным выше заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований Общество предоставило отчет от 18 августа 2014 г. N 027/2014-р об определении рыночной стоимости земельного участка подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная группа "ТАСАДОР" (далее - отчет N 027/2014-р), согласно которому рыночная стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 2 490 000 руб., подтвержденный положительным экспертным заключением от 2 сентября 2014 г. N 133/2014/Новосибирск, подготовленным Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, установив, что заявителем соблюден досудебный порядок, оценив представленные заявителем отчет N 027/2014-р, подтвержденный положительным экспертным заключением, установил кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в размере 2 490 000 руб.
Управление Росреестра по Новосибирской области в апелляционной жалобе указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не осуществляло государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов, расположенных на территории Новосибирской области, судом не установлены факты принятия Управлением решений, нарушающих права и интересы заявителя.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заинтересованными лицами по этим делам выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств, суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Правопреемником Роснедвижимости согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Полномочия Управления Росреестра по Новосибирской области, в частности по организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлены в пунктах 7.1.20, 7.3.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела государственный контракт от 25 декабря 2009 г. N 169Д на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, в том числе в Новосибирской области, заключен между Росреестром и федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля". Организацию проведения государственной кадастровой оценки на территории Новосибирской области и представление результатов государственной кадастровой оценки в Правительство Новосибирской области на утверждение осуществляло Управление Росреестра по Новосибирской области.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о привлечении к участию в деле Правительства Новосибирской области, утвердившего оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки земель, и Управления Росреестра по Новосибирской области, являвшегося организатором проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области.
Отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не представлены доказательства недостоверности кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения государственной кадастровой оценки, и о том, что суд не исследовал отчет о государственной кадастровой оценке земель, проведенной в Новосибирской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Поэтому достоверность кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании отчета о результатах государственной кадастровой оценки, не подлежит проверке при рассмотрении дела по заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судом правильно определены круг лиц, участвующих в деле, обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.04.2015 N 67-АПГ15-17
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истца, установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и ведет к необоснованному увеличению налогового бремени по земельному налогу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. N 67-АПГ15-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "РТК "Крисмасс" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на решение Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
закрытое акционерное общество "РТК "Крисмасс" (далее - ЗАО "РТК "Крисмасс", Общество) обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 54:35:081355:0034, равной его рыночной стоимости, в размере 2 490 000 руб.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвуют федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Новосибирской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области), Правительство Новосибирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра по Новосибирской области).
Решением Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г. заявление ЗАО "РТК "Крисмасс" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Новосибирской области, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам, имеющим значение для дела, недоказанность обстоятельств дела, установленных судом, нарушение норм материального права и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
На доводы апелляционной жалобы представлен отзыв ЗАО "РТК "Крисмасс", в котором указано на законность и обоснованность судебного акта.
Правительство Новосибирской области в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что не является лицом, удовлетворение требований к которому могло бы привести к восстановлению прав заявителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность и обоснованность судебного акта в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
ЗАО "РТК "Крисмасс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 54:35:081355:0034, расположенный по адресу, установленному относительно ориентира, находящегося в границах участка (ориентиром является здание (транспортный цех), адрес ориентира: Новосибирская область, г. Новосибирск, Бердское шоссе, 61) общей площадью 3 749 кв. м (далее - земельный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 января 2014 г. серии 54 АЕ N 328361.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 г. N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Новосибирской области.
Объектами оценки, включенными в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, явились земельные участки в составе земель населенных пунктов, учтенные в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января 2010 г., в том числе в указанный перечень вошел земельный участок с кадастровым номером 54:35:081355:0034.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составила 6 704 599 руб. 13 коп.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и ведет к необоснованному увеличению налогового бремени Общества по земельному налогу, ЗАО "РТК "Крисмасс" обратилось с указанным выше заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований Общество предоставило отчет от 18 августа 2014 г. N 027/2014-р об определении рыночной стоимости земельного участка подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная группа "ТАСАДОР" (далее - отчет N 027/2014-р), согласно которому рыночная стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 2 490 000 руб., подтвержденный положительным экспертным заключением от 2 сентября 2014 г. N 133/2014/Новосибирск, подготовленным Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, установив, что заявителем соблюден досудебный порядок, оценив представленные заявителем отчет N 027/2014-р, подтвержденный положительным экспертным заключением, установил кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, в размере 2 490 000 руб.
Управление Росреестра по Новосибирской области в апелляционной жалобе указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не осуществляло государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов, расположенных на территории Новосибирской области, судом не установлены факты принятия Управлением решений, нарушающих права и интересы заявителя.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заинтересованными лицами по этим делам выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств, суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 (далее - Правила), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Правопреемником Роснедвижимости согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр).
Полномочия Управления Росреестра по Новосибирской области, в частности по организации проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, представлению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлены в пунктах 7.1.20, 7.3.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 октября 2009 г. N 395.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела государственный контракт от 25 декабря 2009 г. N 169Д на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, в том числе в Новосибирской области, заключен между Росреестром и федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Федеральный кадастровый центр "Земля". Организацию проведения государственной кадастровой оценки на территории Новосибирской области и представление результатов государственной кадастровой оценки в Правительство Новосибирской области на утверждение осуществляло Управление Росреестра по Новосибирской области.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о привлечении к участию в деле Правительства Новосибирской области, утвердившего оспариваемые результаты государственной кадастровой оценки земель, и Управления Росреестра по Новосибирской области, являвшегося организатором проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области.
Отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что заявителем не представлены доказательства недостоверности кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения государственной кадастровой оценки, и о том, что суд не исследовал отчет о государственной кадастровой оценке земель, проведенной в Новосибирской области по состоянию на 1 января 2010 г.
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Поэтому достоверность кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании отчета о результатах государственной кадастровой оценки, не подлежит проверке при рассмотрении дела по заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судом правильно определены круг лиц, участвующих в деле, обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Новосибирского областного суда от 10 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)