Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 17 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гладких Екатерины Олеговны,
апелляционное производство N 05АП-7746/2014
на решение от 07.05.2014
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-6223/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Гладких Екатерины Олеговны (ИНН 253610855017, ОГРН 313253616900034, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 18.06.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009), Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4601, сроком по 31.12.2014 (до перерыва); представитель Комарова Е.А. по доверенности от 21.03.2014 N 1-3/893, сроком по 31.12.2014 (после перерыва);
- от управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4176, сроком до 31.12.2014 (до перерыва); представитель Комарова Е.А. по доверенности от 21.04.2014 N 27/1-1-1543, сроком до 31.12.2014 (после перерыва);
- от ИП Гладких Е.О.: представитель Гладких М.В. по доверенности от 05.03.2014 25 АА 1286276, сроком на три года;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились, извещены;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Гладких Екатерина Олеговна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - управление, УГА) от 05.03.2014 N 421/20у и об обязании УГА обеспечить выбор земельного участка, расположенного в районе ул. Луговая, 28 в г. Владивостоке, для строительства объекта оптовой торговли (с учетом уточнения требований).
Определением суда от 19.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований был привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, предприниматель ссылается на отсутствие оснований для оставления его заявления без рассмотрения и настаивает на том, что представил в департамент весь пакет необходимых документов. Указывает, что статья 31 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ, Кодекс) не устанавливает обязанности предоставлять схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Считает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций и расположение земельного участка в двух территориальных зонах не свидетельствует о законности оспариваемого решения, поскольку при обращении в уполномоченный орган им была представлена выкопировка из публичной кадастровой карты, содержащая примерные границы расположения испрашиваемого земельного участка. В этой связи управление должно было исполнить возложенную на него обязанность по предоставлению возможных вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, в том числе исключающих расположение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций и двух территориальных зонах. На основании изложенных в апелляционной жалобе доводах заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
При этом в судебном заседании суда апелляционной инстанции от заявителя поступил письменный отказ от требований к администрации города Владивостока (далее - администрация) на том основании, что после уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции, каких-либо требований к администрации предприниматель не имеет.
Представитель администрации по ходатайству заявителя о частичном отказе от требований не возражал.
Представитель УГА с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания департамент явку представителя в суд не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без участия третьего лица.
В судебном заседании 14.07.2014 судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 17.07.2014, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Заслушав пояснения заявителя, администрации и управления, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
30.12.2013 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет с предварительным согласованием места размещения объекта оптовой торговли земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Луговая, д. 28. К заявлению была приложена выкопировка из публичной кадастровой карты с вариантом расположения земельного участка.
10.01.2014 заявление предпринимателя и пакет документов письмом департамента N 20/03/02-13/122 были направлены в администрацию для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 07.02.2014 N 421/20у управление сообщило предпринимателю о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, в том числе: кадастрового плана территории, топографической съемки 1:500, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях.
В связи с непредставлением предпринимателем дополнительных документов управление приняло решение, оформленное письмом от 05.03.2014 N 421/20у, о снятии обращения заявителя с рассмотрения.
Не согласившись с решением УГА, посчитав его нарушающим права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Коллегия апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, рассмотрев ходатайство заявителя о частичном отказе от требований, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из материалов дела видно, что предприниматель реализовал право, предоставленное ему статьей 31 ЗК РФ, и обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта оптовой торговли.
В свою очередь департамент, действуя в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, направил заявление предпринимателя в администрацию для обеспечения выбора земельного участка в районе ул. Луговая, 28 в г. Владивостоке.
В силу пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608), результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка.
Пункт 2.6 Регламента N 1608 содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе; топографическую съемку 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненную в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз. и на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Согласно пунктам 3.9, 3.10, 3.12 названного Регламента заявление об обеспечении выбора земельного участка, поступившее в департамент, направляется последним с приложенным пакетом документов в администрацию, которая передает его в работу УГА.
Специалист отдела планировки территории управления в двухдневный срок осуществляет проверку: наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм.
В соответствии с пунктом 3.15 Регламента N 1608 при предоставлении неполной информации специалист отдела направляет заявителю запрос о предоставлении недостающих документов. Заявитель обязан предоставить недостающую информацию в месячный срок, в противном случае, заявление снимается с рассмотрения.
Из материалов дела видно, что, установив отсутствие документов, необходимых для работы с обращением, УГА письмом от 07.02.2014 N 421/20у запросило у предпринимателя соответствующие документы по перечню, установленному пунктом 2.6 Регламента N 1608.
Принимая во внимание, что данный запрос был оставлен предпринимателем без исполнения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, принимая решение от 05.03.2014 N 421/20у о снятии обращения с рассмотрения, УГА действовало в соответствии с пунктом 3.15 Регламента N 1608.
Довод заявителя о том, что, приложив к заявлению о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта выписку из публичной кадастровой карты с примерными границами испрашиваемого земельного участка, он выполнил требования действующего земельного законодательства, судебной коллегией не принимается, поскольку заявление Гладких Е.О. было снято с рассмотрения ввиду недостаточности представленных документов для предоставления испрашиваемой услуги, что не противоречит пункту 3.15 Регламента N 1608.
Кроме того, оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, судебная коллегия считает, что он не привел к нарушению прав и законных интересов предпринимателя в силу следующего.
Анализ имеющейся в материалах дела топографической съемки (л.д. 45), подготовленной УГА, показывает, что земельный участок испрашивается предпринимателем в застроенном микрорайоне. Согласно названной топосъемке и письму УГА от 24.04.2014 N 27/2-3-1592 (л.д. 44) весь земельный участок расположен в границах технических зон инженерных коммуникаций (теплосеть, канализация, водопровод, воздушная линия 35 кВ, бетонный канал).
В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Кроме того, пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выбор земельного участка в пределах испрашиваемой территории в спорной ситуации приведет к созданию угрозы нормального функционирования инженерных сетей, что является недопустимым.
Кроме того, материалами дела нашел подтверждение и довод управления, поддержанный судом первой инстанции, о расположении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах: в зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1) и в зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
По правилам части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.
Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила N 462), градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В силу статьи 27 указанных Правил зона многофункциональной общественно-деловой застройки определена для застройки зданиями административного, управленческого, финансового назначения, объектами торговли, общественного питания, бытового, социального обслуживания и инженерной инфраструктуры, связанными с обслуживанием зоны.
Пунктом 1 статьи 42 Правил N 462 предусмотрено, что зона объектов автомобильного транспорта определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения.
При этом размещение объектов оптовой торговли относится к основным видам разрешенного использования земельных участков, относящихся к зоне ОД-1, и не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков зоны Т-3.
Как видно из фрагмента карты градостроительного зонирования (л.д. 47), примерные границы испрашиваемого предпринимателем земельного участка располагаются в двух территориальных зонах, что противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ и свидетельствует о невозможности формирования земельного участка и дальнейшего использования его в целях строительства объекта торговли.
Довод заявителя жалобы о том, что управлением не исполнена обязанность по предоставлению возможных вариантов выбора земельного участка, в том числе путем исключения земельного участка из границ территориальной зоны Т-3, учитывая незначительное наложение участка на зону Т-3, а также путем корректировки границ испрашиваемого земельного участка, исключающей наложение участка на технические зоны инженерных коммуникаций, коллегией также отклоняется.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Принимая во внимание, что испрашиваемый заявителем участок расположен в границах застроенной территории ул. Луговая в г. Владивостоке, со всех сторон участок ограничен инженерными коммуникациями и размещенными объектами, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что обеспечение выбора спорного участка с корректировкой его границ не представляется возможным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение управления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя, тем более, что какие-либо права в отношении спорного земельного участка у заявителя не возникли, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании незаконным решения управления и не нашел оснований для восстановления нарушенного права.
Кроме того, рассмотрев ходатайство предпринимателя об отказе от требований к администрации, суд апелляционной инстанции считает, что оно подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
По правилам части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, первоначально заявителем оспаривалось бездействие администрации по не рассмотрению обращения департамента от 10.01.2014 N 20/03/02-13/122. Впоследствии предприниматель уточнил требования к управлению, заявив об оспаривании решения УГА от 05.03.2014 N 421/20у.
В этой связи учитывая, что отказ предпринимателя от требований к администрации, которая оспариваемое им решение не принимала, не противоречит закону и не нарушает права других лиц, коллегия на основании части 5 статьи 49 АПК РФ принимает отказ от требований в указанной части, в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Поскольку отказ предпринимателя от требований к администрации заявлен при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, то в соответствии со статьей 269 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит частичному изменению.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2014 по делу N А51-6223/2014 изменить, дополнив резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:
"Принять отказ индивидуального предпринимателя Гладких Екатерины Олеговны от требований к Администрации города Владивостока. Производство по делу в указанной части прекратить".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.07.2014 N 05АП-7746/2014 ПО ДЕЛУ N А51-6223/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. N 05АП-7746/2014
Дело N А51-6223/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 17 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гладких Екатерины Олеговны,
апелляционное производство N 05АП-7746/2014
на решение от 07.05.2014
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-6223/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Гладких Екатерины Олеговны (ИНН 253610855017, ОГРН 313253616900034, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 18.06.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009), Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 23.12.2013 N 1-3/4601, сроком по 31.12.2014 (до перерыва); представитель Комарова Е.А. по доверенности от 21.03.2014 N 1-3/893, сроком по 31.12.2014 (после перерыва);
- от управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока: представитель Агапова О.А. по доверенности от 17.12.2013 N 27/1-1-4176, сроком до 31.12.2014 (до перерыва); представитель Комарова Е.А. по доверенности от 21.04.2014 N 27/1-1-1543, сроком до 31.12.2014 (после перерыва);
- от ИП Гладких Е.О.: представитель Гладких М.В. по доверенности от 05.03.2014 25 АА 1286276, сроком на три года;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились, извещены;
- установил:
Индивидуальный предприниматель Гладких Екатерина Олеговна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - управление, УГА) от 05.03.2014 N 421/20у и об обязании УГА обеспечить выбор земельного участка, расположенного в районе ул. Луговая, 28 в г. Владивостоке, для строительства объекта оптовой торговли (с учетом уточнения требований).
Определением суда от 19.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований был привлечен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, предприниматель ссылается на отсутствие оснований для оставления его заявления без рассмотрения и настаивает на том, что представил в департамент весь пакет необходимых документов. Указывает, что статья 31 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ, Кодекс) не устанавливает обязанности предоставлять схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Считает, что нахождение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций и расположение земельного участка в двух территориальных зонах не свидетельствует о законности оспариваемого решения, поскольку при обращении в уполномоченный орган им была представлена выкопировка из публичной кадастровой карты, содержащая примерные границы расположения испрашиваемого земельного участка. В этой связи управление должно было исполнить возложенную на него обязанность по предоставлению возможных вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, в том числе исключающих расположение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций и двух территориальных зонах. На основании изложенных в апелляционной жалобе доводах заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
При этом в судебном заседании суда апелляционной инстанции от заявителя поступил письменный отказ от требований к администрации города Владивостока (далее - администрация) на том основании, что после уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции, каких-либо требований к администрации предприниматель не имеет.
Представитель администрации по ходатайству заявителя о частичном отказе от требований не возражал.
Представитель УГА с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания департамент явку представителя в суд не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без участия третьего лица.
В судебном заседании 14.07.2014 судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 17.07.2014, о чем лица, участвующие в деле, были уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Заслушав пояснения заявителя, администрации и управления, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
30.12.2013 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет с предварительным согласованием места размещения объекта оптовой торговли земельного участка примерной площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Луговая, д. 28. К заявлению была приложена выкопировка из публичной кадастровой карты с вариантом расположения земельного участка.
10.01.2014 заявление предпринимателя и пакет документов письмом департамента N 20/03/02-13/122 были направлены в администрацию для обеспечения выбора испрашиваемого земельного участка.
Письмом от 07.02.2014 N 421/20у управление сообщило предпринимателю о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, в том числе: кадастрового плана территории, топографической съемки 1:500, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях.
В связи с непредставлением предпринимателем дополнительных документов управление приняло решение, оформленное письмом от 05.03.2014 N 421/20у, о снятии обращения заявителя с рассмотрения.
Не согласившись с решением УГА, посчитав его нарушающим права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Коллегия апелляционной инстанции, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, рассмотрев ходатайство заявителя о частичном отказе от требований, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Кодекса).
Из материалов дела видно, что предприниматель реализовал право, предоставленное ему статьей 31 ЗК РФ, и обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 700 кв. м в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта оптовой торговли.
В свою очередь департамент, действуя в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, направил заявление предпринимателя в администрацию для обеспечения выбора земельного участка в районе ул. Луговая, 28 в г. Владивостоке.
В силу пункта 2.3 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее - Регламент N 1608), результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка.
Пункт 2.6 Регламента N 1608 содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе; топографическую съемку 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненную в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз. и на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Согласно пунктам 3.9, 3.10, 3.12 названного Регламента заявление об обеспечении выбора земельного участка, поступившее в департамент, направляется последним с приложенным пакетом документов в администрацию, которая передает его в работу УГА.
Специалист отдела планировки территории управления в двухдневный срок осуществляет проверку: наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм.
В соответствии с пунктом 3.15 Регламента N 1608 при предоставлении неполной информации специалист отдела направляет заявителю запрос о предоставлении недостающих документов. Заявитель обязан предоставить недостающую информацию в месячный срок, в противном случае, заявление снимается с рассмотрения.
Из материалов дела видно, что, установив отсутствие документов, необходимых для работы с обращением, УГА письмом от 07.02.2014 N 421/20у запросило у предпринимателя соответствующие документы по перечню, установленному пунктом 2.6 Регламента N 1608.
Принимая во внимание, что данный запрос был оставлен предпринимателем без исполнения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что, принимая решение от 05.03.2014 N 421/20у о снятии обращения с рассмотрения, УГА действовало в соответствии с пунктом 3.15 Регламента N 1608.
Довод заявителя о том, что, приложив к заявлению о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта выписку из публичной кадастровой карты с примерными границами испрашиваемого земельного участка, он выполнил требования действующего земельного законодательства, судебной коллегией не принимается, поскольку заявление Гладких Е.О. было снято с рассмотрения ввиду недостаточности представленных документов для предоставления испрашиваемой услуги, что не противоречит пункту 3.15 Регламента N 1608.
Кроме того, оценив оспариваемый отказ в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, судебная коллегия считает, что он не привел к нарушению прав и законных интересов предпринимателя в силу следующего.
Анализ имеющейся в материалах дела топографической съемки (л.д. 45), подготовленной УГА, показывает, что земельный участок испрашивается предпринимателем в застроенном микрорайоне. Согласно названной топосъемке и письму УГА от 24.04.2014 N 27/2-3-1592 (л.д. 44) весь земельный участок расположен в границах технических зон инженерных коммуникаций (теплосеть, канализация, водопровод, воздушная линия 35 кВ, бетонный канал).
В соответствии с пунктом 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Кроме того, пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613, муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
При этом в силу пункта 7.5.2 указанных рекомендаций на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выбор земельного участка в пределах испрашиваемой территории в спорной ситуации приведет к созданию угрозы нормального функционирования инженерных сетей, что является недопустимым.
Кроме того, материалами дела нашел подтверждение и довод управления, поддержанный судом первой инстанции, о расположении испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах: в зоне многофункциональной общественно-деловой застройки (ОД-1) и в зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
По правилам части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми правилами землепользования и застройки с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.
Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила N 462), градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В силу статьи 27 указанных Правил зона многофункциональной общественно-деловой застройки определена для застройки зданиями административного, управленческого, финансового назначения, объектами торговли, общественного питания, бытового, социального обслуживания и инженерной инфраструктуры, связанными с обслуживанием зоны.
Пунктом 1 статьи 42 Правил N 462 предусмотрено, что зона объектов автомобильного транспорта определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения.
При этом размещение объектов оптовой торговли относится к основным видам разрешенного использования земельных участков, относящихся к зоне ОД-1, и не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков зоны Т-3.
Как видно из фрагмента карты градостроительного зонирования (л.д. 47), примерные границы испрашиваемого предпринимателем земельного участка располагаются в двух территориальных зонах, что противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ и свидетельствует о невозможности формирования земельного участка и дальнейшего использования его в целях строительства объекта торговли.
Довод заявителя жалобы о том, что управлением не исполнена обязанность по предоставлению возможных вариантов выбора земельного участка, в том числе путем исключения земельного участка из границ территориальной зоны Т-3, учитывая незначительное наложение участка на зону Т-3, а также путем корректировки границ испрашиваемого земельного участка, исключающей наложение участка на технические зоны инженерных коммуникаций, коллегией также отклоняется.
Выбор земельного участка по смыслу статьи 31 ЗК РФ возможен при отсутствии к тому препятствий, которые могут быть выражены в объективной невозможности представления испрашиваемого земельного участка.
Принимая во внимание, что испрашиваемый заявителем участок расположен в границах застроенной территории ул. Луговая в г. Владивостоке, со всех сторон участок ограничен инженерными коммуникациями и размещенными объектами, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что обеспечение выбора спорного участка с корректировкой его границ не представляется возможным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение управления не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя, тем более, что какие-либо права в отношении спорного земельного участка у заявителя не возникли, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в признании незаконным решения управления и не нашел оснований для восстановления нарушенного права.
Кроме того, рассмотрев ходатайство предпринимателя об отказе от требований к администрации, суд апелляционной инстанции считает, что оно подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
По правилам части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, первоначально заявителем оспаривалось бездействие администрации по не рассмотрению обращения департамента от 10.01.2014 N 20/03/02-13/122. Впоследствии предприниматель уточнил требования к управлению, заявив об оспаривании решения УГА от 05.03.2014 N 421/20у.
В этой связи учитывая, что отказ предпринимателя от требований к администрации, которая оспариваемое им решение не принимала, не противоречит закону и не нарушает права других лиц, коллегия на основании части 5 статьи 49 АПК РФ принимает отказ от требований в указанной части, в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Поскольку отказ предпринимателя от требований к администрации заявлен при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, то в соответствии со статьей 269 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит частичному изменению.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.05.2014 по делу N А51-6223/2014 изменить, дополнив резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:
"Принять отказ индивидуального предпринимателя Гладких Екатерины Олеговны от требований к Администрации города Владивостока. Производство по делу в указанной части прекратить".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)