Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2014 ПО ДЕЛУ N А33-11050/2014

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. по делу N А33-11050/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Магда О.В.,
секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.,
при участии:
- от открытого акционерного общества Санаторий "Енисей": Дранишникова О.В., представителя по доверенности от 07.05.2014;
- от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края: Худорба А.И., представителя по доверенности N 04-2080 от 19.02.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 4 сентября 2014 года по делу N А33-11050/2014, принятое судьей Ермаковой И.И.,

установил:

открытое акционерное общество "Санаторий "Енисей" (ИНН 2463026779, ОГРН 1022402135227) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:248, площадью 253 324 кв. м, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Лесная, 151, равной его рыночной стоимости в размере 122 795 073 рублей.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 09.06.2014 возбуждено производство по делу. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 01.07.2014 к участию в деле привлечено Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 4 сентября 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, Агентство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
Агентство считает, что арендатор не вправе обращаться с иском об установлении рыночной стоимости арендуемого земельного участка. Иск по существу заявлен в целях изменения установленной договором арендной платы, что является недопустимым.
Истец представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта www.kad.arbitr.ru), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчика и третьих лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ОАО Санаторий "Енисей" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 127 от 05.02.2010, в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендаторы принимают в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0100451:248, расположенный в водоохранной зоне реки Енисей, общей площадью 253 324 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Лесная, 151.
Договор аренды N 127 от 05.02.2010 зарегистрирован в Управлении Росреестра по Красноярскому краю 18.02.2010, номер регистрации 24-24-01/003/2010-332.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, срок аренды земельного участка устанавливается с 16.01.2007 по 15.01.2017.
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что расчет арендной платы определяется в Приложении N 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
19.05.2011 между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края и ОАО Санаторий "Енисей" подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка N 127 от 05.02.2010, согласно которому в связи с государственной регистрацией права государственной собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100451:248 арендатором по договору аренды земельного участка N 127 от 05.02.2010 является Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.04.2014 N 24/14-253447 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:248 составляет 1 399 460 572 рублей 36 копеек.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Красноярского края утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п.
Согласно отчету ООО "Траст-Аудит" N 71-2014 от 30.05.2014 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 253 324 кв. м с кадастровым номером 24:50:0100451:248, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Лесная, 151" (далее - Отчет N 71-2014 от 30.05.2014) рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на дату оценки 01.01.2011 в размере 122 795 073 руб.
Согласно положительному экспертному заключению N 1050/06/14 от 11.06.2014, подготовленному Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчет N 71-2014 от 30.05.2014 признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Полагая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:248 не соответствует его рыночной стоимости, открытое акционерное общество Санаторий "Енисей" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255, определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночной стоимости, установленной и утвержденной в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Из материалов настоящего дела следует, что Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:248 составляет 1 399 460 572 руб. 36 коп.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в момент обращения истца в суд) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как следует из материалов дела согласно отчету ООО "Траст-Аудит" N 71-2014 от 30.05.2014 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 253 324 кв. м с кадастровым номером 24:50:0100451:248, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Лесная, 151" (далее - Отчет N 71-2014 от 30.05.2014) рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на дату оценки 01.01.2011 в размере 122 795 073 рублей.
Поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и в отчете N 71-2014 от 30.05.2014 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100451:248 определена по состоянию на дату оценки 01.01.2011 в размере 122 795 073 руб., исковое требование открытого акционерного общества Санаторий "Енисей" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворено правомерно.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком.
Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка определена с учетом его рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду не представлены, тогда как в материалы дела представлено положительное экспертное заключение N 1050/06/14 от 11.06.2014, подготовленное Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков", согласно которому отчет N 71-2014 от 30.05.2014 признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону "Об оценочной деятельности" N 135-ФЗ от 29.07.1998, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ответчиком заявлен довод о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости должен сначала разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
Положения Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в части внесения изменений в ст. 24.18 вступили в силу с 22.07.2014.
Исковое заявление открытого акционерного общества "Санаторий "Енисей" подано в Арбитражный суд Красноярского края нарочно 05.06.2014, до внесения изменений в статью 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, исковое заявление правомерно рассмотрено судом первой инстанции по существу.
При указанных обстоятельствах на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "4" сентября 2014 года по делу N А33-11050/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи
Н.Н.БЕЛАН
О.В.МАГДА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)