Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9511/2014) общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестГрупп" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2014 по делу N А70-3674/2014 (судья Соловьев К.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестГрупп" (ОГРН 1137232040120, ИНН 7203295948)
к Администрации г. Тюмени
3-е лицо: Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213)
о признании незаконным отказа, изложенного в письме N 38-147-110 от 18.02.2014
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвестГрупп" (далее - заявитель, Общество, ООО "СтройИнвестГрупп") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным отказа в получении разрешения на строительство, изложенного в письме N 38-147-110 от 18.02.2014.
В ходе судебного разбирательства заявителем было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени на Администрацию г. Тюмени (далее - заинтересованное лицо, Администрация), как лица, которое приняло оспариваемый отказ.
На основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд удовлетворил ходатайство заявителя и определением от 16.06.2014 заменил ответчика.
Этим же определением на основании статьи 51 АПК РФ суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2014 по делу N А70-3674/2014 в удовлетворении заявленных ООО "СтройИнвестГрупп" требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок Общества, в отношении которого им было испрошено разрешение на строительство, может использоваться для малоэтажной жилой застройки с количеством этажей не более чем три для проживания одной семьи, а не для строительства малоэтажного жилого дома, представляющего собой два подъезда с количеством квартир 24 шт. и как следствие предназначенного для проживания нескольких семей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что отказать в выдаче разрешения на строительство возможно только в случаях прямо указанных в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Также податель апелляционной жалобы считает, что для территориальной зоны Ж-3 возможно использование строительства малоэтажных домов.
До начала судебного заседания от ООО "СтройИнвестГрупп" поступили дополнения к апелляционной жалобе, с доказательствами направления их лицам, участвующим в деле, которые приобщены к материалам дела.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 27.06.2013 (далее - Договор) ООО "СтройИнвестГрупп" является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101003:6424, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения малоэтажной жилой застройки, площадью 3 622 кв. м, находящегося по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, пос. Березняки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НМ 635015 (л.д. 10-12).
18.12.2013 Обществом на вышеуказанный земельный участок был получен градостроительный план земельного участка (л.д. 13-23).
09.02.2014 Общество обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в отношении объекта капитального строительства: "Комплекс малоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями в п. Березняки по ул. Аромашевская, ГП-1-ГП-8. Жилой дом ГП-1 (1 этап строительства)" (л.д. 24).
Письмом от 18.02.2014 N 38-147-110 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта капитального строительства в связи с расположением земельного участка заявителя в зоне Ж-3, предполагающей застройку индивидуальными жилыми домами, а исходя из представленной проектной документации следует, что объект капитального строительства не является индивидуальным жилым домом, в связи с чем, его размещение в территориальной зоне Ж-3 не предусмотрено (л.д. 25-26).
Считая данный отказ незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
09.07.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- - проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- - проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Следовательно, одним из оснований для отказа в силу данной статьи является несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории.
Как было выше сказано, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явилось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного проекта территориального землеустройства города Тюмени, а именно, из градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок, на котором предполагается размещение объекта капитального строительства, расположен в территориальной зоне Ж-3, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. N 154, определена для застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно фактическим обстоятельствам, правила землепользования и застройки города Тюмени (далее - Правила) являются документом градостроительного зонирования муниципального образования городской округ город Тюмень (далее - город Тюмень) и устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения и внесения изменений в настоящие Правила.
Статья 15 Правил устанавливает, что данными Правилами градостроительные регламенты определены в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, установленных картой градостроительного зонирования города Тюмени, за исключением земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
В градостроительных регламентах настоящих Правил устанавливаются предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо их сочетания: минимальная ширина, минимальная или максимальная площадь земельного участка; минимальный отступ от границ земельного участка, определяемый как минимальное расстояние между границей земельного участка и объектом капитального строительства; максимальное количество этажей; максимальный процент застройки в границах земельного участка (в расчет максимального процента застройки в границах земельного участка не входит площадь подземных объектов и подземных частей объектов капитального строительства, пристроенных и встроено-пристроенных объектов капитального строительства при условии использования кровли пристроенного объекта, имеющей общий выход с основным объектом капитального строительства на уровень планировочной отметки земли, под территорию благоустройства).
В статье 19 Правил определено, что зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 выделена для формирования жилых районов с низкой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, предназначенные в соответствии с Генеральным планом для размещения индивидуальных жилых домов, а также объектов с минимально разрешенным набором услуг местного значения, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Основные виды разрешенного использования включают в себя также размещение малоэтажной застройки с максимальным количеством этажей - 3. Вместе с тем, следует учитывать, что малоэтажная застройка, применительно к указанной норме и зоне Ж-3, предполагает собой размещение индивидуальных жилых домов, а также объектов с минимально разрешенным набором услуг местного значения, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Понятие индивидуального жилого дома дается опосредовано в статьях 48 и 49 ГрК РФ через понятие объекта индивидуального жилищного строительства, а именно - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Из вышеуказанного следует, что земельные участки в территориальной зоне Ж-3 могут использоваться для малоэтажной жилой застройки отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, земельный участок Общества, в отношении которого им было испрошено разрешение на строительство, может использоваться для малоэтажной жилой застройки с количеством этажей не более чем три для проживания одной семьи, а не для строительства малоэтажного жилого дома, представляющего собой два подъезда с количеством квартир 24 шт. и как следствие предназначенного для проживания нескольких семей.
Однако, в материалы дела Обществом представлена проектная документация на объект строительства (л.д. 88-95). Пункт 1.3.2. "Архитектурные решения", которой указывает, что в планируемом 3-этажном доме предусматривается строительство 24 квартир.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, данный 3-этажный дом является многоквартирным домом и не относится к индивидуальным жилым домам, расположение которых возможно в зоне Ж-3.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции с тем, что строительство Обществом многоквартирного жилого дома на земельном участке территориальной зоны Ж-3, независимо от его этажности, не соответствует зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования о признании незаконным отказа, изложенного в письме N 38-147-110 от 18.02.2014, удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, исследованные в ходе судебного заседания судом первой инстанции, которые подлежали исследованию, и им была дана верная оценка в тексте решения суда.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иных доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2014 по делу N А70-3674/2014 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на ее подателя, то есть на ООО "СтройИнвестГрупп".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестГрупп" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2014 по делу N А70-3674/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2014 N 08АП-9511/2014 ПО ДЕЛУ N А70-3674/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. N 08АП-9511/2014
Дело N А70-3674/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9511/2014) общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестГрупп" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2014 по делу N А70-3674/2014 (судья Соловьев К.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестГрупп" (ОГРН 1137232040120, ИНН 7203295948)
к Администрации г. Тюмени
3-е лицо: Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213)
о признании незаконным отказа, изложенного в письме N 38-147-110 от 18.02.2014
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвестГрупп" (далее - заявитель, Общество, ООО "СтройИнвестГрупп") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее по тексту - Департамент) о признании незаконным отказа в получении разрешения на строительство, изложенного в письме N 38-147-110 от 18.02.2014.
В ходе судебного разбирательства заявителем было заявлено ходатайство о замене ненадлежащего ответчика Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени на Администрацию г. Тюмени (далее - заинтересованное лицо, Администрация), как лица, которое приняло оспариваемый отказ.
На основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд удовлетворил ходатайство заявителя и определением от 16.06.2014 заменил ответчика.
Этим же определением на основании статьи 51 АПК РФ суд привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации г. Тюмени (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2014 по делу N А70-3674/2014 в удовлетворении заявленных ООО "СтройИнвестГрупп" требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок Общества, в отношении которого им было испрошено разрешение на строительство, может использоваться для малоэтажной жилой застройки с количеством этажей не более чем три для проживания одной семьи, а не для строительства малоэтажного жилого дома, представляющего собой два подъезда с количеством квартир 24 шт. и как следствие предназначенного для проживания нескольких семей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что отказать в выдаче разрешения на строительство возможно только в случаях прямо указанных в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Также податель апелляционной жалобы считает, что для территориальной зоны Ж-3 возможно использование строительства малоэтажных домов.
До начала судебного заседания от ООО "СтройИнвестГрупп" поступили дополнения к апелляционной жалобе, с доказательствами направления их лицам, участвующим в деле, которые приобщены к материалам дела.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и дополнения к ней, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 27.06.2013 (далее - Договор) ООО "СтройИнвестГрупп" является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0101003:6424, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения малоэтажной жилой застройки, площадью 3 622 кв. м, находящегося по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, пос. Березняки, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НМ 635015 (л.д. 10-12).
18.12.2013 Обществом на вышеуказанный земельный участок был получен градостроительный план земельного участка (л.д. 13-23).
09.02.2014 Общество обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство, в отношении объекта капитального строительства: "Комплекс малоэтажных жилых домов с нежилыми помещениями в п. Березняки по ул. Аромашевская, ГП-1-ГП-8. Жилой дом ГП-1 (1 этап строительства)" (л.д. 24).
Письмом от 18.02.2014 N 38-147-110 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта капитального строительства в связи с расположением земельного участка заявителя в зоне Ж-3, предполагающей застройку индивидуальными жилыми домами, а исходя из представленной проектной документации следует, что объект капитального строительства не является индивидуальным жилым домом, в связи с чем, его размещение в территориальной зоне Ж-3 не предусмотрено (л.д. 25-26).
Считая данный отказ незаконным, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
09.07.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
При этом разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
- - проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
- - проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Следовательно, одним из оснований для отказа в силу данной статьи является несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки территории.
Как было выше сказано, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство явилось несоответствие представленных документов требованиям градостроительного проекта территориального землеустройства города Тюмени, а именно, из градостроительного плана земельного участка следует, что земельный участок, на котором предполагается размещение объекта капитального строительства, расположен в территориальной зоне Ж-3, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. N 154, определена для застройки индивидуальными жилыми домами.
Согласно фактическим обстоятельствам, правила землепользования и застройки города Тюмени (далее - Правила) являются документом градостроительного зонирования муниципального образования городской округ город Тюмень (далее - город Тюмень) и устанавливают территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения и внесения изменений в настоящие Правила.
Статья 15 Правил устанавливает, что данными Правилами градостроительные регламенты определены в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующих территориальных зон, установленных картой градостроительного зонирования города Тюмени, за исключением земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
В градостроительных регламентах настоящих Правил устанавливаются предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо их сочетания: минимальная ширина, минимальная или максимальная площадь земельного участка; минимальный отступ от границ земельного участка, определяемый как минимальное расстояние между границей земельного участка и объектом капитального строительства; максимальное количество этажей; максимальный процент застройки в границах земельного участка (в расчет максимального процента застройки в границах земельного участка не входит площадь подземных объектов и подземных частей объектов капитального строительства, пристроенных и встроено-пристроенных объектов капитального строительства при условии использования кровли пристроенного объекта, имеющей общий выход с основным объектом капитального строительства на уровень планировочной отметки земли, под территорию благоустройства).
В статье 19 Правил определено, что зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3 выделена для формирования жилых районов с низкой плотностью застройки и включает участки территории города Тюмени, предназначенные в соответствии с Генеральным планом для размещения индивидуальных жилых домов, а также объектов с минимально разрешенным набором услуг местного значения, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Основные виды разрешенного использования включают в себя также размещение малоэтажной застройки с максимальным количеством этажей - 3. Вместе с тем, следует учитывать, что малоэтажная застройка, применительно к указанной норме и зоне Ж-3, предполагает собой размещение индивидуальных жилых домов, а также объектов с минимально разрешенным набором услуг местного значения, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
Понятие индивидуального жилого дома дается опосредовано в статьях 48 и 49 ГрК РФ через понятие объекта индивидуального жилищного строительства, а именно - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Из вышеуказанного следует, что земельные участки в территориальной зоне Ж-3 могут использоваться для малоэтажной жилой застройки отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, земельный участок Общества, в отношении которого им было испрошено разрешение на строительство, может использоваться для малоэтажной жилой застройки с количеством этажей не более чем три для проживания одной семьи, а не для строительства малоэтажного жилого дома, представляющего собой два подъезда с количеством квартир 24 шт. и как следствие предназначенного для проживания нескольких семей.
Однако, в материалы дела Обществом представлена проектная документация на объект строительства (л.д. 88-95). Пункт 1.3.2. "Архитектурные решения", которой указывает, что в планируемом 3-этажном доме предусматривается строительство 24 квартир.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, данный 3-этажный дом является многоквартирным домом и не относится к индивидуальным жилым домам, расположение которых возможно в зоне Ж-3.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции с тем, что строительство Обществом многоквартирного жилого дома на земельном участке территориальной зоны Ж-3, независимо от его этажности, не соответствует зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные требования о признании незаконным отказа, изложенного в письме N 38-147-110 от 18.02.2014, удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, исследованные в ходе судебного заседания судом первой инстанции, которые подлежали исследованию, и им была дана верная оценка в тексте решения суда.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие иных доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены решения Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2014 по делу N А70-3674/2014 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на ее подателя, то есть на ООО "СтройИнвестГрупп".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестГрупп" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2014 по делу N А70-3674/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)