Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2008 ПО ДЕЛУ N А72-4688/2008

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2008 г. по делу N А72-4688/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2008 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
- от заявителя - не явился, извещен;
- от Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - не явился, извещен;
- от Администрации (Мэрии) города Ульяновска - не явился, извещен;
- от Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска - не явился, извещен;
- от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области - не явился, извещен;
- от Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области - не явился, извещен;
- от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области - не явился, извещен;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области - не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу ОАО "Ульяновское" по племенной работе", г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 октября 2008 г. по делу N А72-4688/2008 (судья Прохоров А.Е.)
по заявлению ОАО "Ульяновское" по племенной работе", г. Ульяновск,
к Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
Администрация (Мэрия) города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области, г. Ульяновск,
Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа,

установил:

Открытое акционерное общество "Ульяновское" по племенной работе" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в продаже в собственность земельного участка по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, Госплемобъединение, ул. Ипподромная, 13, изложенного в письме N 05/2-2660 от 24 апреля 2008 г.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01 октября 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что с принятием Закона Ульяновской области "О муниципальных образованиях Ульяновской области" N 043-30 от 13 июля 2004 г. с составлением соответствующего акта приема-передачи земель спорный земельный участок фактически переведен из земель сельскохозяйственного назначения Ульяновского района в категорию земель населенных пунктов (г. Ульяновск), в связи с чем порядок и условия приватизации земельного участка, установленные ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к спорному земельному участку на дату обращения заявителя с соответствующим заявлением (07.03.2008 г.) и дату принятия оспариваемого решения не применимы, в связи с чем оспариваемое решение основано на законодательстве и основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют; из пояснений представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области, усматривается, что к спорному земельному участку прилегает участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара". Данный участок дороги включен в проект "Волжский транзит", который является составной частью Федеральной целевой программы "Дороги России 2010-2011 г.г.". и которым планируется реконструкция дороги (расширение дороги с доведением до 4 полос движения) со строительством обслуживающих комплексов (в том числе в связи со строительством нового моста через р. Волга).
Не согласившись с выводами суда, ОАО "Ульяновское" по племенной работе" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что граница муниципального образования (городского округа) г. Ульяновск (в смысле ФЗ РФ от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и граница поселения г. Ульяновск (ранее установленная граница города Ульяновск, в смысле земельного кодекса РФ и Градостроительного законодательства) - не совпадают. Спорный участок вошел в границы муниципального образования (городского округа) г. Ульяновск, но находится за пределами поселения (населенного пункта, административного центра г. Ульяновск).
Выводы суда о смене категории спорного земельного участка в результате принятия закона Ульяновской области "О муниципальных образованиях Ульяновской области" N 043-30 от 13 июля 2004 г. не основаны на нормах законодательства, действующего на дату его принятия.
Спорный земельный участок до настоящего времени относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. Процедура перевода этого участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов не завершена, фактически не начата. Правительством Ульяновской области акт о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию - земли населенных пунктов, отвечающий требованиям, указанным в ст. 3 ФЗ РФ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не принимался.
В данном случае при принятии решения имело место неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельством от 10 марта 1993 г. N 3374 ПО "Ульяновское" по племенной работе" (правопреемником которого является заявитель) на праве бессрочного пользования постановлением главы администрации Ульяновского района от 26 января 1993 г. N 46 предоставлен земельный участок для сельскохозяйственного производства 10 га в Ульяновском районе Ульяновской области.
Участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым N 73:19:082801:3 с указанием категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Общество обратилось в Министерство с заявлением от 07 марта 2008 г. о приобретении указанного земельного участка в собственность на условиях, определенных п. 7 ст. 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Решением Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 24 апреля 2008 г. N 05/2-2660 обществу было отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что спорный земельный участок вошел в границы населенного пункта г. Ульяновск, в связи с чем является землями населенных пунктов, поэтому ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не применим. Дополнительно заявителю было сообщено, что спорный земельный участок находится в месте расположения проектируемой трассы "Волжский транзит", который вошел в целевую Федеральную программу "Дороги России 2010-2015 г.г.".
При принятии решения об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании указанного решения незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
13 июля 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в установленном законодательством порядке был принят Закон Ульяновской области "О муниципальных образованиях Ульяновской области" N 043-30, которым, в числе прочего, утверждены границы МО "г. Ульяновск" в виде картографического описания (приложение N 25). В порядке исполнения указанного Закона 12 октября 2005 г. комиссией в составе представителей МО "г. Ульяновск" и МО "Ульяновский район" был подписан акт приема-передачи земель из МО "Ульяновский район" в МО "г. Ульяновск" с приложением экспликации земель и планом границ земель, включенных в МО "г. Ульяновск (приложения NN 1,2 к акту приема-передачи земель от 12.10.2005 г.), который утвержден постановлением Главы г. Ульяновска от 13 февраля 2006 г. N 358.
Согласно указанных выше документов спорный земельный участок был передан из состава земель сельскохозяйственного назначения МО "Ульяновский район" в состав земель населенного пункта МО "г. Ульяновск". Это же подтверждается генеральным планом г. Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской городской думы от 27 июня 2007 г. N 83 "Об утверждении генерального плана г. Ульяновска".
В силу п. "н" ч. 1 ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии со ст. ст. 11 - 13 указанного Закона. Аналогичная норма содержится в главе 12 "Переходные положения" Федерального закона N 131-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 ФЗ N 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 01 марта 2005 г. устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Согласно ч. 3 статьи 85 ФЗ N 131-ФЗ при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 настоящей статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания.
В случае если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, границы муниципальных образований утверждаются до 31 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Судом правильно указано в решении, что законом субъекта РФ (Закон Ульяновской области "О муниципальных образованиях Ульяновской области" N 043-30 от 13.07.2004 г.) в полном соответствии с требованиями Федерального закона РФ N 131-ФЗ установлены и утверждены границы земель муниципального образования "г. Ульяновск", а также МО "Ульяновский район" путем картографического описания границ с последующим составлением акта приема-передачи земель от 12.10.2005 г., в связи с чем спорный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения МО "Ульяновский район" вошел в состав земель населенного пункта МО "г. Ульяновск".
Согласно ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Частью 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - ФЗ N 172-ФЗ) установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случае установления и изменения черты поселений.
Статьей 8 названного закона предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно ч. 5 ст. 14 ФЗ N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно ч. 3 ст. 15 указанного ФЗ до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (05.01.2005 г.), осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу, что с принятием Закона Ульяновской области "О муниципальных образованиях Ульяновской области" N 043-30 от 13.07.2004 г. с составлением соответствующего акта приема-передачи земель спорный земельный участок фактически переведен из земель сельскохозяйственного назначения Ульяновского района в категорию земель населенных пунктов (г. Ульяновск), в связи с чем порядок и условия приватизации земельного участка, установленные ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", к спорному земельному участку на дату обращения заявителя с соответствующим заявлением (07.03.2008 г.) и дату принятия оспариваемого решения не применимы, в связи с чем оспариваемое решение основано на законодательстве и основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Кроме того, из пояснений представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области усматривается, что к спорному земельному участку прилегает участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Казань-Ульяновск" - "Ульяновск-Самара". Данный участок дороги включен в проект "Волжский транзит", который является составной частью Федеральной целевой программы "Дороги России 2010-2011 г.г.". и которым планируется реконструкция дороги (расширение дороги с доведением до 4 полос движения) со строительством обслуживающих комплексов (в том числе в связи со строительством нового моста через р. Волга). На реконструкцию дороги заключено Соглашение от 05.06.2008 г. N 48/56-С-1 между Федеральным дорожным агентством и Правительством Ульяновской области по целевому бюджетному финансированию реконструкции указанной автодороги, а также госконтракт от 18 января 2008 г. на проведение землеустроительных работ по предоставлению и дополнительному отводу земель под реконструкцию дороги со сроком окончания работ до 30 сентября 2008 г.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о правомерности отказа в предоставлении земельного участка в собственность на условиях, определенных п. 7 ст. 108 Федерального закона "Об отводе земель сельскохозяйственного назначения", оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01 октября 2008 г. по делу N А72-4688/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
Т.С.ЗАСЫПКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)