Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красногорский завод "Электродвигатель" (425091, Республика Марий Эл, Звениговский район, пос. Красногорский, ул. Машиностроителей, д. 1; ОГРН 1021200557740, ИНН 1203003778)
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.07.2014
по делу N А38-1686/2014,
принятое судьей Лежниным В.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Красногорский завод "Электродвигатель" о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл от 03.03.2014 N 733,
без участия лиц,
и
открытое акционерное общество "Красногорский завод "Электродвигатель" (далее - ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель", Завод, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме от 03.03.2014 N 733 решения администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл (далее - администрация Звениговского района, орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 303 058 кв. м, кадастровый номер 12:14:0305001:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в восточной части кадастрового квартала 12:14:0305001. Одновременно заявитель просил обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Республике Марий Эл от 21.07.2014 Заводу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Завод считает, что является неправомерной позиция органа местного самоуправления о том, что ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" не относится к категории сельскохозяйственных организаций, в связи с чем у него отсутствует право на приобретение на праве собственности земель сельскохозяйственного назначения. В сложившейся ситуации нарушаются права и законные интересы Завода в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
Администрация Звениговского района в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что во исполнение постановления администрации Звениговского района от 03.08.1992 N 166 Красногорскому заводу "Электродвигатель" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 30,38 га, включая 27 га - сельскохозяйственные угодья в виде пашни, что подтверждается свидетельством от 02.07.1992 N 81 на право постоянного (бессрочного) пользования.
Впоследствии в отношении указанного земельного участка проведены межевые работы, в результате которых 14.05.1993 ему присвоен кадастровый номер 12:14:0305001:1.
Согласно кадастровому паспорту от 20.01.2014 N 12/5001/2014-7180 земельный участок имеет площадь 303058 кв. м, категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства.
Заявлениями от 01.03.2011, 08.10.2012 и 05.09.2013 ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" обращалось в администрацию Звениговского района о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.
Письмами от 22.03.2011, 08.11.2012, 26.09.2013 орган местного самоуправления предлагал Заводу представить доказательства наличия у него статуса сельскохозяйственной организации и доказательства использования земельного участка по его целевому назначению.
07.02.2014 ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" обратилось в администрацию Звениговского района с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 303058 кв. м, кадастровый номер 12:14:0305001:1, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства, расположенного адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в восточной части кадастрового квартала 12:14:0305001, приложив необходимые документы.
Письмом от 03.03.2014 N 733 администрация Звениговского района, ссылаясь на положения пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", предложила Заводу представить документы, подтверждающие наличие у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Полагая, что изложенное в письме от 03.03.2014 N 733 решение органа местного самоуправления не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 13, 27, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и исходил из того, орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, администрация Звениговского района является полномочным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл, собственность на которые не разграничена.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен принцип деления земель по целевому назначению на категории. Земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения также основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В статьях 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
С целью развития принципа сохранения целевого использования земельных участков, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ установлены следующие требования: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право на приобретение в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения лиц, имеющих статус сельскохозяйственных организаций, или осуществляющих деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
В данном случае ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" не оспаривает факт отсутствия у него статуса сельскохозяйственной организации, основной вид деятельности Завода - производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов (кроме ремонта).
Испрашиваемый Заводом земельный участок был предметом проверки Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Марий Эл, что подтверждается протоколом осмотра от 05.02.2014 и актом проверки от 07.02.2014, из которых следует, что проверенные земельные угодья по всей площади заросли древесно-кустарниковой и сорной растительностью (высотой от 1 до 5 метров), из чего следует, что земельный участок не используется более пяти лет; проезд к земельному участку перекрыт.
Непроведение в течение длительного времени фитосанитарных, агротехнических, агрохимических мероприятий, заключающихся во внесении удобрений, посеве сельскохозяйственных культур, уничтожении сорной растительности и кустарника, ведет к ухудшению качественного состояния почв, является нарушением требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона N 101-ФЗ.
В нарушение положений статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" не доказало использование им предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 303 058 кв. м, кадастровый номер 12:14:0305001:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в восточной части кадастрового квартала 12:14:0305001, по целевому назначению.
Ссылка Завода на приказ от 19.06.2006 N 152-а о необходимости производства сельскохозяйственных работ на земельном участке, а также оплата земельного налога не свидетельствуют о его целевом использовании.
Довод Завода об отсутствии у него возможности использовать и обрабатывать испрашиваемые земельные угодья по вине смежного землепользователя является несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не освобождает его от обязанности использовать земли сельскохозяйственного назначения по их целевому назначению.
Установленные по делу фактические обстоятельства и представленные документальные доказательства в совокупности подтверждают неиспользование Заводом обозначенного земельного участка по его целевому назначению и не опровергают позицию органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и не нарушает права и законные интересы ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Орган местного самоуправления располагал правовыми основаниями для принятия отрицательного для Завода решения.
Арбитражный суд Республики Марий Эл обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявления.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.07.2014 по делу N А38-1686/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Завода признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.07.2014 по делу N А38-1686/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красногорский завод "Электродвигатель" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2014 ПО ДЕЛУ N А38-1686/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу N А38-1686/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красногорский завод "Электродвигатель" (425091, Республика Марий Эл, Звениговский район, пос. Красногорский, ул. Машиностроителей, д. 1; ОГРН 1021200557740, ИНН 1203003778)
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.07.2014
по делу N А38-1686/2014,
принятое судьей Лежниным В.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Красногорский завод "Электродвигатель" о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл от 03.03.2014 N 733,
без участия лиц,
и
установил:
открытое акционерное общество "Красногорский завод "Электродвигатель" (далее - ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель", Завод, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме от 03.03.2014 N 733 решения администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл (далее - администрация Звениговского района, орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 303 058 кв. м, кадастровый номер 12:14:0305001:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в восточной части кадастрового квартала 12:14:0305001. Одновременно заявитель просил обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Республике Марий Эл от 21.07.2014 Заводу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Завод считает, что является неправомерной позиция органа местного самоуправления о том, что ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" не относится к категории сельскохозяйственных организаций, в связи с чем у него отсутствует право на приобретение на праве собственности земель сельскохозяйственного назначения. В сложившейся ситуации нарушаются права и законные интересы Завода в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.
Администрация Звениговского района в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что во исполнение постановления администрации Звениговского района от 03.08.1992 N 166 Красногорскому заводу "Электродвигатель" предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 30,38 га, включая 27 га - сельскохозяйственные угодья в виде пашни, что подтверждается свидетельством от 02.07.1992 N 81 на право постоянного (бессрочного) пользования.
Впоследствии в отношении указанного земельного участка проведены межевые работы, в результате которых 14.05.1993 ему присвоен кадастровый номер 12:14:0305001:1.
Согласно кадастровому паспорту от 20.01.2014 N 12/5001/2014-7180 земельный участок имеет площадь 303058 кв. м, категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства.
Заявлениями от 01.03.2011, 08.10.2012 и 05.09.2013 ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" обращалось в администрацию Звениговского района о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.
Письмами от 22.03.2011, 08.11.2012, 26.09.2013 орган местного самоуправления предлагал Заводу представить доказательства наличия у него статуса сельскохозяйственной организации и доказательства использования земельного участка по его целевому назначению.
07.02.2014 ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" обратилось в администрацию Звениговского района с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 303058 кв. м, кадастровый номер 12:14:0305001:1, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства, расположенного адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в восточной части кадастрового квартала 12:14:0305001, приложив необходимые документы.
Письмом от 03.03.2014 N 733 администрация Звениговского района, ссылаясь на положения пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", предложила Заводу представить документы, подтверждающие наличие у него статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Полагая, что изложенное в письме от 03.03.2014 N 733 решение органа местного самоуправления не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 13, 27, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и исходил из того, орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, администрация Звениговского района является полномочным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл, собственность на которые не разграничена.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен принцип деления земель по целевому назначению на категории. Земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения также основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
В статьях 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
С целью развития принципа сохранения целевого использования земельных участков, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ установлены следующие требования: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право на приобретение в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения лиц, имеющих статус сельскохозяйственных организаций, или осуществляющих деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.
В данном случае ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" не оспаривает факт отсутствия у него статуса сельскохозяйственной организации, основной вид деятельности Завода - производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов (кроме ремонта).
Испрашиваемый Заводом земельный участок был предметом проверки Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Марий Эл, что подтверждается протоколом осмотра от 05.02.2014 и актом проверки от 07.02.2014, из которых следует, что проверенные земельные угодья по всей площади заросли древесно-кустарниковой и сорной растительностью (высотой от 1 до 5 метров), из чего следует, что земельный участок не используется более пяти лет; проезд к земельному участку перекрыт.
Непроведение в течение длительного времени фитосанитарных, агротехнических, агрохимических мероприятий, заключающихся во внесении удобрений, посеве сельскохозяйственных культур, уничтожении сорной растительности и кустарника, ведет к ухудшению качественного состояния почв, является нарушением требований статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона N 101-ФЗ.
В нарушение положений статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" не доказало использование им предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 303 058 кв. м, кадастровый номер 12:14:0305001:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в восточной части кадастрового квартала 12:14:0305001, по целевому назначению.
Ссылка Завода на приказ от 19.06.2006 N 152-а о необходимости производства сельскохозяйственных работ на земельном участке, а также оплата земельного налога не свидетельствуют о его целевом использовании.
Довод Завода об отсутствии у него возможности использовать и обрабатывать испрашиваемые земельные угодья по вине смежного землепользователя является несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не освобождает его от обязанности использовать земли сельскохозяйственного назначения по их целевому назначению.
Установленные по делу фактические обстоятельства и представленные документальные доказательства в совокупности подтверждают неиспользование Заводом обозначенного земельного участка по его целевому назначению и не опровергают позицию органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято уполномоченным органом, соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и не нарушает права и законные интересы ОАО "Красногорский завод "Электродвигатель" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Орган местного самоуправления располагал правовыми основаниями для принятия отрицательного для Завода решения.
Арбитражный суд Республики Марий Эл обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявления.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.07.2014 по делу N А38-1686/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Завода признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.07.2014 по делу N А38-1686/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Красногорский завод "Электродвигатель" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.РУБИС
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)