Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Фесченко Ю.А. по доверенности N 70-д от 04.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2013 года по делу N А41-31714/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания Сергиево-Посадского муниципального района", федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный научно-производственный центр "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ХИМИИ", о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
установил:
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 2 336 кв. м с кадастровым номером 50:05:0070602:124, расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, д. 3, категория земель: земли населенных пунктов, под размещение промышленных площадей (л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области и муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Управляющая компания Сергиево-Посадского муниципального района" (л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный научно-производственный центр "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ХИМИИ" (ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии") (л.д. 84).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2013 года было признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124; местоположение: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, д. 3, категория земель - земли населенных пунктов, под размещение пром. площадей, общей площадью 2 336 кв. м (л.д. 125 - 129).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на отсутствие доказательств в подтверждение заявленных требований (л.д. 131 - 138).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Главой администрации Сергиево-Посадского района Московской области было издано постановление N 2187 от 27.12.93 "О передаче в муниципальную собственность жилого фонда и объектов коммунального назначения от предприятий Сергиево-Посадского района" (л.д. 42).
На основании указанного постановления 05.06.08 за Муниципальным образованием "Сергиево-Посадский муниципальный район" было зарегистрировано право собственности на нежилое здание: Слесарная мастерская, назначение нежилое, общая площадь 663,6 кв. м, адрес: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Железнодорожная, д. 14а (л.д. 36, 39).
Согласно заключению кадастрового инженера и кадастровому паспорту здания от 14.06.13 указанное здание слесарной мастерской расположено на земельном участке (в границах земельного участка) с кадастровым номером 50:05:0070602:124, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Академика Силина, д. 3 (л.д. 37 - 38, 49).
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 был образован 12.05.09 в результате раздела участка с кадастровым номером 50:05:0070602:60 общей площадью 197 680 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Академика Силина, д. 3, на 3 земельных участка в соответствии с Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 232 от 18.05.09 (л.д. 70, 73 - 74).
Пунктом 2 указанного Распоряжения Отделу управления и распоряжения земельными участками было предписано обеспечить прекращение права собственности РФ на ликвидируемый земельный участок и обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на образованные участки.
22.05.09 ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 (л.д. 75).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним N 05/053/2013-24 от 11.06.13, а также выпиской из реестра федерального имущества N 338/1 от 06.06.13 земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 находится в собственности Российской Федерации, ограничений и обременений прав на участок не зарегистрировано (л.д. 40, 99).
02.06.09 ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о выдаче свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 в соответствии с Постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского района N 1696/1 от 13.10.93 и Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 232 от 18.05.09 (л.д. 67).
В соответствии с выпиской из передаточного акта от 15.07.11, утвержденного руководителем ТУ Росимущества в Московской области, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 отнесен к объектам, не подлежащим приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии", поскольку на нем расположен объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности (л.д. 87 - 91).
На основании договора N 1415 от 09.01.13 нежилое здание: Слесарная мастерская, назначение нежилое, общая площадь 663,6 кв. м, адрес: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Железнодорожная, д. 14а, было закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" (л.д. 16 - 17).
Согласно акту обследования использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070602:124 от 03.09.13, составленному комиссией из директора МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" и Главного специалиста отдела по работе с землепользователями управления землепользования администрации Сергиево-Посадского района, обследуемый участок расположен в границах кадастрового квартала 50:05:0070602 г. Сергиев-Посад Сергиево-Посадского района. Участок используется МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" для обслуживания нежилого здания слесарной мастерской. В результате обследования установлено, что на участке расположено капитальное строение - здание слесарной мастерской, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Сергиево-Посадский район Московской области". На земельном участке отсутствуют объекты, находящиеся в пользовании иных лиц. В настоящее время участок используется по целевому назначению (л.д. 86).
МУП "УК Сергиево-Посадского района" обратилось в администрацию Сергиево-Посадского района Московской области с заявлением об оформлении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070602:124.
Между тем, наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не позволила оформить его в пользование МУП "УК Сергиево-Посадского района".
24.12.12 Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратился в ТУ Росимущества в Московской области с письмом N исх. 780-а, в котором просил предоставить в собственность Сергиево-Посадского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 (л.д. 94 - 95).
Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 761 от 20.11.12 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии" на спорный земельный участок (л.д. 111).
10.07.13 Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области повторно обратился в ТУ Росимущества в Московской области с письмом N исх. 359-а, в котором просил предоставить в собственность Сергиево-Посадского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 (л.д. 97 - 98).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области указала, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает законные права истца на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
Признавая право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим, суд первой инстанции указал, что данный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, ответчик не предоставил документального подтверждения наличия права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств того, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 названного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. названного Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 3 статьи 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил отсутствие критериев, перечисленных в пунктах 1 и 2 статьи 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии" на спорный земельный участок было прекращено Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 761 от 20.11.12 право постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с актом обследования земельного участка N 01 от 13.01.14, составленным директором МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" и главным специалистом отдела по работе с землепользователями управления землепользования администрации Сергиево-Посадского района во исполнение определения Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 года, обследуемый участок расположен в границах кадастрового квартала 50:05:0070602 г. Сергиев-Посад Сергиево-Посадского района. Участок используется МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" для обслуживания нежилого здания слесарной мастерской. В результате обследования установлено, что на участке расположено капитальное строение - здание слесарной мастерской, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Сергиево-Посадский район Московской области". На земельном участке отсутствуют объекты, находящиеся в пользовании иных лиц. В настоящее время участок используется по целевому назначению.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют об отсутствии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.
Доказательств обратного, равно как и доказательств предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Кроме того, установлено, что ни в выписке из ЕГРП, ни в деле правоустанавливающих документов Росреестра (л.д. 60 - 76) на спорный земельный участок нет сведений подтверждающих, согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, что данный земельный участок находится в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на землю, либо он приобретен Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорный земельный участок в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении данного земельного участка к собственности Российской Федерации.
В отношении спорного земельного участка соответствующие федеральные законы не принимались, данный земельный участок Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в свою собственность не приобретался.
Следовательно, земельный участок находился в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Вместе с тем, ни одного из вышеуказанных документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области представлено не было.
Таким образом, запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок была произведена в нарушение действующего законодательства, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) в порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у органа местного самоуправления отсутствует право распоряжения земельным участком, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельного участка, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права органа местного самоуправления на распоряжение данным земельным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за использованием арендованного земельного участка, а также право на получение арендной платы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении названного земельного участка и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
Содержащийся в указанной статье перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и то же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом был избран надлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств в подтверждение заявленных требований подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм материального права.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Московской области не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2013 года по делу N А41-31714/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2014 ПО ДЕЛУ N А41-31714/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2014 г. по делу N А41-31714/13
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коновалова С.А., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: Фесченко Ю.А. по доверенности N 70-д от 04.12.13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2013 года по делу N А41-31714/13, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по иску администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания Сергиево-Посадского муниципального района", федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный научно-производственный центр "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ХИМИИ", о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
установил:
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 2 336 кв. м с кадастровым номером 50:05:0070602:124, расположенный по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, д. 3, категория земель: земли населенных пунктов, под размещение промышленных площадей (л.д. 2 - 4).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области и муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Управляющая компания Сергиево-Посадского муниципального района" (л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный научно-производственный центр "НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИКЛАДНОЙ ХИМИИ" (ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии") (л.д. 84).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2013 года было признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124; местоположение: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, д. 3, категория земель - земли населенных пунктов, под размещение пром. площадей, общей площадью 2 336 кв. м (л.д. 125 - 129).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на отсутствие доказательств в подтверждение заявленных требований (л.д. 131 - 138).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Главой администрации Сергиево-Посадского района Московской области было издано постановление N 2187 от 27.12.93 "О передаче в муниципальную собственность жилого фонда и объектов коммунального назначения от предприятий Сергиево-Посадского района" (л.д. 42).
На основании указанного постановления 05.06.08 за Муниципальным образованием "Сергиево-Посадский муниципальный район" было зарегистрировано право собственности на нежилое здание: Слесарная мастерская, назначение нежилое, общая площадь 663,6 кв. м, адрес: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Железнодорожная, д. 14а (л.д. 36, 39).
Согласно заключению кадастрового инженера и кадастровому паспорту здания от 14.06.13 указанное здание слесарной мастерской расположено на земельном участке (в границах земельного участка) с кадастровым номером 50:05:0070602:124, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Академика Силина, д. 3 (л.д. 37 - 38, 49).
Земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 был образован 12.05.09 в результате раздела участка с кадастровым номером 50:05:0070602:60 общей площадью 197 680 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Академика Силина, д. 3, на 3 земельных участка в соответствии с Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 232 от 18.05.09 (л.д. 70, 73 - 74).
Пунктом 2 указанного Распоряжения Отделу управления и распоряжения земельными участками было предписано обеспечить прекращение права собственности РФ на ликвидируемый земельный участок и обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на образованные участки.
22.05.09 ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 (л.д. 75).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним N 05/053/2013-24 от 11.06.13, а также выпиской из реестра федерального имущества N 338/1 от 06.06.13 земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 находится в собственности Российской Федерации, ограничений и обременений прав на участок не зарегистрировано (л.д. 40, 99).
02.06.09 ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о выдаче свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 в соответствии с Постановлением Главы администрации Сергиево-Посадского района N 1696/1 от 13.10.93 и Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 232 от 18.05.09 (л.д. 67).
В соответствии с выпиской из передаточного акта от 15.07.11, утвержденного руководителем ТУ Росимущества в Московской области, земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 отнесен к объектам, не подлежащим приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии", поскольку на нем расположен объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности (л.д. 87 - 91).
На основании договора N 1415 от 09.01.13 нежилое здание: Слесарная мастерская, назначение нежилое, общая площадь 663,6 кв. м, адрес: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Железнодорожная, д. 14а, было закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" (л.д. 16 - 17).
Согласно акту обследования использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070602:124 от 03.09.13, составленному комиссией из директора МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" и Главного специалиста отдела по работе с землепользователями управления землепользования администрации Сергиево-Посадского района, обследуемый участок расположен в границах кадастрового квартала 50:05:0070602 г. Сергиев-Посад Сергиево-Посадского района. Участок используется МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" для обслуживания нежилого здания слесарной мастерской. В результате обследования установлено, что на участке расположено капитальное строение - здание слесарной мастерской, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Сергиево-Посадский район Московской области". На земельном участке отсутствуют объекты, находящиеся в пользовании иных лиц. В настоящее время участок используется по целевому назначению (л.д. 86).
МУП "УК Сергиево-Посадского района" обратилось в администрацию Сергиево-Посадского района Московской области с заявлением об оформлении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070602:124.
Между тем, наличие зарегистрированного права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не позволила оформить его в пользование МУП "УК Сергиево-Посадского района".
24.12.12 Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратился в ТУ Росимущества в Московской области с письмом N исх. 780-а, в котором просил предоставить в собственность Сергиево-Посадского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 (л.д. 94 - 95).
Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 761 от 20.11.12 было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии" на спорный земельный участок (л.д. 111).
10.07.13 Глава Сергиево-Посадского муниципального района Московской области повторно обратился в ТУ Росимущества в Московской области с письмом N исх. 359-а, в котором просил предоставить в собственность Сергиево-Посадского муниципального района Московской области земельный участок с кадастровым номером 50:05:0070602:124 (л.д. 97 - 98).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области указала, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает законные права истца на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
Признавая право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим, суд первой инстанции указал, что данный участок относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, ответчик не предоставил документального подтверждения наличия права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств того, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 названного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. названного Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 3 статьи 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд установил отсутствие критериев, перечисленных в пунктах 1 и 2 статьи 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии" на спорный земельный участок было прекращено Распоряжением ТУ Росимущества в Московской области N 761 от 20.11.12 право постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с актом обследования земельного участка N 01 от 13.01.14, составленным директором МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" и главным специалистом отдела по работе с землепользователями управления землепользования администрации Сергиево-Посадского района во исполнение определения Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 года, обследуемый участок расположен в границах кадастрового квартала 50:05:0070602 г. Сергиев-Посад Сергиево-Посадского района. Участок используется МУП "УК Сергиево-Посадского муниципального района" для обслуживания нежилого здания слесарной мастерской. В результате обследования установлено, что на участке расположено капитальное строение - здание слесарной мастерской, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Сергиево-Посадский район Московской области". На земельном участке отсутствуют объекты, находящиеся в пользовании иных лиц. В настоящее время участок используется по целевому назначению.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют об отсутствии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.
Доказательств обратного, равно как и доказательств предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Кроме того, установлено, что ни в выписке из ЕГРП, ни в деле правоустанавливающих документов Росреестра (л.д. 60 - 76) на спорный земельный участок нет сведений подтверждающих, согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, что данный земельный участок находится в федеральной собственности на основании федерального закона, на основании возникновения права собственности при разграничении государственной собственности на землю, либо он приобретен Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Органы исполнительной власти Российской Федерации не вносили спорный земельный участок в перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и Правительство Российской Федерации не принимало решения об отнесении данного земельного участка к собственности Российской Федерации.
В отношении спорного земельного участка соответствующие федеральные законы не принимались, данный земельный участок Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в свою собственность не приобретался.
Следовательно, земельный участок находился в государственной собственности, которая не была разграничена на собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Вместе с тем, ни одного из вышеуказанных документов в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области представлено не было.
Таким образом, запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок была произведена в нарушение действующего законодательства, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) в порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у органа местного самоуправления отсутствует право распоряжения земельным участком, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельного участка, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права органа местного самоуправления на распоряжение данным земельным участком, сдачу его в аренду, осуществление контроля за использованием арендованного земельного участка, а также право на получение арендной платы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении названного земельного участка и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
Содержащийся в указанной статье перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и то же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцом был избран надлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств в подтверждение заявленных требований подлежат отклонению, как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм материального права.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ТУ Росимущества в Московской области не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2013 года по делу N А41-31714/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)