Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 03.03.2015 N Ф05-14452/2014 ПО ДЕЛУ N А40-42018/12

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А40-42018/12


Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Крекотнева С.Н., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Международной коммерческой компании "Динамико Ко Лтд" - Литвинов Д.В. - дов. от 17.11.2014; Аниканова О.В. - дов. от 08.09.2014
от заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы - Титова А.А. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д935/14
рассмотрев 24 февраля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 28 мая 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление от 04 сентября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой С.В., Тихоновым А.П., Левиной Т.Ю.,
по делу N А40-42018/12
по заявлению Международной коммерческой компании "Динамико Ко Лтд"
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании недействительным решения об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка

установил:

Международная коммерческая компания "Динамико Ко Лтд" (далее - Компания) обратилась в Арбитражный суд города Москвы к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- - признать незаконным решение Департамента об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001020:39, расположенного под принадлежащим Компании зданием по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 5, корп. 2, стр. 2;
- - обязать Департамент подготовить проект распоряжения о возмездном предоставлении указанного земельного участка в собственности Компании по цене, равной 20% его кадастровой стоимости и действовавшей на 13.12.2011;
- - обязать Департамент подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка по цене, равной 20% его кадастровой стоимости и действовавшей на 13.12.2011, и направить проект договора для его подписания в адрес Компании.
Решением от 28.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2014, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 28.05.2014 и постановление от 04.09.2014 и отказать в иске.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы, а представитель Компании - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых решения и постановления проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Компании на праве собственности принадлежит нежилое отдельно стоящее четырехэтажное здание общей площадью 1307,9 кв. м по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 5, корп. 4, стр. 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.1999 серии АА N 011544.
Здание расположено на земельном участке площадью 1203 кв. м, предоставленном Компании на праве аренды для эксплуатации административного здания без права установки ограждения по границе участка в соответствии с договором от 31.05.2001 N М-05-017102.
Компания 04.12.2009 в режиме "одного окна" обратилась в Департамент с заявлением о выдаче договора купли-продажи земельного участка и акта приема-передачи земельного участка с соответствующим правовым актом о предоставлении земельного участка, расположенного под зданием по адресу: Москва, Варшавское шоссе, вл. 5, корп. 4, стр. 2, кадастровый номер 77:05:0001020:39.
Департамент 16.05.2010 направил в адрес Компании письмо N 33-5Т5-1614/9-(11), в котором сообщалось об обращении в Префектуру ЮАО города Москвы для рассмотрения Окружной комиссией вопроса по самовольному строительству в связи с тем, что Компания представила свидетельство о государственной регистрации права собственности от 22.10.1999 на здание общей площадью 1 307,9 кв. м, а также выписку из технического паспорта на здание от 22.07.2009, согласно которой общая площадь здания составляет 1 685,3 кв. м. Согласно плану Бюро технической инвентаризации от 22.07.2009 на участке расположена пристройка "Б", разрешение на возведение которой не предъявлено. Учитывая изложенное, Департамент сообщил о том, что может вернуться к рассмотрению вопроса после представления решения Окружной комиссии по самовольному строительству Префектуры ЮАО города Москвы.
В адрес Компании 17.05.2010 направлено письмо N 33-5Т5-1614/9-(14), в котором сообщалось, что Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства принято решение о сносе самовольно возведенной надстройки 5-го этажа административного здания, технического помещения в подвале и гаража на два машиноместа общей площадью 428,2 кв. м.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2013 по делу N А40-71210/09, оставленным без изменения постановлениями Девятого Арбитражного апелляционного суда от 13.08.2013 и Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.12.2013, в удовлетворении исковых требований Префектуры ЮАО города Москвы об обязании Компании снести самовольно возведенный объект общей площадью 1685,3 кв. м, расположенный по адресу: Москва, Варшавское шоссе, вл. 5, корп. 4 стр. 2, отказано.
Департамент 20.01.2012 направил в адрес заявителя письмо N 33-2Т5-2685/11-(0)-1, в котором указал, что рассмотрение вопроса об оформлении договора купли-продажи земельного участка возможно после оформления в установленном порядке имущественных документов на все здание, в порядке, предусмотренном Постановлениями Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, от 19.10.2010 N 943-ПП, от 28.04.2009 N 363-ПП, от 30.06.2009 N 643-ПП, от 08.06.2010 N 472-ПП, от 11.05.2011 N 190-ПП.
Считая данный отказ Департамента незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания незаконным оспариваемого отказа и установления цены выкупа земельного участка в размере, равном 20% его кадастровой стоимости в соответствии с законодательством, действовавшим на момент подачи Компанией надлежащего заявления о выкупе земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1.1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органом исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В силу пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент обращения Компании с заявлением, до 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом N 137-ФЗ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Поскольку заявление Компании о выкупе земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ со всеми предусмотренными законодательством документами получено Департаментом в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ, суды пришли к правильному выводу о том, что заявитель вправе приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок по льготной цене.
Как правильно указали суды, отсутствие зарегистрированных прав на результаты самовольной реконструкции отдельно стоящего здания само по себе не является препятствием для реализации исключительного права Компании на выкуп земельного участка, отведенного под эксплуатацию здания площадью 1307,9 кв. м, принадлежащего заявителю на законных основаниях.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2014 года по делу N А40-42018/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)