Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12640/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3153/2014 (судья Голобородько Н.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" (ИНН 5507203825)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение N 0974/10 выдано 08.04.2010 действительно до 15.04.2015, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия на 1 год);
- от Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" - Елизарьев Максим Николаевич (паспорт <...> выдан 19.05.2006, по доверенности N 05-168 от 10.03.2014 сроком действия на 1 год)
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" (далее - заявитель, общество, ООО "НОРД РОАД") обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в котором просило:
- -признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка с предполагаемым размером в 200 000-250 000 кв. м с пятном застройки 10 250-10 300 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ для строительства крематория и дома траурных обрядов, в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ и непринятии по результатам выбора одного из решений: о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт о выборе земельного участка, либо решения об отказе в размещении объекта;
- -обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта принятого по результатам рассмотрения дела совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования "дома траурных обрядов" для строительства объекта - крематория и дома траурных обрядов на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению общества, и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 требования Общества удовлетворены, оспариваемое бездействие Департамента признано незаконным. В качестве способа восстановления нарушенных прав Общества на Департамент возложена обязанность в течение 30 рабочих дней с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3153/2014 совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования "дома траурных обрядов" для строительства объекта - крематория и дома траурных обрядов на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" от 05.03.2013 N 05-03, и принять по результатам выбора решение в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебный акт мотивирован тем, что возможность непринятия какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена. При этом судом отклонена ссылка Департамента в обоснование изложенной позиции на принятое Омским городским Советом решение N 131, как не отменяющее установленную пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ обязанность государственного органа по осуществлению процедуры выбора земельного участка. При таких обстоятельствах, поскольку в установленный законом срок выбор земельного участка не был обеспечен уполномоченным органом, бездействие, выразившееся в не проведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка для строительства крематория и дома траурных обрядов, суд признал незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование изложенной позиции Департаментом указано на отсутствие правовых оснований для квалификации осуществленных мероприятий в качестве бездействия, принимая во внимание, что в связи с поданным заявлением Общества Департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, также собраны все необходимые условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Не доведение процедуры выбора до конца было обусловлено объективными причинами, а именно принятием решения Омского городского Совета N 131, исключающим возможность предоставления земельных участков данной категории без проведения торгов.
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
05.03.2013 ООО "НОРД РОАД" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением (исх. N 05-03) о выборе земельного участка, находящегося в ведении муниципального образования город Омск с видом разрешенного использования "крематорий и дома траурных обрядов", и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ. В заявлении ООО "НОРД РОАД" просило предоставить в пользование на правах аренды земельный участок с предполагаемым размером в 200 000-250 000 кв. м с пятном застройки 10 250-10 300 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ для строительства крематория и дома траурных обрядов. В качестве приложения к заявлению в соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ была предоставлена схема испрашиваемого земельного участка, уставные документы ООО "НОРД РОАД", технико-экономическое обоснование проекта строительства "крематория и дома траурных обрядов", являющиеся примерными, ориентировочными, требующими корректировки.
17.04.2013 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил в ООО "НОРД РОАД" информационное письмо N 06/4183 о том, что вопрос о возможности использования земельного участка, расположенного на землях муниципальной собственности по трассе М-51 "Байкал" в Ленинском административном округе города Омска для заявленных целей подготовлен для рассмотрения на Комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска.
26.04.2013 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил в ООО "НОРД РОАД" информационное письмо N 06/4423, в котором указал, что в результате рассмотрения обращения ООО "НОРД РОАД" комиссией по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска 18.04.2013 был положительно разрешен вопрос о предоставлении земельного участка и что Департаментом обеспечивается процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ.
20.05.2013 УГИБДД УМВД России по Омской области направило в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уведомление о необходимости согласования проектирования будущего объекта с собственником федеральной автомобильной дороги - Омский филиал ФКУ "Сибуправтодор").
12.12.2013 ФКУ "Сибуправтодор" направило в адрес ООО "НОРД РОАД" согласование размещения крематория и дома траурных обрядов на км 820+460 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-51 "Байкал".
17.06.2013 ООО "НОРД РОАД" направило (исх. N 05-21) в Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска корректировку ориентировочной площади земельного участка - 70 000 кв. м.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 21.06.2013 N 1260-р утверждена схема расположения запрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
ООО "НОРД РОАД" в самостоятельном порядке провело работу по получению необходимых для оформления акта выбора земельного участка документов, а именно: направлены запросы в ОАО "Омский аэропорт", ОАО "Омскэлектро", ОАО "Омскводоканал", Омский центр ОВД филиала "Аэронавигация Западной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ЦМС "Центр по мониторингу загрязнения окружающей среды" о предоставлении технических условий, сведений о возможности эксплуатации и подключения объекта к инженерным сетям.
Кроме того, ООО "НОРД РОАД" были заключены договоры N 692 от 03.09.2013 и N 771 от 30.09.2013 с ООО "Центр независимых экспертиз" на проведение экспертизы проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для строительства крематория и дома траурных обрядов в ЛАО г. Омска по трассе М-51 и экспертизы отвода земельного участка для строительства крематория и дома траурных обрядов, исследования почвы по бактериологическим и санитарно-химическим показателям.
В результате проведенных мероприятий ООО "НОРД РОАД" были получены:
- -технические условия (проект) на электроснабжение N ТУ-ОЭ/А-10102/13 от 17.05.2013 (ОАО "Омскэлектро");
- -технические условия подключения к сетям водоснабжения и канализации N 05-06/1163/13 от 17.05.2013 (ОАО "Омскводоканал");
- -информация о плате за подключение к сетям водоснабжения и канализации N 05-06/1164/13 от 17.05.2013 (ОАО "Омскводоканал");
- -предварительный расчет помех использованию воздушного пространства и регулированию воздушного движения в г. Омске N 01-14-1638 от 09.10.2013 (ФГУП "Госкорпорация по ОрВД");
- -протокол б/н от 23.10.2013 (ОАО "Омский аэропорт");
- -заключение эксперта N 557 от 30.09.2013 (ООО "Центр независимых экспертиз");
- -протокол испытаний N 4868 от 09.10.2013 (ООО "Центр независимых экспертиз");
- -протокол испытания радиационного обследования N 1606/КГ/Э от 02.10.2013 (ООО "Центр независимых экспертиз");
- -заключение эксперта N 576 от 10.10.2013 (ООО "Центр независимых экспертиз");
- -справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ N 09-01-11/240 от 23.05.2013;
- -санитарно-эпидемиологическое заключение N 55.01.02.000.Т.000746.09.13 от 24.09.2013.
Указанные документы также были дополнительно представлены ООО "НОРД РОАД" в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска для оформления акта выбора земельного участка.
Информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства крематория и дома траурных обрядов размещена Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в газете "Третья столица" N 53 (791) от 31.10.2013.
19.12.2013 в адрес ООО "НОРД РОАД" поступило информационное письмо от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 09/15247, в котором сообщалось о том, что решением Омского городского совета от 19.06.2013 N 131 установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах и что в соответствии с п. 68 ст. 2 указанного Решения строительство дома траурных обрядов включено в данный перечень.
Полагая, что Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, как орган местного самоуправления, вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в силу прямого указания федерального закона, а его бездействие является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "НОРД РОАД" обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеуказанными требованиями.
30.09.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае Обществом заявлено требование о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта - крематория и дома траурных обрядов, местоположение которого установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ.
При этом из письма от 19.12.2013 N 09/15247, направленного Департаментом Обществу, следует, что невозможность принятия указанного выше решения связывается заинтересованным лицом лишь с фактом вступления в силу решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Суд апелляционной инстанции, проанализировав обозначенные выше обстоятельства, приведенные Департаментом, доводы заявителя по существу заявленного требования о признании незаконным бездействия, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не может согласиться с позицией заинтересованного лица о том, что заявление ООО "НОРД РОАД" о предоставлении земельного участка должно рассматриваться с учетом положений решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления, в свою очередь, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о выборе земельного участка (то есть в редакции на 15.05.2013), орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Частью 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Так, решением Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" установлен перечень случаев, при которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пунктам 67, 68 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах, в том числе, в случае строительства крематория, дома траурных обрядов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что с заявлением об обеспечении выбора земельного участка на территории города Омска с предполагаемым размером в 200 000-250 000 кв. м с пятном застройки 10 250-10 300 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ для строительства крематория и дома траурных обрядов, Общество обратилось в Департамент 05.03.2013, то есть до принятия указанного выше решения Омского городского Совета, установившего перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах (19.06.2013).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с согласовательными документами и заключениями размещение крематория и дома траурных обрядов на испрашиваемом земельном участке не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области", как уже указывалось выше, установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Следовательно, выбор земельного участка для строительства по указанному заявлению ООО "НОРД РОАД" должен быть осуществлен Департаментом в срок до 05.09.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, должно быть принято в течение месяца с момента выбора земельного участка.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, поскольку основанием возникновения рассматриваемых правоотношений по выбору земельного участка для размещения крематория и дома траурных обрядов является подача Обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, осуществленная до вступления в силу решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (05.03.2013), постольку указанное решение не должно применяться при принятии решения по заявлению ООО "НОРД РОАД" поданному в уполномоченный орган муниципальной власти.
При этом ссылки Департамента на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" имеет обратную силу, во внимание не принимаются по следующим основаниям.
Как указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи Обществом заявления о выборе земельного участка.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, придание обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях, является недопустимым.
Более того, решение Департамента по заявлению ООО "НОРД РОАД" должно быть принято до 05.09.2013, то есть до вступления в силу указанного выше постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 и без учета его положений.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, сформированной по рассматриваемому вопросу судебной практикой (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2014 по делу N А46-12475/2013).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что ссылки Департамента в письме от 19.12.2013 N 09/15247, на положения решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" являются необоснованными, поскольку в рассматриваемом случае процедура предоставления земельных участков, установленная названными нормативными актами, применению не подлежит.
Таким образом, учитывая изложенное выше, а также то, что иных правовых оснований, препятствующих обеспечению выбора испрашиваемого Обществом земельного участка на территории города Омска с предполагаемым размером в 200 000-250 000 кв. м с пятном застройки 10 250-10 300 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ для строительства крематория и дома траурных обрядов, Департаментом не приведено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие Департамента, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта, является незаконным.
Указанное бездействие Департамента, по мнению суда апелляционной инстанции, также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно создает препятствия для реализации предусмотренного земельным законодательством права каждого на получение в пользование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Доводы апеллянта о том, что им были проведены все необходимые подготовительные мероприятия, указанные в статье 31 ЗК РФ, не исключают незаконное бездействие Департамента, поскольку регламентированная процедура выбора земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта должна прекращаться принятием какого-либо решения.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в итоге определяется арбитражным судом.
Исходя из изложенного выше, учитывая предложенный заявителем способ восстановления его нарушенных прав, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности применения в рассматриваемом случае в качестве способа восстановления права ООО "НОРД РОАД", нарушенного противоправным бездействием заинтересованного лица, возложить на Департамент обязанность в течение 30 рабочих дней с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3153/2014 совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования "дома траурных обрядов" для строительства объекта - крематория и дома траурных обрядов на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" от 05.03.2013 N 05-03, и принять по результатам выбора решение в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3153/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 08АП-12640/2014 ПО ДЕЛУ N А46-3153/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. N 08АП-12640/2014
Дело N А46-3153/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12640/2014) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3153/2014 (судья Голобородько Н.А.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" (ИНН 5507203825)
к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна (удостоверение N 0974/10 выдано 08.04.2010 действительно до 15.04.2015, по доверенности N 17 от 14.03.2014 сроком действия на 1 год);
- от Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" - Елизарьев Максим Николаевич (паспорт <...> выдан 19.05.2006, по доверенности N 05-168 от 10.03.2014 сроком действия на 1 год)
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" (далее - заявитель, общество, ООО "НОРД РОАД") обратилось в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в котором просило:
- -признать незаконным бездействие Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка с предполагаемым размером в 200 000-250 000 кв. м с пятном застройки 10 250-10 300 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ для строительства крематория и дома траурных обрядов, в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ и непринятии по результатам выбора одного из решений: о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт о выборе земельного участка, либо решения об отказе в размещении объекта;
- -обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в течение 30 рабочих дней с момента вступления в силу судебного акта принятого по результатам рассмотрения дела совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования "дома траурных обрядов" для строительства объекта - крематория и дома траурных обрядов на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению общества, и принять по результатам выбора решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора испрашиваемого земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 требования Общества удовлетворены, оспариваемое бездействие Департамента признано незаконным. В качестве способа восстановления нарушенных прав Общества на Департамент возложена обязанность в течение 30 рабочих дней с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3153/2014 совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования "дома траурных обрядов" для строительства объекта - крематория и дома траурных обрядов на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" от 05.03.2013 N 05-03, и принять по результатам выбора решение в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судебный акт мотивирован тем, что возможность непринятия какого-либо решения по результатам рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена. При этом судом отклонена ссылка Департамента в обоснование изложенной позиции на принятое Омским городским Советом решение N 131, как не отменяющее установленную пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ обязанность государственного органа по осуществлению процедуры выбора земельного участка. При таких обстоятельствах, поскольку в установленный законом срок выбор земельного участка не был обеспечен уполномоченным органом, бездействие, выразившееся в не проведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка для строительства крематория и дома траурных обрядов, суд признал незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование изложенной позиции Департаментом указано на отсутствие правовых оснований для квалификации осуществленных мероприятий в качестве бездействия, принимая во внимание, что в связи с поданным заявлением Общества Департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, также собраны все необходимые условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Не доведение процедуры выбора до конца было обусловлено объективными причинами, а именно принятием решения Омского городского Совета N 131, исключающим возможность предоставления земельных участков данной категории без проведения торгов.
Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" пояснил, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
05.03.2013 ООО "НОРД РОАД" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска с заявлением (исх. N 05-03) о выборе земельного участка, находящегося в ведении муниципального образования город Омск с видом разрешенного использования "крематорий и дома траурных обрядов", и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ. В заявлении ООО "НОРД РОАД" просило предоставить в пользование на правах аренды земельный участок с предполагаемым размером в 200 000-250 000 кв. м с пятном застройки 10 250-10 300 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ для строительства крематория и дома траурных обрядов. В качестве приложения к заявлению в соответствии с п. 1 ст. 31 Земельного кодекса РФ была предоставлена схема испрашиваемого земельного участка, уставные документы ООО "НОРД РОАД", технико-экономическое обоснование проекта строительства "крематория и дома траурных обрядов", являющиеся примерными, ориентировочными, требующими корректировки.
17.04.2013 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил в ООО "НОРД РОАД" информационное письмо N 06/4183 о том, что вопрос о возможности использования земельного участка, расположенного на землях муниципальной собственности по трассе М-51 "Байкал" в Ленинском административном округе города Омска для заявленных целей подготовлен для рассмотрения на Комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска.
26.04.2013 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска направил в ООО "НОРД РОАД" информационное письмо N 06/4423, в котором указал, что в результате рассмотрения обращения ООО "НОРД РОАД" комиссией по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска 18.04.2013 был положительно разрешен вопрос о предоставлении земельного участка и что Департаментом обеспечивается процедура выбора земельного участка в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ.
20.05.2013 УГИБДД УМВД России по Омской области направило в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска уведомление о необходимости согласования проектирования будущего объекта с собственником федеральной автомобильной дороги - Омский филиал ФКУ "Сибуправтодор").
12.12.2013 ФКУ "Сибуправтодор" направило в адрес ООО "НОРД РОАД" согласование размещения крематория и дома траурных обрядов на км 820+460 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-51 "Байкал".
17.06.2013 ООО "НОРД РОАД" направило (исх. N 05-21) в Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска корректировку ориентировочной площади земельного участка - 70 000 кв. м.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 21.06.2013 N 1260-р утверждена схема расположения запрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
ООО "НОРД РОАД" в самостоятельном порядке провело работу по получению необходимых для оформления акта выбора земельного участка документов, а именно: направлены запросы в ОАО "Омский аэропорт", ОАО "Омскэлектро", ОАО "Омскводоканал", Омский центр ОВД филиала "Аэронавигация Западной Сибири" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ЦМС "Центр по мониторингу загрязнения окружающей среды" о предоставлении технических условий, сведений о возможности эксплуатации и подключения объекта к инженерным сетям.
Кроме того, ООО "НОРД РОАД" были заключены договоры N 692 от 03.09.2013 и N 771 от 30.09.2013 с ООО "Центр независимых экспертиз" на проведение экспертизы проекта ориентировочного размера санитарно-защитной зоны для строительства крематория и дома траурных обрядов в ЛАО г. Омска по трассе М-51 и экспертизы отвода земельного участка для строительства крематория и дома траурных обрядов, исследования почвы по бактериологическим и санитарно-химическим показателям.
В результате проведенных мероприятий ООО "НОРД РОАД" были получены:
- -технические условия (проект) на электроснабжение N ТУ-ОЭ/А-10102/13 от 17.05.2013 (ОАО "Омскэлектро");
- -технические условия подключения к сетям водоснабжения и канализации N 05-06/1163/13 от 17.05.2013 (ОАО "Омскводоканал");
- -информация о плате за подключение к сетям водоснабжения и канализации N 05-06/1164/13 от 17.05.2013 (ОАО "Омскводоканал");
- -предварительный расчет помех использованию воздушного пространства и регулированию воздушного движения в г. Омске N 01-14-1638 от 09.10.2013 (ФГУП "Госкорпорация по ОрВД");
- -протокол б/н от 23.10.2013 (ОАО "Омский аэропорт");
- -заключение эксперта N 557 от 30.09.2013 (ООО "Центр независимых экспертиз");
- -протокол испытаний N 4868 от 09.10.2013 (ООО "Центр независимых экспертиз");
- -протокол испытания радиационного обследования N 1606/КГ/Э от 02.10.2013 (ООО "Центр независимых экспертиз");
- -заключение эксперта N 576 от 10.10.2013 (ООО "Центр независимых экспертиз");
- -справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ N 09-01-11/240 от 23.05.2013;
- -санитарно-эпидемиологическое заключение N 55.01.02.000.Т.000746.09.13 от 24.09.2013.
Указанные документы также были дополнительно представлены ООО "НОРД РОАД" в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска для оформления акта выбора земельного участка.
Информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства крематория и дома траурных обрядов размещена Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска в газете "Третья столица" N 53 (791) от 31.10.2013.
19.12.2013 в адрес ООО "НОРД РОАД" поступило информационное письмо от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 09/15247, в котором сообщалось о том, что решением Омского городского совета от 19.06.2013 N 131 установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах и что в соответствии с п. 68 ст. 2 указанного Решения строительство дома траурных обрядов включено в данный перечень.
Полагая, что Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, как орган местного самоуправления, вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в силу прямого указания федерального закона, а его бездействие является незаконным и нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "НОРД РОАД" обратилось в Арбитражный суд Омской области с вышеуказанными требованиями.
30.09.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае Обществом заявлено требование о признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта - крематория и дома траурных обрядов, местоположение которого установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ.
При этом из письма от 19.12.2013 N 09/15247, направленного Департаментом Обществу, следует, что невозможность принятия указанного выше решения связывается заинтересованным лицом лишь с фактом вступления в силу решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах".
Суд апелляционной инстанции, проанализировав обозначенные выше обстоятельства, приведенные Департаментом, доводы заявителя по существу заявленного требования о признании незаконным бездействия, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не может согласиться с позицией заинтересованного лица о том, что заявление ООО "НОРД РОАД" о предоставлении земельного участка должно рассматриваться с учетом положений решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов регламентирован в статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления, в свою очередь, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о выборе земельного участка (то есть в редакции на 15.05.2013), орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
Частью 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Так, решением Омского городского Совета N 131 от 19.06.2013 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" установлен перечень случаев, при которых предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, для строительства осуществляется исключительно на торгах.
Согласно пунктам 67, 68 статьи 2 решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, осуществляется исключительно на торгах, в том числе, в случае строительства крематория, дома траурных обрядов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что с заявлением об обеспечении выбора земельного участка на территории города Омска с предполагаемым размером в 200 000-250 000 кв. м с пятном застройки 10 250-10 300 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ для строительства крематория и дома траурных обрядов, Общество обратилось в Департамент 05.03.2013, то есть до принятия указанного выше решения Омского городского Совета, установившего перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах (19.06.2013).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с согласовательными документами и заключениями размещение крематория и дома траурных обрядов на испрашиваемом земельном участке не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Статьей 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-03 "О регулировании земельных отношений в Омской области", как уже указывалось выше, установлен шестимесячный срок на обеспечение выбора земельных участков для строительства, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, принимается уполномоченным органом в течение одного месяца.
Следовательно, выбор земельного участка для строительства по указанному заявлению ООО "НОРД РОАД" должен быть осуществлен Департаментом в срок до 05.09.2013, а решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, должно быть принято в течение месяца с момента выбора земельного участка.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Решением Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" не предусмотрено, что данный нормативный акт распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, поскольку основанием возникновения рассматриваемых правоотношений по выбору земельного участка для размещения крематория и дома траурных обрядов является подача Обществом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, осуществленная до вступления в силу решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" (05.03.2013), постольку указанное решение не должно применяться при принятии решения по заявлению ООО "НОРД РОАД" поданному в уполномоченный орган муниципальной власти.
При этом ссылки Департамента на постановление Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах", согласно которому решение Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" имеет обратную силу, во внимание не принимаются по следующим основаниям.
Как указано выше, отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи Обществом заявления о выборе земельного участка.
При этом согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П, придание обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях, является недопустимым.
Более того, решение Департамента по заявлению ООО "НОРД РОАД" должно быть принято до 05.09.2013, то есть до вступления в силу указанного выше постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 и без учета его положений.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, сформированной по рассматриваемому вопросу судебной практикой (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2014 по делу N А46-12475/2013).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что ссылки Департамента в письме от 19.12.2013 N 09/15247, на положения решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" и постановления Омского городского Совета от 20.11.2013 N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского Совета от 19.06.2013 N 131 "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах" являются необоснованными, поскольку в рассматриваемом случае процедура предоставления земельных участков, установленная названными нормативными актами, применению не подлежит.
Таким образом, учитывая изложенное выше, а также то, что иных правовых оснований, препятствующих обеспечению выбора испрашиваемого Обществом земельного участка на территории города Омска с предполагаемым размером в 200 000-250 000 кв. м с пятном застройки 10 250-10 300 кв. м, предполагаемое местоположение земельного участка установлено в юго-восточной части кадастрового района 55:36: г. Омск, Ленинский административный округ для строительства крематория и дома траурных обрядов, Департаментом не приведено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие Департамента, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предварительном согласовании места размещения объекта, является незаконным.
Указанное бездействие Департамента, по мнению суда апелляционной инстанции, также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно создает препятствия для реализации предусмотренного земельным законодательством права каждого на получение в пользование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.
Доводы апеллянта о том, что им были проведены все необходимые подготовительные мероприятия, указанные в статье 31 ЗК РФ, не исключают незаконное бездействие Департамента, поскольку регламентированная процедура выбора земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта должна прекращаться принятием какого-либо решения.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При этом системное толкование норм частей 4 и 5 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать о том, что подлежащий применению способ устранения органами государственной власти допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в итоге определяется арбитражным судом.
Исходя из изложенного выше, учитывая предложенный заявителем способ восстановления его нарушенных прав, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возможности применения в рассматриваемом случае в качестве способа восстановления права ООО "НОРД РОАД", нарушенного противоправным бездействием заинтересованного лица, возложить на Департамент обязанность в течение 30 рабочих дней с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-3153/2014 совершить действия по выбору земельного участка с видом разрешенного использования "дома траурных обрядов" для строительства объекта - крематория и дома траурных обрядов на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" от 05.03.2013 N 05-03, и принять по результатам выбора решение в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2014 по делу N А46-3153/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)