Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2014 ПО ДЕЛУ N А48-4212/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу N А48-4212/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 20.05.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.05.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бауман Л.В., Малыгиной Е.Г.,
при участии:
- от закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский": Брыкин Е.И. по доверенности N 3 от 09.01.2014 г.;
- от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям: Афонин В.И. по доверенности N 64 от 02.04.2014 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 по делу N А48-4212/2013 (судья Володин А.В.) по заявлению закрытого акционерного общества "Сахарный комбинат "Отрадинский" (ОГРН 1035717001440) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (ОГРН 1075752001830) о признании недействительным предписания,

установил:

Закрытое акционерное общество "Сахарный комбинат "Отрадинский" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - ответчик) с заявлением о признании недействительным предписания от 07.11.2013 N 428.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что договор N РК-11 от 17.07.2013, заключенный между ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" и ФГБУ "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", свидетельствует о невозможности участия данной экспертной организации в ходе проведения внеплановой проверки. Кроме того, работы по рекультивации Обществом проводились, в связи с чем предписание, обязывающее заявителя произвести рекультивацию на всем спорном участке нарушает права и законные интересы Общества.
Представитель заявителя жалобы в судебном заседании апелляционного суда доводы жалобы поддержал, просил обжалуемое решение отменить.
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям против удовлетворения апелляционной жалобы возражало, полагая принятое решение неподлежащим отмене.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
15.11.2012 в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от Администрации Мценского района в лице Управления по муниципальному имуществу поступила информация о том, что ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" на территории Отрадинского с/п Мценского района проводит работы по прокладке труб на землях сельскохозяйственного назначения - пашня (кадастровые номера 57:11:0023301:8, 57:11:0023301:7, 57:11:0023301:9, местоположение: Орловская область, Мценский район, Отрадинский с/с, по смежеству с юго-восточной стороны с. Отрадинское), снимая плодородный слой.
Старшим государственным инспектором Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям 15.11.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого был произведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 и установлен факт самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы при ремонте водопровода. Через земельный участок проходит траншея протяженностью 800 м, из них 300 м траншеи засыпано перемешанным с нижележащими породами грунтом. На оставшемся участке длиной 500 м траншея не засыпана. С правой стороны от траншеи складирован в отвал нижележащий горизонт минерального пласта высотой до 3 м, шириной до 6 м. Ширина траншеи - 5 м, глубина - 2,5 м. Площадь нарушения верхнего плодородного слоя составила 0,88 га. Данные нарушения отражены в протоколе осмотра от 29.11.2012.
В отношении ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" 07.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 452.
Заявителю 07.12.2012 выдано предписание N 542, в соответствии с которым ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" предписано разработать проект рекультивации земельных участков и провести рекультивацию земель в соответствии с разработанным проектом рекультивации. Срок исполнения данного предписания 14.05.2013.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям 14.12.2012 в отношении ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" по указанным фактам вынесено постановление N 452 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности на основании ч. 1. ст. 8.6 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения.
Заявитель направил в адрес ответчика ходатайство от 30.04.2013 N 338 о продлении срока исполнения предписания N 542 от 07.12.2012 до 14.07.2013.
18.07.2013 ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" в Управление было направлено еще одно ходатайство, в котором содержится просьба продлить срок исполнения предписания до 01.09.2013, в связи с разработкой проекта рекультивации.
Между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (Исполнитель) и ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" 20.07.2013 был заключен договор от 20.06.2013 N РК-10 на оказание платных услуг.
26.08.2013 был утвержден акт N 00009458 об оказании услуг по составлению проекта рекультивации земельных участков.
Посчитав предписание N 542 от 07.12.2012 исполненным, Общество сообщило об этом Управлению.
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям 16.09.2013 вынесено распоряжение N 1077-Р о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица в отношении ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" с целью проверки исполнения последним предписания от 07.12.2012 N 542.
Согласно протоколу осмотра территории от 19.09.2013 в результате осмотра земельных участков сельскохозяйственного назначения, общей площадью 0.88 га, расположенного по адресу: Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское, с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 установлено, что проведена планировка поверхности бульдозером. Восстановлен нарушенный слой почвы и рельеф данного земельного участка. С земельных участков с кадастровыми номерами: 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 отобраны почвенные образцы, что подтверждается протоколами отбора от 19.09.2013 N 66, N 67.
Согласно акту проверки N 240, предписание от 07.12.2012 не выполнено, плодородный слой почвы не восстановлен, отобраны почвенные образцы.
По результатам внеплановой выездной проверки исполнения предписания от 07.12.2012 N 542 Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям была выдано предписание от 07.11.2013 N 428. В соответствии с данным предписанием ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" предписано провести рекультивацию нарушенных земельных участков с кадастровыми номерами: 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 площадью 0,88 га, расположенных по адресу: Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское с юго-восточной стороны с. Отрадинское в соответствии с разработанным проектом рекультивации, а также предоставить акт приема-сдачи рекультивированных участков с кадастровыми номерами:57:11:0020301:7, 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:9 площадью 0,88 га, расположенных по адресу Орловская область, Мценский район, с/п Отрадинское с юго-восточной стороны с. Отрадинское.
Срок исполнения вышеуказанного предписания 01.12.2013.
Заявитель с предписанием не согласился, считает его недействительным, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Орловской области с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно ГОСТ 17.5,1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения" рекультивация - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.
Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" регламентировано, что при проведении работ, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется рекультивация земель в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Пунктами 5, 6 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении эксплуатационных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; строительстве, эксплуатации подземных объектов и коммуникаций. Условия приведения земель в состояние, пригодное для последующего использования, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации.
Из приведенных положений следует, что рекультивация земель должна проводиться в случае нарушения продуктивности и утраты народно-хозяйственной ценности земель, а также в случае ухудшения условий окружающей среды.
Таким образом, требование о проведении рекультивации земель по факту самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы при ремонте Обществом водопровода является правомерным и обоснованным.
В соответствии с выданным заявителю предписанием от 07.12.2012 N 542, последнему предписывалось разработать проект рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9.
Между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Орловский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (Исполнитель) и ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" 20.07.2013 был заключен договор от 20.06.2013 N РК-10 на оказание платных услуг.
По условиям данного договора заказчик поручает, а исполнитель обязуется разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения" на территории Орловская область, Мценский район, кадастровый номер N 57:11:0020301:8, 57:11:0020301:7, 57:11:0020301:9 на земельном участке площадью 0,88 га, входящего в состав земельного участка общей площадью 35 га сельскохозяйственных угодий.
Пунктом 3.2 "Проекта рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения на территории ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" РК-10ГОР" предусмотрено, что по данному факту нарушения земель применяется следующий способ рекультивации: нанесение плодородного слоя почвы, снятого при проведении вскрышных работ, с последующими фитомелиорациями, внесением (при необходимости) органических и минеральных удобрений.
Проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" разработан ФГБУ "Орловский референтный центр Россельхознадзора" в соответствии с договором N РК-10 от 20.06.2013 г. и сдан заказчику - ЗАО "Сахарный комбинат Отрадинский" для исполнения 26.08.2013 г по акту N 00009458.
Рекультивация предусматривает несколько этапов: заполнение траншеи малоплодородным грунтом экскаватором; планировка поверхности бульдозером; вторичная планировка участка после усадки грунта; нанесение и разравнивание плодородного слоя бульдозером с окончательной планировкой поверхности. Законченным этапом технической рекультивации является восстановление утраченного в результате проведения земляных работ плодородного слоя почвы.
Не допускается наличие в плодородном слое примесей.
Апелляционная коллегия пришла к вводу, что из представленных результатов исследования образцов, не следует, что по количеству гумуса они не соответствуют Проекту рекультивации.
Также, они не содержат выводов о том, что рекультивация проведена с нарушениями, выразившимися в наличии мусора в верхнем нанесенном слое.
Не зафиксирован данный факт и в протоколе осмотра от 19.09.2013.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что предписание от 07.11.2013 N 428 не нарушает права заявителя, поскольку фактически продлевает срок ранее выданного предписания, то есть срок, в течение которого необходимые работы по рекультивации должны быть завершены.
Кроме того, в судебном заседании представитель Общества пояснил, что Общество располагает документами, подтверждающими, что в настоящее время предусмотренные проектом рекультивации работы выполнены надлежащим образом.
В связи с чем, приведенные Обществом доводы не могут явиться основанием для отмены обжалуемого решения.
Поскольку совокупности условий, предусмотренной статьями 198, 201 АПК РФ и необходимой для удовлетворения заявленных требований апелляционная коллегия не усматривает, то арбитражным судом области принято по существу верное решение.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса РФ составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" была уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 8661 от 06.05.2014.
Учитывая, что на момент обращения заявителя с апелляционной жалобой, им была уплачена государственная пошлина в размере, превышающем, установленный пп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из доходов федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 28.02.2014 по делу N А48-4212/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)