Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Курской области: Афанасьева Ж.В., представитель по доверенности N 02.2-01-20/26 от 10.01.2013, паспорт РФ;
- от индивидуального предпринимателя Ильина Евгения Михайловича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета строительства и архитектуры Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета экологической безопасности и природопользования г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 25.10.2013 по делу N А35-5246/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Ильина Евгения Михайловича (ОГРНИП 310461118000012) к Комитету по управлению имуществом Курской области, третьи лица: Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска, Комитет строительства и архитектуры Курской области, Комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска, о признании незаконными действий Комитета,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ильин Евгений Михайлович (далее - ИП Ильин Е.М., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области (далее также - Комитет) по отказу в направлении в администрацию города Курска (далее - Администрация) материалов для выбора земельного участка ориентировочной площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, в районе ул. Сумской для строительства здания коммунального назначения, изложенных в письме от 04.04.2013 N 02.2-01-20/3966, и об обязании Комитета направить в Администрацию материалы для выбора земельного участка ориентировочной площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, в районе ул. Сумской для строительства здания коммунального назначения.
Решением от 25.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, согласно статье 201 АПК РФ.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что отказ Комитета в предоставлении испрашиваемого земельного участка, выраженный в письме от 04.04.2013 N 02.2-01-20/3966 носит законный характер.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы отзыва Предпринимателя на апелляционную жалобу сводятся к несогласию с ней.
ИП Ильин Е.М., Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска, Комитет строительства и архитектуры Курской области, Комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска, надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили. В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей указанных лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ИП Ильин Е.М. 20.02.2013 обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, в районе улицы Сумской, ориентировочной площадью 5 000 кв. м, с предварительным согласованием места размещения объекта, в порядке статьи 31 ЗК РФ для строительства здания коммунального назначения.
Согласно карте градостроительного зонирования муниципального образования "Город Курск" район, в котором расположен испрашиваемый Предпринимателем участок, определен как зона объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры V класса опасности, а также объектов общественно-деловой застройки П-1. Основной вид использования данной зоны соответствует испрашиваемому разрешенному использованию земельного участка - коммунальное хозяйство.
По результатам рассмотрения указанного заявления Комитет по управлению имуществом Курской области направил в адрес Предпринимателя письмо N 02.2-01-20/3195 от 20.03.2013, в котором сообщил о том, что направлены запросы в адрес Комитета архитектуры и градостроительства города Курска и Комитета строительства и архитектуры Курской области для определения разрешенного использования и возможности предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в соответствии с корректурой Генерального плана города Курска, а также Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск".
Комитетом 04.04.2013 принято решение об отказе в предоставлении ИП Ильину Е.М. в аренду земельного участка, изложенное в письме N 02.2-01-20/3966.
Комитет свое решение мотивировал тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории со сложным рельефом (овраг и крутой склон), сославшись при этом, на пункт 12.8.3 Правил землепользования и застройки МО "Город Курск", утвержденных решением Курского городского Собрания 23.10.2007 N 388-3-РС.
ИП Ильин Е.М., не согласившись с действиями Комитета, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Комитета, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1 ст. 30 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (часть 3 статьи 30 ЗК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя три последовательных этапа, первым из которых является выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (часть 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Постановлением Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 "Об органе исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска, и максимальных размерах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска" Комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент определен как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как видно из материалов дела, Предприниматель обратился в Комитет с соблюдением установленных законом процедур для предоставления земельного участка, представил все необходимые документы, что Комитетом не оспаривалось.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в силу положений статей 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет, как орган, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками, должен был обеспечить все этапы процедуры выбора земельного участка.
Вместе с тем, Комитетом принято решение об отказе в предоставлении ИП Ильину Е.М. в аренду испрашиваемого земельного участка, выраженное в письме N 02.2-01-20/3966 от 04.04.2013.
Суд правильно указал на то, что из буквального толкования норм пункта 12.8.3 Правил N 388-3-РС, не следует, что при условии наличия соответствующего обоснования на территориях зоны крутых склонов и оврагов осуществление строительных работ невозможно и не предложил ИП Ильину Е.М. представить обоснование возможности строительства.
В ходе рассмотрения настоящего спора, Комитетом не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что направляя письмо, он располагал документальными доказательствами, позволяющими однозначно и достоверно определить, что земельный участок входит в зону крутых склонов и оврагов и провел надлежащий анализ документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Возможные варианты размещения объекта определены и предложены не были.
Таким образом, Комитет, фактически не проводя процедур выбора и согласования места размещения объекта, принял решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Чем было нарушено его право на получения результата выбора в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, требования заявителя правомерно удовлетворены.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы, уплата государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относится на заявителя.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена уплата госпошлины органами государственной власти, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.10.2013 по делу N А35-5246/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2013 ПО ДЕЛУ N А35-5246/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2013 г. по делу N А35-5246/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.12.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
- от Комитета по управлению имуществом Курской области: Афанасьева Ж.В., представитель по доверенности N 02.2-01-20/26 от 10.01.2013, паспорт РФ;
- от индивидуального предпринимателя Ильина Евгения Михайловича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета строительства и архитектуры Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Комитета экологической безопасности и природопользования г. Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 25.10.2013 по делу N А35-5246/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Ильина Евгения Михайловича (ОГРНИП 310461118000012) к Комитету по управлению имуществом Курской области, третьи лица: Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска, Комитет строительства и архитектуры Курской области, Комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска, о признании незаконными действий Комитета,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ильин Евгений Михайлович (далее - ИП Ильин Е.М., Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Комитета по управлению имуществом Курской области (далее также - Комитет) по отказу в направлении в администрацию города Курска (далее - Администрация) материалов для выбора земельного участка ориентировочной площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, в районе ул. Сумской для строительства здания коммунального назначения, изложенных в письме от 04.04.2013 N 02.2-01-20/3966, и об обязании Комитета направить в Администрацию материалы для выбора земельного участка ориентировочной площадью 5 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Курск, в районе ул. Сумской для строительства здания коммунального назначения.
Решением от 25.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Принимая указанное решение, суд исходил из наличия совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, согласно статье 201 АПК РФ.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что отказ Комитета в предоставлении испрашиваемого земельного участка, выраженный в письме от 04.04.2013 N 02.2-01-20/3966 носит законный характер.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы отзыва Предпринимателя на апелляционную жалобу сводятся к несогласию с ней.
ИП Ильин Е.М., Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска, Комитет строительства и архитектуры Курской области, Комитет экологической безопасности и природопользования г. Курска, надлежащим образом уведомленные, в судебное заседание представителей не направили. В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей указанных лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ИП Ильин Е.М. 20.02.2013 обратился в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка, расположенного по адресу: г. Курск, в районе улицы Сумской, ориентировочной площадью 5 000 кв. м, с предварительным согласованием места размещения объекта, в порядке статьи 31 ЗК РФ для строительства здания коммунального назначения.
Согласно карте градостроительного зонирования муниципального образования "Город Курск" район, в котором расположен испрашиваемый Предпринимателем участок, определен как зона объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры V класса опасности, а также объектов общественно-деловой застройки П-1. Основной вид использования данной зоны соответствует испрашиваемому разрешенному использованию земельного участка - коммунальное хозяйство.
По результатам рассмотрения указанного заявления Комитет по управлению имуществом Курской области направил в адрес Предпринимателя письмо N 02.2-01-20/3195 от 20.03.2013, в котором сообщил о том, что направлены запросы в адрес Комитета архитектуры и градостроительства города Курска и Комитета строительства и архитектуры Курской области для определения разрешенного использования и возможности предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в соответствии с корректурой Генерального плана города Курска, а также Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Курск".
Комитетом 04.04.2013 принято решение об отказе в предоставлении ИП Ильину Е.М. в аренду земельного участка, изложенное в письме N 02.2-01-20/3966.
Комитет свое решение мотивировал тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории со сложным рельефом (овраг и крутой склон), сославшись при этом, на пункт 12.8.3 Правил землепользования и застройки МО "Город Курск", утвержденных решением Курского городского Собрания 23.10.2007 N 388-3-РС.
ИП Ильин Е.М., не согласившись с действиями Комитета, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Комитета, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Статьей 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (ч. 1 ст. 30 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (часть 3 статьи 30 ЗК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя три последовательных этапа, первым из которых является выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (часть 2 статьи 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (часть 3 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Постановлением Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 "Об органе исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска, и максимальных размерах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска" Комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент определен как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как видно из материалов дела, Предприниматель обратился в Комитет с соблюдением установленных законом процедур для предоставления земельного участка, представил все необходимые документы, что Комитетом не оспаривалось.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в силу положений статей 29, 31 Земельного кодекса Российской Федерации Комитет, как орган, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками, должен был обеспечить все этапы процедуры выбора земельного участка.
Вместе с тем, Комитетом принято решение об отказе в предоставлении ИП Ильину Е.М. в аренду испрашиваемого земельного участка, выраженное в письме N 02.2-01-20/3966 от 04.04.2013.
Суд правильно указал на то, что из буквального толкования норм пункта 12.8.3 Правил N 388-3-РС, не следует, что при условии наличия соответствующего обоснования на территориях зоны крутых склонов и оврагов осуществление строительных работ невозможно и не предложил ИП Ильину Е.М. представить обоснование возможности строительства.
В ходе рассмотрения настоящего спора, Комитетом не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что направляя письмо, он располагал документальными доказательствами, позволяющими однозначно и достоверно определить, что земельный участок входит в зону крутых склонов и оврагов и провел надлежащий анализ документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
Возможные варианты размещения объекта определены и предложены не были.
Таким образом, Комитет, фактически не проводя процедур выбора и согласования места размещения объекта, принял решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка.
Чем было нарушено его право на получения результата выбора в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, требования заявителя правомерно удовлетворены.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
С учетом результата рассмотрения апелляционной жалобы, уплата государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относится на заявителя.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена уплата госпошлины органами государственной власти, вопрос о взыскании государственной пошлины судом не решается.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 25.10.2013 по делу N А35-5246/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)