Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Е.Н. Номоконовой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10867/2014
на решение от 07.07.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-12330/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЕЛЯНА" (ИНН 2543038410, ОГРН 1132543025944, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.12.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежаще;
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение, доверенность от 17.12.2013);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕЛЯНА" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - Управление, УГА г. Владивостока") от 28.03.2014 N 5245/20у об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства с предварительным согласованием места размещения промышленных объектов и объектов складского назначения ориентировочной площадью 5000 кв. м м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, д. 115, и провести процедуру выбора земельного участка, предусмотренную статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2014 заявленные требования удовлетворены. В рамках восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал УГА г. Владивостока после вступления решения в законную силу в течение 30 календарных дней со дня предоставления обществом заявления и приложенных к нему документов согласно обращению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 06.03.2014 N 20/03/02-12/7035 провести процедуру выбора земельного участка на основании части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, УГА г. Владивостока настаивает на непредставлении заявителем документов, необходимых для выбора земельного участка под строительство объекта, в том числе обзорной схемы с указанием испрашиваемых границ, обоснование испрашиваемой площади, топографической съемки 1:500, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в бумажном и электронном варианте, а также параметров основных нагрузок, необходимых для обслуживания и функционирования объекта (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, а также категория надежности электроснабжения) для получения технических условий. Пояснило, что заявление общества обоснований примерного размера испрашиваемого земельного участка с учетом условий, предусмотренных Региональными нормативами градостроительного проектирования в Приморском крае и Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, не содержало. Считает, что заявитель должен был также подтвердить соответствие предполагаемого строительством объекта классу вредности (опасности).
Общество в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежаще.
На основании статей 156, 266 АПК РФ коллегия рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Заслушав доводы УГА г. Владивостока, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
26.02.2014 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 5000 кв. м, расположенного в районе ул. Снеговая, 115 в г. Владивостоке для строительства промышленных объектов и объектов складского назначения с предварительным согласованием места размещения объекта. К указанному заявлению общество приложило обзорную схему участка, выписку из ЮГРЛ, копии уставных и регистрационных документов.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
Письмом от 28.03.2014 N 5245/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка со ссылкой на непредставление документов, необходимых для работы с обращением, в том числе обоснования примерного размера земельного участка.
Расценив письмо УГА г. Владивостока как отказ в выборе земельного участка, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения УГА г. Владивостока порядка рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, предусмотрено аналогичное правило.
Как следует из материалов дела, общество обратилось за предварительным согласованием места размещения промышленных объектов и объектов складского назначения на земельном участке ориентировочной площадью 5000 кв. м, расположенном в районе ул. Снеговая, 115 в г. Владивостоке. К указанному заявлению были приложены только копии устава, свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, а также копия обзорной схемы.
Обоснование примерного размера земельного участка ни по тексту заявления, ни в виде отдельного документа приведено не было, что свидетельствует о несоответствии заявления общества требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6 Регламента.
Оценивая возможность рассмотрения заявления общества в отсутствие такого обоснования, коллегия исходит из того, что согласно письма УГА г. Владивостока от 28.0.2014 N 5245/20у спорный земельный участок расположен в границах зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды. При этом сочетание различных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах данной зоны возможно только при соблюдении нормативных санитарных требований.
В частности, подпунктом 6 пункта 3 этой же статьи установлен максимальный класс вредности объектов капитального строительства, размещаемых на территории зоны, - IV, размер санитарно-защитных зон: для объектов V класса - 50 м.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В развитие указанного закона разработаны санитарные правила и нормы, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее по тексту - Правила), требования которого распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2).
Главой VII Правил установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы в отношении объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, в том числе в отношении складов. Размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы зависят от класса опасности объекта.
Между тем в заявлении, поданном в департамент, общество не указало, к какому классу опасности относятся объекты, для строительства которых испрашивается земельный участок.
Кроме того, Региональными нормативами градостроительного проектирования в Приморском крае, утвержденными постановлением Администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па (далее по тексту - "постановление N 185-па"), и Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденными постановлением главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 (далее по тексту - "постановление N 111") установлены показатели деятельности, влияющие на функционально-планировочную организацию производственных зон и подлежащие отражению в обосновании примерного размера земельного участка.
Так, согласно пункту 9.8 постановления N 111 размер земельного участка для строительства объекта в границах производственной зоны зависит от следующих показателей: класса вредности; величины занимаемой территории; интенсивности использования территории; численности работающих; величины грузооборота; величины потребляемых ресурсов, в том числе водопотребления и теплопотребления.
Пунктом 9.10 постановления N 111 предусмотрено, что параметры производственных объектов должны соответствовать потребностям производственных участков по обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой.
Кроме того, для целей выбора земельного участка имеет значение использование предполагаемого объекта строительства в определенной отрасли промышленности.
По правилам пункта 9.20 постановления N 111 площадь земельных участков должна обеспечивать нормативную плотность застройки участка, предусмотренную для предприятий данной отрасли промышленности, в соответствии с приложениями N 1 и N 2 к постановлению.
Аналогичная норма закреплена в постановлении N 185-па.
В силу пункта 9.32 постановления N 111 размеры территории участков складов, предназначенных для обслуживания населения в городах и других поселениях, допускается принимать из расчета 2 кв. метра на одного человека в крупных городах с учетом строительства многоэтажных складов и 2,5 кв. метра - в остальных поселениях.
Размеры земельных участков, площади, вместимость складов общетоварных и специализированных для хранения овощей, фруктов, топлива и строительных материалов согласно пункту 9.33 постановления N 111 принимаются в соответствии с заданием на проектирование и с учетом противопожарных требований.
Таким образом, все вышеперечисленные показатели должны быть приведены в обосновании примерного размера земельного участка. В их отсутствие выбор земельного участка объективно невозможен.
Судом первой инстанции вопрос о возможности выбора земельного участка на основании представленных заявителем документов не исследовался. Признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции исходил из наличия у УГА г. Владивостока права запросить у заявителя дополнительные документы в порядке пункта 3.15 Регламента. То есть фактически суд освободил заявителя от обязанности направить обоснование примерного размера земельного участка одновременно с заявлением о его предоставлении, что не предусмотрено статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
По правилам пункта 2.8 Регламента несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах УГА г. Владивостока правомерно отказало обществу в выборе земельного участка в связи с непредставлением обоснования примерного размера земельного участка.
Доводы УГА г. Владивостока о необходимости представления заявителем иных документов, приведенных в пункте 2.6 Регламента, в том числе кадастрового плана территории, выполненного на картографической основе, топографической съемки 1:500, выполненной лицензированной организацией, схемы расположения земельных участков и прочих документов, перечисленных УГА г. Владивостока в апелляционной жалобе, коллегией отклоняются, поскольку непредставление таких документов не указано в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2014 по делу N А51-12330/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2014 N 05АП-10867/2014 ПО ДЕЛУ N А51-12330/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. N 05АП-10867/2014
Дело N А51-12330/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Е.Н. Номоконовой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10867/2014
на решение от 07.07.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-12330/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЕЛЯНА" (ИНН 2543038410, ОГРН 1132543025944, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.12.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от общества: не явились, уведомлены надлежаще;
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение, доверенность от 17.12.2013);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДЕЛЯНА" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее по тексту - Управление, УГА г. Владивостока") от 28.03.2014 N 5245/20у об отказе в выдаче акта о выборе земельного участка и об обязании УГА г. Владивостока утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства с предварительным согласованием места размещения промышленных объектов и объектов складского назначения ориентировочной площадью 5000 кв. м м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, д. 115, и провести процедуру выбора земельного участка, предусмотренную статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2014 заявленные требования удовлетворены. В рамках восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал УГА г. Владивостока после вступления решения в законную силу в течение 30 календарных дней со дня предоставления обществом заявления и приложенных к нему документов согласно обращению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 06.03.2014 N 20/03/02-12/7035 провести процедуру выбора земельного участка на основании части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Регламентом предоставления администрацией города Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, УГА г. Владивостока настаивает на непредставлении заявителем документов, необходимых для выбора земельного участка под строительство объекта, в том числе обзорной схемы с указанием испрашиваемых границ, обоснование испрашиваемой площади, топографической съемки 1:500, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в бумажном и электронном варианте, а также параметров основных нагрузок, необходимых для обслуживания и функционирования объекта (электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, а также категория надежности электроснабжения) для получения технических условий. Пояснило, что заявление общества обоснований примерного размера испрашиваемого земельного участка с учетом условий, предусмотренных Региональными нормативами градостроительного проектирования в Приморском крае и Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, не содержало. Считает, что заявитель должен был также подтвердить соответствие предполагаемого строительством объекта классу вредности (опасности).
Общество в судебное заседание не явилось, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлено надлежаще.
На основании статей 156, 266 АПК РФ коллегия рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Заслушав доводы УГА г. Владивостока, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
26.02.2014 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 5000 кв. м, расположенного в районе ул. Снеговая, 115 в г. Владивостоке для строительства промышленных объектов и объектов складского назначения с предварительным согласованием места размещения объекта. К указанному заявлению общество приложило обзорную схему участка, выписку из ЮГРЛ, копии уставных и регистрационных документов.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
Письмом от 28.03.2014 N 5245/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка со ссылкой на непредставление документов, необходимых для работы с обращением, в том числе обоснования примерного размера земельного участка.
Расценив письмо УГА г. Владивостока как отказ в выборе земельного участка, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения УГА г. Владивостока порядка рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608, предусмотрено аналогичное правило.
Как следует из материалов дела, общество обратилось за предварительным согласованием места размещения промышленных объектов и объектов складского назначения на земельном участке ориентировочной площадью 5000 кв. м, расположенном в районе ул. Снеговая, 115 в г. Владивостоке. К указанному заявлению были приложены только копии устава, свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, а также копия обзорной схемы.
Обоснование примерного размера земельного участка ни по тексту заявления, ни в виде отдельного документа приведено не было, что свидетельствует о несоответствии заявления общества требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6 Регламента.
Оценивая возможность рассмотрения заявления общества в отсутствие такого обоснования, коллегия исходит из того, что согласно письма УГА г. Владивостока от 28.0.2014 N 5245/20у спорный земельный участок расположен в границах зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды. При этом сочетание различных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах данной зоны возможно только при соблюдении нормативных санитарных требований.
В частности, подпунктом 6 пункта 3 этой же статьи установлен максимальный класс вредности объектов капитального строительства, размещаемых на территории зоны, - IV, размер санитарно-защитных зон: для объектов V класса - 50 м.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В развитие указанного закона разработаны санитарные правила и нормы, в том числе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее по тексту - Правила), требования которого распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (пункт 1.2).
Главой VII Правил установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы в отношении объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, в том числе в отношении складов. Размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы зависят от класса опасности объекта.
Между тем в заявлении, поданном в департамент, общество не указало, к какому классу опасности относятся объекты, для строительства которых испрашивается земельный участок.
Кроме того, Региональными нормативами градостроительного проектирования в Приморском крае, утвержденными постановлением Администрации Приморского края от 21.05.2010 N 185-па (далее по тексту - "постановление N 185-па"), и Нормативами градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утвержденными постановлением главы города Владивостока от 10.02.2011 N 111 (далее по тексту - "постановление N 111") установлены показатели деятельности, влияющие на функционально-планировочную организацию производственных зон и подлежащие отражению в обосновании примерного размера земельного участка.
Так, согласно пункту 9.8 постановления N 111 размер земельного участка для строительства объекта в границах производственной зоны зависит от следующих показателей: класса вредности; величины занимаемой территории; интенсивности использования территории; численности работающих; величины грузооборота; величины потребляемых ресурсов, в том числе водопотребления и теплопотребления.
Пунктом 9.10 постановления N 111 предусмотрено, что параметры производственных объектов должны соответствовать потребностям производственных участков по обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой.
Кроме того, для целей выбора земельного участка имеет значение использование предполагаемого объекта строительства в определенной отрасли промышленности.
По правилам пункта 9.20 постановления N 111 площадь земельных участков должна обеспечивать нормативную плотность застройки участка, предусмотренную для предприятий данной отрасли промышленности, в соответствии с приложениями N 1 и N 2 к постановлению.
Аналогичная норма закреплена в постановлении N 185-па.
В силу пункта 9.32 постановления N 111 размеры территории участков складов, предназначенных для обслуживания населения в городах и других поселениях, допускается принимать из расчета 2 кв. метра на одного человека в крупных городах с учетом строительства многоэтажных складов и 2,5 кв. метра - в остальных поселениях.
Размеры земельных участков, площади, вместимость складов общетоварных и специализированных для хранения овощей, фруктов, топлива и строительных материалов согласно пункту 9.33 постановления N 111 принимаются в соответствии с заданием на проектирование и с учетом противопожарных требований.
Таким образом, все вышеперечисленные показатели должны быть приведены в обосновании примерного размера земельного участка. В их отсутствие выбор земельного участка объективно невозможен.
Судом первой инстанции вопрос о возможности выбора земельного участка на основании представленных заявителем документов не исследовался. Признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции исходил из наличия у УГА г. Владивостока права запросить у заявителя дополнительные документы в порядке пункта 3.15 Регламента. То есть фактически суд освободил заявителя от обязанности направить обоснование примерного размера земельного участка одновременно с заявлением о его предоставлении, что не предусмотрено статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
По правилам пункта 2.8 Регламента несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах УГА г. Владивостока правомерно отказало обществу в выборе земельного участка в связи с непредставлением обоснования примерного размера земельного участка.
Доводы УГА г. Владивостока о необходимости представления заявителем иных документов, приведенных в пункте 2.6 Регламента, в том числе кадастрового плана территории, выполненного на картографической основе, топографической съемки 1:500, выполненной лицензированной организацией, схемы расположения земельных участков и прочих документов, перечисленных УГА г. Владивостока в апелляционной жалобе, коллегией отклоняются, поскольку непредставление таких документов не указано в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в выборе земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.07.2014 по делу N А51-12330/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
Е.Н.НОМОКОНОВА
Г.М.ГРАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)