Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.07.2014 N 33-3505/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. N 33-3505/2014


Судья Сергеева Ю.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Герман М.В. и Григорьевой Н.М.
при секретаре А.
с участием прокурора Бокуц Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Колтушское сельское поселение" на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Колтушское сельское поселение" об обязании ликвидировать свалку отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., объяснения представителя администрации МО "Колтушское сельское поселение" - Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся на территории МО "Колтушское сельское поселение" в 500 м от дома 1А по улице Генерала Чоглокова в направлении улицы Верхняя деревни Колтуши, площадью около 150 кв. м, объемом 10 кубометров, путем вывоза отходов на лицензированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Всеволожского района Ленинградской области, в результате которой на территории МО "Колтушское сельское поселение" в вышеназванном месте были выявлены места несанкционированного сброса отходов производства и потребления непосредственно на почву. Ненадлежащее выполнение администрацией обязанностей по охране земель ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения, и негативно влияет на состояние природной среды.
Представитель ответчика - администрации МО "Колтушское сельское поселение" в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал. В письменных возражениях иск не признал, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором находится свалка, не является собственностью администрации, земельный участок имеет иного собственника.
Судом постановлено указанное решение, которым администрация муниципального образования "Колтушское сельское поселение" обязана ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся на территории МО Колтушское сельское поселение в 500 м от дома 1А по улице Генерала Чоглокова в направлении улицы Верхняя деревни Колтуши площадью около 150 кв. м, объемом 10 кубометров, путем вывоза отходов на лицензированный полигон твердых бытовых отходов.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит указанное решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. При принятии решения суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии со ст. 14 Областного закона "Об обращении с отходами в Ленинградской области" органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В случае передачи земельного участка в собственность, владение, пользование иным лицам, бремя содержания участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами несет, соответственно, собственник, землевладелец либо арендатор. Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что собственником земельного участка, на котором образована несанкционированная свалка, является ООО "Вега", администрация не является надлежащим ответчиком по делу.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене или изменению решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на территории МО Колтушское сельское поселение в 500 м от дома 1А по улице Генерала Чоглокова в направлении улицы Верхняя деревни Колтуши обнаружено место несанкционированного сброса отходов производства и потребления непосредственно на почву площадью около 150 кв. м, объемом 10 кубометров, что подтверждается актом рейдовой проверки территории от 7 июня 2013 года N 1-17-0320-13/Р, актом рейдовой проверки территории от 13 февраля 2014 года N 1-15-00049-14/Р, актом обследования территории от 13 февраля 2014 года, фотоматериалами. Собственник отходов не установлен. Доказательств ликвидации свалки не представлено.
Материалами дела также подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 47:09:0114004:15, на котором расположена несанкционированная свалка, в отношении которой заявлен настоящий иск, находится в собственности ООО "Вега".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что само по себе обстоятельство принадлежности земельного участка собственнику - юридическому или физическому лицу не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку свалка носит характер несанкционированной, содержит бытовые отходы, ее образование каким-либо конкретным лицом не установлено, поэтому в силу прямого указания закона (ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 8 ФЗ "Об охране окружающей среды") требования заявлены к надлежащему ответчику.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права, а также противоречит положениям п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, согласно которому обязанности по проведению мероприятий по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий, а также мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возложены на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд не принял во внимание, что ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" даны основные понятия, согласно которым: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Примененные судом при разрешении дела положения п/п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", предусматривают, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить организацию и вывоз бытовых отходов и мусора на территории своего поселения. Однако указанные нормы не возлагают на указанные органы обязанность по проведению мероприятий по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель, находящихся в собственности, аренде или на ином вещном праве у физических и юридических лиц.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 14 закона Ленинградской области от 4 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области" органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Пунктами 8, 9 ст. 14 указанной статьи предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Приведенные положения Областного закона N 7-оз, которые не противоречат статье 13 Земельного кодекса РФ, не были применены судом первой инстанции при разрешении настоящего спора, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения о возложении на орган местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, находящемся в собственности ООО "Вега".
Поскольку истец о привлечении собственника земельного участка к участию в деле не ходатайствовал и о замене ненадлежащего ответчика не заявлял, заявленный спор подлежит разрешению только по кругу лиц, участвующих в деле.
С учетом установленных обстоятельств решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении иска, заявленного к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Ленинградскому межрайонному природоохранному прокурору в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Колтушское сельское поселение" об обязании ликвидировать свалку отходов отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)