Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Выдвиженец Плюс" представителя Ершова В.В. по доверенности от 16.04.2015 N 4, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области представителя Дудневой Ю.С. по доверенности от 02.10.2015 N 103, от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Солодягина А.В. по доверенности от 31.12.2014 N 286,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выдвиженец Плюс" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июля 2015 года по делу N А13-3334/2015 (судья Зрелякова Л.В.),
общество с ограниченной ответственностью "Выдвиженец Плюс" (место нахождения: 162813, Вологодская область, Устюженский район, деревня Веницы, улица Центральная, дом 12; ИНН 3520008499, ОГРН 1103532000395; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ИНН 3525144576, ОГРН 1043500093889; далее - Управления) от 16.01.2015 N 19/009/2014-635 в государственной регистрации права собственности сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Вперед" (далее - Кооператив) на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145, о признании незаконными действий Управления по регистрации 10.12.2014 прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145, о возложении на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, как правопреемника Кооператива путем государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145.
Определением суда от 02.06.2015 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Устюженского муниципального района (место нахождения: 162840, Вологодская область, город Устюжна, улица Карла Маркса, дом 2; ИНН 3520002948, ОГРН 1033500750205; далее - Администрация), Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ИНН 3525151968, ОГРН 1053500056136, далее - Департамент), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (место нахождения: 107078, Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757; далее - Палата), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525237735, ОГРН 1103525003900; далее - Теруправление).
Решением суда от 28.07.2015 в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Право на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, возникло у коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия "Вперед" (далее - Кооператив) не на основании договора купли-продажи данного земельного участка, а раньше (свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.01.1993 N 51 серии 35-АБ N 847978 от 09.06.2014). Обращение Общества в Администрацию с заявлением о продаже земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 направлено на исполнение требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, до 01.01.2015 по ценам. Судом первой инстанции не приняты во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 512-О, статья 3 пункта 9 Закона N 137-ФЗ, пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", статьи 6, 38 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Ссылка суда на картографические материалы не состоятельна. Картографические материалы не определяют категорию земель, а подтверждают, что земельный участок площадью 4621 га с кадастровым номером 35:19:0000000:145 относится к землям сельскохозяйственного назначения, на которых расположены участки леса. В материалах землеустройства не указано, что земельный участок площадью 3528 га относится к землям лесного фонда, а наоборот составляет единое целое земельного участка площадью 4621 га, который изначально отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. Если исходить из правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 46 213 932 кв. м с кадастровым номером 35:19:0000000:145, он относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Дополнительные сведения о образованных, преобразованных, подлежащих снятию с учета земельных участков из данного земельного участка - отсутствуют. В обоснование прав Российской Федерации на земельный участок площадью 3528 га в качестве правоустанавливающих документов предоставлены: свидетельство о государственной регистрации права серии 35-СК N 284851 от 24.12.2007 на лесной участок общей площадью 65 9900 000 кв. м, условный номер 35:19:53; кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196, согласно которого данный земельный участок поставлен на кадастровый учет также 24.12.2007, его площадь составляет 659 900 000 кв. м, граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена. Такая граница не установлена и в соответствии с лесным законодательством. Лесоустройство Департаментом в связи с принятием ЛК РФ 2006 года не проводилось. Совместным письмом Министерства имущественных отношений Российской Федерации N АА-9/17907 и Министерства природных ресурсов Российской Федерации N ВР-30-54/6372 от 17.09.2003 предписывалось, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки (а не на лесные) в составе лесного фонда (участки лесного фонда) производится при предоставлении документов, подтверждающих наличие права федеральной собственности на земельные участки, указанные в пунктах 3 и 4 письма от 16.07.2003 N ДА-17/14574. Ссылка на ответ Департамента о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 3519:0000000:145 площадью 3528 га относится к землям лесного фонда не имеет юридического значения, так как Департамент в данном случае заинтересованное лицо, а его ответ может иметь только справочное значение. Ссылки на то, что Кооперативу ранее предоставлены лесные земли, то есть земли лесного фонда, не дают оснований для отнесения земель сельскохозяйственного назначения к землям лесного фонда не состоятельны, как указано в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.12.2012 N ВАС-16111/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1. Если Кооперативу предоставлен лесной фонд, то из владения он не изымался, на какой площади и когда предоставлялся лесной фонд судом не выяснено, площадь 3528 га указана из ответа Департамента. Суд не учел, что лесной фонд и земельные участки на момент действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года были разными объектами недвижимости (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) в статью 130 ГК РФ внесены изменения, а именно леса и многолетние насаждения исключены из объектов недвижимости (статьи 10, 16 Закона N 201-ФЗ). Судом не принят во внимание тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 35:19:000000:145 поставлен на кадастровый учет 22.03.2004 как земли сельскохозяйственного назначения, а земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196 как земли лесного фонда - только 24.12.2007. Если следовать утверждениям, что часть земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 входит в земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196, то земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196 на кадастровый учет был поставлен с нарушением требований статей 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Суд лишил возможности Общество, как правопреемника Кооператива, пользоваться данным земельным участком в целях сельскохозяйственной и экономической деятельности, своим решением создал правовую неопределенность в правах на данный земельный участок, что не способствует стабильности гражданского оборота, нарушил принципы единообразия в толковании и применении судами норм права.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Управление в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Палаты поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества, Управления и Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, письменные доказательства, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 29.12.1992 N 484 "О формировании землепользования коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия "Вперед" коллективно-долевому сельскохозяйственному предприятию "Вперед" в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 4570 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 31.12.1992 N 492.
Земельный участок площадью 46 213 932 кв. м кадастровым номером 35:19:0000000:145 22.03.2004 внесен в государственный кадастр недвижимости.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.06.2014 серии 35-АБ N 847978 на основании постановления Администрации от 29.12.1992 N 484 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия "Вперед" (далее - Кооператив) на земельный участок площадью 46 213 932 кв. м с кадастровым номером 35:19:0000000:145.
Кооператив 19.08.2014 обратился в Администрацию с заявлением о переоформлении земельного участка из бессрочного (постоянного) пользования в собственность.
Постановлением Администрации от 10.11.2014 N 1028 "О прекращении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком и о предоставлении земельного участка в собственность СПК "Вперед" прекращено право бессрочного (постоянного) пользования СПК "Вперед" единое землепользование с кадастровым номером 35:19:0000000:145 общей площадью 46 213 932 кв. м из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Вологодская область, Устюженский район, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Принято решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность Кооператива за плату в размере 816 211 руб. 98 коп.
На основании указанного постановления Администрации Комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района (продавец) и Кооператив (покупатель) 19.11.2014 подписали договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145.
Кооператив 27.11.2014 обратился в Управление с заявлениями: о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145, о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 46 213 932 кв. м с кадастровым номером 35:19:0000000:145, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Вологодская область, Устюженский район, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
Заявление о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 рассмотрено Управлением и 10.12.2014 произведена государственная регистрация прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на данный участок.
Решением Управления от 16.01.2015 N 19/009/2014-635 в государственной регистрации права собственности Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 отказано, поскольку часть земель, входящих в границы (по картографическому материалу) земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 является землей, покрытой лесами, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) - землями лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, и являются частью участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196. Площадь, покрытая лесами в участке с кадастровым номером 35:19:0000000:145, составляет 3528 га.
По запросу государственного регистратора Департамент ответом от 30.12.2014 N 3672/09-02 подтвердил, что земельный участок площадью 3528 га является частью земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196.
Общество как правопреемник Кооператива, ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, необоснованным и нарушающим права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Пунктом 3 статьи 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Из материалов дела видно, что Кооператив 27.11.2014 обратился в Управление с заявлениями и документами о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку по результатам проведенной государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов, проверки законности сделки, а также отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, препятствий для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования не установлено, 10.12.2014 принято решение о проведении государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 на основании постановления Администрации от 10.11.2014 N 1028, нарушений законодательства при проведении государственной регистрации прекращения права судом не установлено, действия Управления прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 законны.
Как установил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственным регистратором 10.12.2014 принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности Кооператива на земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.11.2014, заключенного Комитетом по управлению имущество Администрации и Кооперативом, сроком на один месяц в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для проведения регистрации.
На основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ государственным регистратором 16.01.2015 принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, поскольку в течение срока приостановления государственной регистрации не устранены причины, препятствующие ее проведению.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат только собственнику.
Согласно статье 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Суд установил, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в Управление обратился представитель Кооператива, который представил в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором произведен анализ картографического материала; правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, содержащихся в делах правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 и земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196; государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства; сведений годового отчета о состоянии земель на 2014 год.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что часть земель (площадью 3528 га), входящих в границы (согласно картографическому материалу) земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145, покрыта лесами и является частью лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196 (Устюженский сельский лесхоз. Южное участковое лесничество, совхоз "Вперед").
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принципами земельного законодательства являются, в том числе: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1); разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1).
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим кодексом и лесным законодательством.
В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Закон N 22-ФЗ) устанавливала, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (статья 19 Закона N 22-ФЗ).
Статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1 (далее - Основы) устанавливала, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 10 Основ во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами; при реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передавался во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Лесной кодекс РСФСР 1978 года также устанавливал принадлежность лесов к государственной собственности. В силу статьи 3 данного кодекса леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.
Суд первой инстанции установил, что из картографического материала, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, содержащихся в делах правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 и земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196, материалов государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, сведений годового отчета о состоянии земель на 2014 год, следует, что в составе земель, переданных в постоянное (бессрочное) пользование Кооператива, находились лесные земли.
Как правомерно указал суд первой инстанции, передача лесных земель в постоянное (бессрочное) пользование не влечет изменения собственника земельного участка и категории земель. При этом возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, предусмотрена исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации.
Объективные доказательства, свидетельствующие о принятии уполномоченным органом решения о переводе спорного участка в земли другой категории, а также о передаче в результате разграничения государственной собственности на землю спорного участка в собственность муниципального образования, в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены. Имеющиеся в деле документы, на который ссылается заявитель, такие сведения не содержат.
Как правильно указал суд первой инстанции, орган местного самоуправления, заключая договор купли-продажи земельного участка от 19.11.2014 в пользу Кооператива, вышел за пределы своих полномочий. У Администрации отсутствовали полномочия распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации.
Вывод суда о том, что поскольку часть земель (площадью 3528 га), входящих в границы (согласно картографическому материалу) земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145, покрыта лесами и является частью лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196 (Устюженский сельский лесхоз, Южное участковое лесничество, совхоз "Вперед"), в силу закона распоряжаться данной частью земель может только Российская Федерация, являющаяся собственником лесного участка, является верным, подтверждается материалами дела.
Суд обоснованно указал, что у государственного регистратора правомерно возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации перехода права общей долевой собственности, для устранения которых регистратором был направлен запрос в Департамент с просьбой направить информацию о наличии (отсутствии) в составе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:19:0000000:145 земель, покрытых лесами (земель лесного фонда).
Утверждения Департамента о том, что в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Устюженского лесничества на территории Вологодской области, утвержденным приказом Департамента от 12.07.2011 N 626, в состав Устюженского лесничества, Южного участкового лесничества входят лесные участки бывших сельхозформирований, в том числе совхоза "Вперед", общая площадь земель лесного фонда совхоза "Вперед" составляет 3528 га, данные лесные участки входят в состав земель лесного фонда и являются частью лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196, подтверждаются материалами дела, заявителем не опровергнуты.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку часть земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 фактически входит в состав лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196, находящегося в федеральной собственности, Управление правомерно отказало в государственной регистрации права собственности Кооператива на спорный земельный участок.
Доводы подателя жалобы о том, что сведения о лесном участке с кадастровым номером 35:19:0000000:196 внесены в государственный кадастр недвижимости позднее, чем сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:19:0000000:145, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированны оценка, оснований не согласится с которой у апелляционной инстанции не имеется. Ранее действовавшее законодательство не содержало требования об обязательном проведении государственного кадастрового учета лесных участков в составе земель лесного фонда.
Из материалов дела видно, что документированная информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержалась в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, и воспроизводится в графической и текстовой форме в планах лесных участков. Границы спорных участков накладываются друг на друга, что свидетельствует о фактическом вхождении части земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 в состав лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, имеется спор о праве.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось. В удовлетворении заявления отказано правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июля 2015 года по делу N А13-3334/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выдвиженец Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2015 ПО ДЕЛУ N А13-3334/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. по делу N А13-3334/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Выдвиженец Плюс" представителя Ершова В.В. по доверенности от 16.04.2015 N 4, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области представителя Дудневой Ю.С. по доверенности от 02.10.2015 N 103, от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Солодягина А.В. по доверенности от 31.12.2014 N 286,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выдвиженец Плюс" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июля 2015 года по делу N А13-3334/2015 (судья Зрелякова Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Выдвиженец Плюс" (место нахождения: 162813, Вологодская область, Устюженский район, деревня Веницы, улица Центральная, дом 12; ИНН 3520008499, ОГРН 1103532000395; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ИНН 3525144576, ОГРН 1043500093889; далее - Управления) от 16.01.2015 N 19/009/2014-635 в государственной регистрации права собственности сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Вперед" (далее - Кооператив) на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145, о признании незаконными действий Управления по регистрации 10.12.2014 прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145, о возложении на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, как правопреемника Кооператива путем государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145.
Определением суда от 02.06.2015 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Устюженского муниципального района (место нахождения: 162840, Вологодская область, город Устюжна, улица Карла Маркса, дом 2; ИНН 3520002948, ОГРН 1033500750205; далее - Администрация), Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ИНН 3525151968, ОГРН 1053500056136, далее - Департамент), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Вологодской области (место нахождения: 107078, Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757; далее - Палата), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525237735, ОГРН 1103525003900; далее - Теруправление).
Решением суда от 28.07.2015 в удовлетворении требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Право на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, возникло у коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия "Вперед" (далее - Кооператив) не на основании договора купли-продажи данного земельного участка, а раньше (свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.01.1993 N 51 серии 35-АБ N 847978 от 09.06.2014). Обращение Общества в Администрацию с заявлением о продаже земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 направлено на исполнение требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, до 01.01.2015 по ценам. Судом первой инстанции не приняты во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 512-О, статья 3 пункта 9 Закона N 137-ФЗ, пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", статьи 6, 38 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Ссылка суда на картографические материалы не состоятельна. Картографические материалы не определяют категорию земель, а подтверждают, что земельный участок площадью 4621 га с кадастровым номером 35:19:0000000:145 относится к землям сельскохозяйственного назначения, на которых расположены участки леса. В материалах землеустройства не указано, что земельный участок площадью 3528 га относится к землям лесного фонда, а наоборот составляет единое целое земельного участка площадью 4621 га, который изначально отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. Если исходить из правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 46 213 932 кв. м с кадастровым номером 35:19:0000000:145, он относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Дополнительные сведения о образованных, преобразованных, подлежащих снятию с учета земельных участков из данного земельного участка - отсутствуют. В обоснование прав Российской Федерации на земельный участок площадью 3528 га в качестве правоустанавливающих документов предоставлены: свидетельство о государственной регистрации права серии 35-СК N 284851 от 24.12.2007 на лесной участок общей площадью 65 9900 000 кв. м, условный номер 35:19:53; кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196, согласно которого данный земельный участок поставлен на кадастровый учет также 24.12.2007, его площадь составляет 659 900 000 кв. м, граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена. Такая граница не установлена и в соответствии с лесным законодательством. Лесоустройство Департаментом в связи с принятием ЛК РФ 2006 года не проводилось. Совместным письмом Министерства имущественных отношений Российской Федерации N АА-9/17907 и Министерства природных ресурсов Российской Федерации N ВР-30-54/6372 от 17.09.2003 предписывалось, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки (а не на лесные) в составе лесного фонда (участки лесного фонда) производится при предоставлении документов, подтверждающих наличие права федеральной собственности на земельные участки, указанные в пунктах 3 и 4 письма от 16.07.2003 N ДА-17/14574. Ссылка на ответ Департамента о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 3519:0000000:145 площадью 3528 га относится к землям лесного фонда не имеет юридического значения, так как Департамент в данном случае заинтересованное лицо, а его ответ может иметь только справочное значение. Ссылки на то, что Кооперативу ранее предоставлены лесные земли, то есть земли лесного фонда, не дают оснований для отнесения земель сельскохозяйственного назначения к землям лесного фонда не состоятельны, как указано в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.12.2012 N ВАС-16111/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1. Если Кооперативу предоставлен лесной фонд, то из владения он не изымался, на какой площади и когда предоставлялся лесной фонд судом не выяснено, площадь 3528 га указана из ответа Департамента. Суд не учел, что лесной фонд и земельные участки на момент действия Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года были разными объектами недвижимости (статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) в статью 130 ГК РФ внесены изменения, а именно леса и многолетние насаждения исключены из объектов недвижимости (статьи 10, 16 Закона N 201-ФЗ). Судом не принят во внимание тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 35:19:000000:145 поставлен на кадастровый учет 22.03.2004 как земли сельскохозяйственного назначения, а земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196 как земли лесного фонда - только 24.12.2007. Если следовать утверждениям, что часть земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 входит в земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196, то земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196 на кадастровый учет был поставлен с нарушением требований статей 26, 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Суд лишил возможности Общество, как правопреемника Кооператива, пользоваться данным земельным участком в целях сельскохозяйственной и экономической деятельности, своим решением создал правовую неопределенность в правах на данный земельный участок, что не способствует стабильности гражданского оборота, нарушил принципы единообразия в толковании и применении судами норм права.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Управление в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Палаты поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества, Управления и Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, письменные доказательства, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 29.12.1992 N 484 "О формировании землепользования коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия "Вперед" коллективно-долевому сельскохозяйственному предприятию "Вперед" в бессрочное пользование предоставлен земельный участок площадью 4570 га, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 31.12.1992 N 492.
Земельный участок площадью 46 213 932 кв. м кадастровым номером 35:19:0000000:145 22.03.2004 внесен в государственный кадастр недвижимости.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.06.2014 серии 35-АБ N 847978 на основании постановления Администрации от 29.12.1992 N 484 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия "Вперед" (далее - Кооператив) на земельный участок площадью 46 213 932 кв. м с кадастровым номером 35:19:0000000:145.
Кооператив 19.08.2014 обратился в Администрацию с заявлением о переоформлении земельного участка из бессрочного (постоянного) пользования в собственность.
Постановлением Администрации от 10.11.2014 N 1028 "О прекращении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком и о предоставлении земельного участка в собственность СПК "Вперед" прекращено право бессрочного (постоянного) пользования СПК "Вперед" единое землепользование с кадастровым номером 35:19:0000000:145 общей площадью 46 213 932 кв. м из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Вологодская область, Устюженский район, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. Принято решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность Кооператива за плату в размере 816 211 руб. 98 коп.
На основании указанного постановления Администрации Комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района (продавец) и Кооператив (покупатель) 19.11.2014 подписали договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145.
Кооператив 27.11.2014 обратился в Управление с заявлениями: о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145, о государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 46 213 932 кв. м с кадастровым номером 35:19:0000000:145, из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Вологодская область, Устюженский район, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
Заявление о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 рассмотрено Управлением и 10.12.2014 произведена государственная регистрация прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на данный участок.
Решением Управления от 16.01.2015 N 19/009/2014-635 в государственной регистрации права собственности Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 отказано, поскольку часть земель, входящих в границы (по картографическому материалу) земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 является землей, покрытой лесами, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) - землями лесного фонда, являющимися федеральной собственностью, и являются частью участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196. Площадь, покрытая лесами в участке с кадастровым номером 35:19:0000000:145, составляет 3528 га.
По запросу государственного регистратора Департамент ответом от 30.12.2014 N 3672/09-02 подтвердил, что земельный участок площадью 3528 га является частью земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196.
Общество как правопреемник Кооператива, ссылаясь на то, что данное решение является незаконным, необоснованным и нарушающим права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными по праву, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Пунктом 3 статьи 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Из материалов дела видно, что Кооператив 27.11.2014 обратился в Управление с заявлениями и документами о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку по результатам проведенной государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов, проверки законности сделки, а также отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами, препятствий для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования не установлено, 10.12.2014 принято решение о проведении государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 на основании постановления Администрации от 10.11.2014 N 1028, нарушений законодательства при проведении государственной регистрации прекращения права судом не установлено, действия Управления прекращения права постоянного (бессрочного) пользования Кооператива на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 законны.
Как установил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственным регистратором 10.12.2014 принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности Кооператива на земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от 19.11.2014, заключенного Комитетом по управлению имущество Администрации и Кооперативом, сроком на один месяц в связи с возникновением сомнений в наличии оснований для проведения регистрации.
На основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ государственным регистратором 16.01.2015 принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, поскольку в течение срока приостановления государственной регистрации не устранены причины, препятствующие ее проведению.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании статьи 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат только собственнику.
Согласно статье 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Суд установил, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в Управление обратился представитель Кооператива, который представил в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором произведен анализ картографического материала; правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, содержащихся в делах правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 и земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196; государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства; сведений годового отчета о состоянии земель на 2014 год.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что часть земель (площадью 3528 га), входящих в границы (согласно картографическому материалу) земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145, покрыта лесами и является частью лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196 (Устюженский сельский лесхоз. Южное участковое лесничество, совхоз "Вперед").
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принципами земельного законодательства являются, в том числе: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1); разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1).
Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим кодексом и лесным законодательством.
В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Закон N 22-ФЗ) устанавливала, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (статья 19 Закона N 22-ФЗ).
Статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1 (далее - Основы) устанавливала, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 10 Основ во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами; при реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передавался во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Лесной кодекс РСФСР 1978 года также устанавливал принадлежность лесов к государственной собственности. В силу статьи 3 данного кодекса леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.
Суд первой инстанции установил, что из картографического материала, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, содержащихся в делах правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:145 и земельный участок с кадастровым номером 35:19:0000000:196, материалов государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, сведений годового отчета о состоянии земель на 2014 год, следует, что в составе земель, переданных в постоянное (бессрочное) пользование Кооператива, находились лесные земли.
Как правомерно указал суд первой инстанции, передача лесных земель в постоянное (бессрочное) пользование не влечет изменения собственника земельного участка и категории земель. При этом возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, предусмотрена исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации.
Объективные доказательства, свидетельствующие о принятии уполномоченным органом решения о переводе спорного участка в земли другой категории, а также о передаче в результате разграничения государственной собственности на землю спорного участка в собственность муниципального образования, в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены. Имеющиеся в деле документы, на который ссылается заявитель, такие сведения не содержат.
Как правильно указал суд первой инстанции, орган местного самоуправления, заключая договор купли-продажи земельного участка от 19.11.2014 в пользу Кооператива, вышел за пределы своих полномочий. У Администрации отсутствовали полномочия распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации.
Вывод суда о том, что поскольку часть земель (площадью 3528 га), входящих в границы (согласно картографическому материалу) земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145, покрыта лесами и является частью лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196 (Устюженский сельский лесхоз, Южное участковое лесничество, совхоз "Вперед"), в силу закона распоряжаться данной частью земель может только Российская Федерация, являющаяся собственником лесного участка, является верным, подтверждается материалами дела.
Суд обоснованно указал, что у государственного регистратора правомерно возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации перехода права общей долевой собственности, для устранения которых регистратором был направлен запрос в Департамент с просьбой направить информацию о наличии (отсутствии) в составе земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 35:19:0000000:145 земель, покрытых лесами (земель лесного фонда).
Утверждения Департамента о том, что в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Устюженского лесничества на территории Вологодской области, утвержденным приказом Департамента от 12.07.2011 N 626, в состав Устюженского лесничества, Южного участкового лесничества входят лесные участки бывших сельхозформирований, в том числе совхоза "Вперед", общая площадь земель лесного фонда совхоза "Вперед" составляет 3528 га, данные лесные участки входят в состав земель лесного фонда и являются частью лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196, подтверждаются материалами дела, заявителем не опровергнуты.
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку часть земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 фактически входит в состав лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196, находящегося в федеральной собственности, Управление правомерно отказало в государственной регистрации права собственности Кооператива на спорный земельный участок.
Доводы подателя жалобы о том, что сведения о лесном участке с кадастровым номером 35:19:0000000:196 внесены в государственный кадастр недвижимости позднее, чем сведения о земельном участке с кадастровым номером 35:19:0000000:145, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированны оценка, оснований не согласится с которой у апелляционной инстанции не имеется. Ранее действовавшее законодательство не содержало требования об обязательном проведении государственного кадастрового учета лесных участков в составе земель лесного фонда.
Из материалов дела видно, что документированная информация о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержалась в государственном лесном реестре, ведение которого осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий, и воспроизводится в графической и текстовой форме в планах лесных участков. Границы спорных участков накладываются друг на друга, что свидетельствует о фактическом вхождении части земельного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:145 в состав лесного участка с кадастровым номером 35:19:0000000:196, находящегося в федеральной собственности. Таким образом, имеется спор о праве.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось. В удовлетворении заявления отказано правомерно.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июля 2015 года по делу N А13-3334/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выдвиженец Плюс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Ю.В.ЗОРИНА
А.В.РОМАНОВА
Ю.В.ЗОРИНА
А.В.РОМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)