Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-37/2015

Требование: О признании недействительным аукциона по продаже земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истицы, в нарушение требований законодательства ответчик выставил спорный земельный участок на аукцион, чем грубо нарушил ее права.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2015 г. по делу N 33-37/2015


Докладчик: Якушев П.А.
Судья: Абрамов М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего
Крайновой И.К.,
судей
Якушева П.А., Удальцова А.В.,
при секретаре
Б.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 15 января 2015 года дело по апелляционной жалобе А.Г. на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 21 октября 2014 года, которым постановлено:
Иск А.Г. к администрации Камешковского района, Т. о признании недействительным аукциона от **** по продаже земельного участка площадью **** кв. м, кадастровый номер ****, расположенного по адресу: ****, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Якушева П.А., выслушав объяснения представителей А.Г. - К. и А.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения Т. и ее представителя - Ч., - возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

А.Г. обратилась в суд с иском к администрации Камешковского района, Т. о признании недействительным аукциона по продаже земельного участка площадью **** кв. м, кадастровый номер ****, расположенного по адресу: ****, проведенного ****.
В обоснование истец указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью **** кв. м с кадастровым номером ****, расположенный по адресу: ****.
**** она обратилась в администрацию Камешковского района в целях оформления в собственность земельного участка, расположенного перед ее частью дома и находящегося в государственной собственности.
Отдел имущественных и земельных отношений возложил на нее обязанность по проведению межевания испрашиваемого земельного участка.
Истец за свой счет провела межевание земельного участка площадью **** кв. м и поставила его на кадастровый учет, разрешенное использование - в целях присоединения к основному земельному участку, кадастровый номер ****. При этом истец является ****.
В нарушение ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" администрация Камешковского района Владимирской области выставила земельный участок на аукцион, чем грубо нарушила права истца, лишив ее свободного доступа на земельный участок и в квартиру.
Кроме того, на спорном земельном участке расположен принадлежащий истцу забор, колодец, газовое оборудование, предназначенное для обслуживания принадлежащей истцу квартиры.
Победителем аукциона признана Т., с которой заключен договор купли-продажи.
В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В судебное заседание суда первой инстанции истец А.Г., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Ее представитель - Б.Е. - иск поддержала по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что в нарушение Положения о порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Камешковский район, утвержденного постановлением администрации Камешковского района от **** N ****, в газете было опубликовано только объявление о проведении торгов, информация о характеристике выставляемого на продажу земельного участка не публиковалась, что свидетельствует о нарушении процедуры продажи земельных участков с торгов.
Представитель ответчика - администрации Камешковского района Владимирской области - в судебном заседании суда первой инстанции пояснила, что, действительно, до объявления торгов не была опубликована информация о земельном участке, который планировалось предоставить в собственность. Изначально при формировании участка Т. была не согласна с тем, как этот участок формируется, затем после опубликования объявления о проведении аукциона Т. наряду с истцом подала заявку на участие в аукционе. Администрация Камешковского района Владимирской области готова вернуть А.Г. денежные средства, потраченные на проведение кадастровых работ.
Ответчик Т. в суде первой инстанции иск не признала. В обоснование возражений указала, что она на законных основаниях приобрела земельный участок. Процедура проведения аукциона нарушена не была. Действительно, на приобретенном ею участке имеется колодец, навес, которым пользуются А-ны, на стене дома висит газовый счетчик. Т. готова в любой удобной для них форме оформить право пользования указанными объектами, за исключением навеса.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе ответчик А.Г. и ее представитель К., полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; суд неправильно истолковал закон; судом нарушены нормы процессуального права.
В апелляционной жалобе указано, что судом не учтен факт лишения А.Г. единственного прохода к земельному участку и квартире, а также, что на выставленном на аукцион земельном участке расположены колодец, газовое оборудование, предназначенные для обслуживания принадлежащей истцу квартиры. Кроме того, межевание и постановка на кадастровый учет проведены за счет А.Г.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, а также п. п. 2.8, 2.9 Положения о порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Камешковский район, утвержденного постановлением администрации Камешковского района от 17.06.2013 N 985, отдел имущественных и земельных отношений на основании заявления и положительного решения готовит информацию об испрашиваемом земельном участке и обеспечивает заблаговременную публикацию такой информации в районной газете "Знамя"; граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, в течение одного месяца со дня публикации обращаются в администрацию Камешковского района с заявлениями о предоставлении земельного участка. Только в случае поступления заявлений от иных заинтересованных ли администрация Камешковского района принимает решение о предоставлении земельного участка на торгах (п. 2.10 Положения).
Однако администрация Камешковского района не размещала информацию о спорном земельном участке в районной газете "Знамя", соответственно, заявления о предоставлении земельного участка от других заинтересованных лиц не поступали, в связи с чем отсутствовали основания для объявления аукциона по продаже земельного участка.
Совокупность действий, выполненных семьей А-ных и администрацией Камешковского района Владимирской области, свидетельствует об отсутствии заявлений заинтересованных лиц на предоставляемый земельный участок с кадастровым номером ****, а также о возникновении обязанности администрации Камешковского района Владимирской области предоставить спорный земельный участок А.Г. без торгов.
Также земельный участок был выставлен на аукцион в нарушение ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В ходе рассмотрение дела администрацией Камешковского района иск был признан в полном объеме, однако в нарушение ст. 173 ГПК РФ суд не вынес определения о принятии или непринятии признания иска.
Апелляционное рассмотрение дела проведено в отсутствие А.Г., представителя администрации Камешковского района Владимирской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что А.Г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: **** (л.д. 5). Также ей принадлежит земельный участок площадью **** кв. м по адресу: ****, кадастровый номер **** (л.д. 4).
Пунктом 2 ст. 34 ЗК РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
**** А.Г. обратилась к главе администрации Камешковского района с заявлением, в котором просила выделить в собственность земельный участок площадью **** кв. м, расположенный перед ее домом по адресу: ****, с целью присоединения к имеющемуся в собственности А.Г. земельному участку (л.д. 28).
В соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 ст. 34 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 38 ЗК РФ порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно п. 2 указанной статьи в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
В силу п. 5 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, при продаже находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков функции организатора торгов определяются соответственно полномочным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.8 Положения о порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Камешковский район, утвержденного постановлением администрации Камешковского района от 17.06.2013 N 985, отдел имущественных и земельных отношений администрации Камешковского района на основании заявления и принятия положительного решения готовит информацию о земельном участке, который предоставляется гражданам на определенном права и предусмотренном условии, в печатное издание, осуществляющее официальную публикацию муниципальных правовых актов (районная газета "Знамя"), и обеспечивает заблаговременную публикацию такой информации. Информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка носит уведомительный характер.
Согласно п. 2.9 указанного Положения граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании сообщения опубликованного в районной газете "Знамя", в течение одного месяца со дня публикации обращаются в администрацию Камешковского района с заявлением о предоставлении земельного участка.
В силу п. 2.10 указанного Положения в случае поступления заявления о предоставлении указанного в информационном сообщении земельного участка от иных заинтересованных лиц, администрация Камешковского района принимает решение о предоставлении земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 3 данного Положения.
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования информационного сообщения о предоставлении земельного участка от иных заинтересованных лиц заявлений не поступило и земельный участок предоставляется без проведения торгов, отдел утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (п. 2.12).
На заявление А.Г. от **** отдел имущественных и земельных отношений **** направил письмо, в котором сообщалось о возможности формирования испрашиваемого ею земельного участка с учетом красной линии, которую необходимо вынести в натуре на местности при проведении межевых работ (л.д. 29).
Постановлением администрации Камешковского района от **** N **** утверждена схема расположения земельного участка, номер кадастрового квартала: **** (л.д. 19-24, 26).
По результатам межевых работ, оплаченных А.К., был сформирован земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв. м (л.д. 9-18).
В **** г. в администрацию Камешковского района поступили возражения относительно выделения спорного земельного участка в собственность А.Г. от Т. (л.д. 55-56), которой принадлежит квартира **** в доме ****, а также земельный участок площадью **** кв. м, расположенный по адресу: ****, кадастровый номер: **** (л.д. 65).
Также **** от Т. поступило заявление о выделении ей в собственность спорного земельного участка (л.д. 54).
Постановлением администрации Камешковского района от **** N **** объявлено проведение торгов в форме аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложения о цене, по продаже земельного участка с кадастровым номером **** из земель населенных пунктов, площадью **** кв. м, расположенного по адресу: ****; разрешенное использование: в целях присоединения к основному земельному участку; начальная цена земельного участка **** руб., шаг аукциона **** руб., размер задатка **** руб. (л.д. 66).
**** отделом имущественных и земельных отношений администрации Камешковского района в районной газете "Знамя" было опубликовано объявление о проведении аукциона, назначенного на **** в **** час. **** мин. (л.д. 67).
В тот же день заявления на участие в аукционе подали А.Г. и А.К., а **** - Т., все трое были допущены к участию в аукционе (л.д. 68). При этом сведений о том, что она является ****, А.Г. в администрацию Камешковского района не представила, поэтому данное обстоятельство не учитывалось ни при объявлении аукциона, ни при его проведении.
Согласно протоколу N **** аукционной комиссии от **** в аукционе участвовали А.Г., А.К. и Т. Победителем аукциона по продаже спорного земельного участка признана Т. (л.д. 69), с которой в тот же день заключен договор купли-продажи участка (л.д. 71-72).
Относительно каких-либо нарушений непосредственно процедуры проведения торгов апелляционная жалоба доводов не содержит.
**** на основании договора купли-продажи от **** N **** право собственности Т. на земельный участок, расположенный по адресу: ****, площадью **** кв. м, кадастровый номер: ****, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем выдано Свидетельство серии **** (л.д. 75).
Отказывая в удовлетворении исковых требований А.Г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что допущенное при проведении аукциона нарушение не является существенным и права А.Г. не затрагивает, в связи с чем не может являться основанием для признания торгов недействительным.
Информационное сообщение, публикуемое в районной газете "Знамя" после принятия положительного решения по заявлению гражданина о предоставлении ему земельного участка в соответствии с п. 2.8 Положения о порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории муниципального образования Камешковский район, утвержденного постановлением администрации Камешковского района от 17.06.2013 N 985, в силу абзаца второго указанного пункта носит уведомительный характер и направлено на обеспечение прав других граждан, заинтересованных в предоставлении им того же земельного участка.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ обязанность органа местного самоуправления обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации направлена на обеспечение управления и распоряжения земельными участками на принципах справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Как следует из материалов дела, в **** г. в администрацию Камешковского района поступили возражения относительно выделения спорного земельного участка в собственность А.Г. от Т. (л.д. 55-56), также **** от Т. поступило заявление о выделении ей в собственность спорного земельного участка (л.д. 54).
При таких обстоятельствах предоставление спорного земельного участка А.Г. без проведения аукциона нарушило бы принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Следовательно, неопубликование информационного сообщения о спорном земельном участке в районной газете "Знамя" права и законные интересы А.Г. не нарушило, а также не повлекло нарушение прав других лиц, заинтересованных в предоставлении им того же земельного участка, поскольку Т. подала в администрацию Камешковского района возражения относительно предоставления земельного участка А.Г., вследствие чего и был проведен аукцион, информация о котором была опубликована в соответствии с требованиями законодательства.
При этом А.Г. принимала участие в аукционе и представляла свои предложения по цене продажи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на выставленном на аукцион земельном участке расположены колодец, газовое оборудование, иные объекты, предназначенные для обслуживания принадлежащей истцу квартиры, о незаконности проведения аукциона не свидетельствуют, поскольку А.Г. не доказано получение каких-либо разрешений на размещение указанных объектов на не принадлежащем ей земельном участке.
Самовольные недобросовестные действия лица по занятию не принадлежащего ему земельного участка не могут быть основанием для преимущественного предоставления такому лицу этого земельного участка.
Доказательства того, что вследствие предоставления спорного земельного участка Т. А.Г. лишается доступа на принадлежащий ей на праве собственности земельный участок и в квартиру, в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения в связи с тем, что А.Г. понесены затраты по проведению работ по подготовке документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку требование о взыскании соответствующих денежных средств в рамках настоящего дела не заявлялось; представителем администрации Камешковского района в судебном заседании заявлялось о готовности компенсировать все затраты, понесенные при формировании участка; при наличии спора право на предъявление соответствующего иска сохраняется.
Как отмечалось выше, сведений о том, что она является ****, А.Г. в администрацию Камешковского района не представила, поэтому данное обстоятельство не учитывалось ни при объявлении аукциона, ни при его проведении. В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении аукциона нарушена статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", отклоняются судебной коллегией.
Не является основанием для отмены обжалуемого решения и довод апелляционной жалобы о том, что в ходе рассмотрение дела администрацией Камешковского района иск был признан в полном объеме, однако суд не вынес определения о принятии или непринятии признания иска, по следующим причинам.
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Однако в протоколе судебного заседания отсутствует подпись представителя администрации Камешковского района о признании иска (л.д. 76-78), также в материалах дела отсутствует заявление администрации Камешковского района в письменной форме о признании иска.
Кроме того, принятие признания иска администрации Камешковского района нарушило бы права Т., выигравшей аукцион и заключившей договор купли-продажи спорного участка, которая иск не признавала.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Камешковского районного суда Владимирской области от 21 октября 2014 года, а апелляционную жалобу А.Г. на указанное решение - без удовлетворения.

Председательствующий
И.К.КРАЙНОВА

Судьи
А.В.УДАЛЬЦОВ
П.А.ЯКУШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)