Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2015 N 16АП-1991/2015 ПО ДЕЛУ N А22-4912/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2015 г. по делу N А22-4912/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Джамбулатова С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., в отсутствие представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Мамоненковой Виктории Валерьевны (ИНН 081400412989, ОГРН 304081414500057), заинтересованных лиц - администрации города Элисты (ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мамоненковой Виктории Валерьевны на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.03.2015 по делу N А22-4912/2014 о признании незаконным отказа Администрации города Элисты (ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970) в опубликовании информации о возможном представлении в аренду земельного участка и об обязании совершить действия,

установил:

индивидуальный предприниматель Мамоненкова Виктория Валерьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Элисты Республики Калмыкия (далее - администрация) опубликовать информацию о возможном предоставлении в аренду земельного участка, площадью 24 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Нейман, в 20 метрах западнее ВГТРК для установки временного павильона, выразившегося в письмах от 14.10.2014 N М 6273/01-44 и от 21.11.2014 N м-14246/01-44, и обязании администрации опубликовать информацию о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 24 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Нейман, в 20 метрах западнее ВГТРК, для установки временного торгового павильона (с учетом уточнений).
Решением от 30.03.2015 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием у администрации правовых оснований для публикации в муниципальном периодическом печатном издании информации о предстоящем предоставлении земельного участка.
Предприниматель не согласился с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить полностью обжалуемый судебный акт, ссылаясь на то, что суд не применил нормы права, подлежащие применению.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 08.06.2014 предприниматель обратился к администрации с заявлением осуществить публичное информирование населения путем дачи объявления в газете о возможном предоставлении для установки временного торгового павильона в аренду земельного участка площадью 24 кв. м, расположенного по адресу: г. Элиста, ул. Нейман, в 20 метрах западнее ВГТРК (телевидения) и предоставлении данного земельного участка в аренду сроком на 10 лет. К заявлению приложены копия паспорта и свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации.
В соответствии с протоколом от 17.09.2014 N 30 рабочей группы по рассмотрению заявок по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты принято решение о невозможности размещения торгового павильона на земельном участке площадью 24 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: г. Элиста, 4, ул. Нейман, в 20 метрах западнее ВГТРК (телевидения) в связи с прохождением инженерных коммуникаций (МУП "Элиставодоканал").
14.10.2014 письмом N М-6273/01-44 администрация, сославшись на решение протокола рабочей группы по рассмотрению заявок по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты N 30, сообщила предпринимателю о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с прохождением линии канализации по испрашиваемому земельному участку.
21.11.2014 письмом N М-14246/01-44 администрация сообщила предпринимателю о невозможности установки торгового павильона на испрашиваемом земельном участке в связи с тем, что данная территория определена для проведения городских ярмарок, организатором ярмарок назначено МУ "Городское зеленое хозяйство" на основании постановления Мэрии г. Элисты от 31.01.2011 N 100 "О назначении организатора ярмарки на территории г. Элисты".
В соответствии с приложением N 1 к постановлению Мэрии г. Элисты от 31.01.2011 N 100 "О назначении организатора ярмарки на территории города Элисты" (в редакции постановления Администрации г. Элисты от 21.05.2014 N 2197) ул. им. Ю. Нейман включена в "Перечень мест проведения городских ярмарок".
Вместе с тем постановлением администрации г. Элисты от 03.07.2014 N 3099 в постановление Мэрии г. Элисты от 31.01.2011 N 100 "О назначении организатора ярмарки на территории города Элисты" внесены изменения, приложение N 1 "Перечень мест проведения городских ярмарок" изложено в новой редакции, ул. им. Ю. Нейман в данном перечне отсутствует.
Полагая, что действия администрации в отказе опубликовать информацию о возможном предоставлении предпринимателю в аренду испрашиваемого земельного участка для установки временного торгового павильона противоречат действующему законодательству и нарушают его права, последний обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) на предмет соответствия закону или иному нормативному правовому акту, выявляет нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые его приняли.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствия ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не связанных со строительством определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного, указанными процедурами, срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.
Указанный Административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством.
Из материалов дела видно, что предприниматель обратился к администрации с заявлением осуществить публичное информирование населения о возможном предоставлении в аренду земельного участка для установки временного торгового павильона.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке размещения (установки) нестационарных торговых объектов на территории г. Элиста, утвержденного постановлением Мэрии г. Элисты от 14.11.2011 N 2658 (далее - Положение от 14.11.2011 N 2658), павильоны отнесены к нестационарным торговым объектам.
Согласно п. 3 Положения от 14.11.2011 N 2658 размещение нестационарных торговых объектов в городе Элисте на земельных участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой органом местного самоуправления, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру и достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Размещение нестационарных торговых объектов в городе Элисте на земельных участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора аренды земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. 6 Положения от 14.11.2011 N 2658, для получения разрешения на размещение нестационарного торгового объекта юридические и физические лица направляют в администрацию заявление, к которому необходимо приложить в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
Решением Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия от 26.09.2013 N 11 утверждено "Положение о порядке предоставления земельных участков на территории города Элисты для целей, не связанных со строительством" (далее - Положение от 26.09.2013 N 11).
В соответствии с п. 1.1 Положения от 26.09.2013 N 11 настоящее Положение устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков из земель, находящихся в собственности муниципального образования города Элисты, и земель, государственная собственность на которые на разграничена, на территории города Элисты (далее - земельные участки) физическим и юридическим лицам, порядок рассмотрения заявлений и принятия решений.
Согласно п. 2.1 Положения от 26.09.2013 N 11 граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявители), подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления о предоставлении таких земельных участков в собственность за плату или в аренду в Администрацию города Элисты.
В заявлении (для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя) указываются фамилия, имя, отчество, адрес места жительства; цель использования земельного участка; размеры земельного участка и его площадь; местоположение земельного участка; испрашиваемое право на земельный участок; предполагаемый срок использования земельного участка (в случае если земельный участок предоставляется на праве аренды); перечень прилагаемых документов; дата подачи заявления (п. 2.3 Положения от 26.09.2013 N 11).
Администрация г. Элисты в недельный срок со дня поступления заявления проводит работы по определению возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для целей, указанных в заявлении, с учетом требований градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил (п. 2.5 Положения от 26.09.2013 N 11).
В соответствии с п. 2.6 Положения от 26.09.2013 N 11 после окончания работ, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения, Администрация г. Элисты на основании указанного в пункте 2.1 заявления публикует в муниципальном периодическом печатном издании информацию о предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - информационное сообщение). В информационном сообщении должны содержаться следующие сведения: предполагаемая площадь земельного участка; местоположение земельного участка; цель использования земельного участка; право, на котором может быть предоставлен земельный участок (в собственность или в аренду); условия предоставления земельного участка.
Таким образом, обязанность администрации произвести публикацию в муниципальном периодическом печатном издании информации о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, возникает после осуществления работы по определению возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для целей, указанных в заявлении, с учетом требований градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.
Распоряжением Администрации г. Элисты от 02.082.2013 N 286р создана рабочая группа по рассмотрению заявок по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты.
Решение рабочей группы, принимаемое на заседаниях, является основанием для принятия решения Администрацией г. Элисты о возможности или невозможности предоставления земельных участков для установки временных объектов из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается предпринимателем, что в соответствии с протоколом от 17.09.2014 N 30 рабочей группы по рассмотрению заявок по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты принято решение о невозможности размещения торгового павильона на земельном участке площадью 24 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: г. Элиста, 4, ул. Нейман, в 20 метрах западнее телевидения (ВГТРК) в связи с прохождением инженерных коммуникаций (МУП "Элиставодоканал"). Письмом от 23.09.2014 N 968 МУП "Элиставодоканал" направило администрации информацию о подземных коммуникациях, согласно которой под земельным участком площадью 24 кв. м, расположенным по адресному ориентиру: г. Элиста, 4, ул. Нейман, в 20 метрах западнее телевидения, проходит канализация.
Следовательно, рабочая группа, рассмотрев заявление предпринимателя, не согласовала место размещения торгового павильона на испрашиваемом земельном участке.
В данном случае администрация пришла к выводу о невозможности предоставления земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты, в отношении которого предпринимателем подано заявление, в соответствии с заключением от 17.09.2014 N 30 рабочей группы по рассмотрению заявок по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Элисты.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование предпринимателя об обязании администрации опубликовать информацию о предстоящем предоставлении спорного земельного участка, при невозможности предоставления земельного и при наличии отказа в предоставлении земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов, является необоснованным и незаконным, а поэтому оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в данном случае отсутствует совокупность условий для признания отказа администрации, изложенного в письмах от 14.10.2014 N М 6273/01-44 и от 21.11.2014 N м-14246/01-44, в предоставлении земельного участка незаконным.
Более того, обращаясь с требованием о признании действий администрации по неопубликованию сведений о предстоящем предоставлении земельного участка, незаконными, предпринимателем не учтено, что указанное требование не влечет восстановление нарушенного права применительно к рассматриваемому спору.
При этом доказательств того, что администрацией незаконно отказано в предоставлении земельного участка для строительства объекта торговли, в материалы дела не представлено.
Следовательно, в данном случае суд апелляционной инстанции также учитывает, что предпринимателем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора в соответствии с заявленными требованиями, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы жалобы противоречат положениям действующего законодательства.
Других доказательств в обоснование своих доводов суду апелляционной инстанции не представлено, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 30.03.2015 по делу N А22-4912/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ

Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)