Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2333/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 16.01.2015 по делу N А46-9699/2014 (судья Яркова С.В.),
принятое по заявлению Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1025500000745, ИНН 5504004571) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Белана Александра Владимировича,
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Семенова Елена Геннадьевна (удостоверение N 0086/14 выдано 13.02.2014 действительно до 11.07.2017, по доверенности N Исх-ДИО/ 671 от 22.01.2015 сроком действия на один год);
- от Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" - Лобода Наталья Валерьевна (паспорт <...> выдан 10.1.2002, по доверенности б/н от 18.07.2014 сроком действия на один год);
- от Белана Александра Владимировича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Омская региональная общественная организация "Омское областное общество охотников и рыболовов" (далее по тексту - заявитель, организация, Омская РОО "ООООиР") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просит:
- - признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо), выразившееся в неутверждении и невыдаче Омской РОО "ООООиР" схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, ориентировочной площадью 980 кв. м для размещения некоммерческой автостоянки на кадастровом плане (кадастровой карте) территории по заявлению организации от 21.04.201;
- - обязать Департамент утвердить и выдать Омской РОО "ООООиР" схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, ориентировочной площадью 980 кв. м для размещения некоммерческой автостоянки на кадастровом плане (кадастровой карте) территории согласно заявлению организации от 21.04.2014.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Белан Александр Владимирович.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены, бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившееся в не утверждении и невыдаче Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, ориентировочной площадью 980 кв. м для размещения некоммерческой автостоянки на кадастровом плане (кадастровой карте) территории по заявлению Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" от 21.04.2014 признано незаконным.
В целях восстановления нарушенного права Общества, суд первой инстанции обязал Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в соответствии с положениями части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации со дня принятия арбитражным судом решения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка на этапе выбора, в отсутствии схемы рассматриваемого земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что оспариваемое бездействие осуществлено в рамках предоставленных Департаменту полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Также Департамент пояснил, что не имеет законных оснований утверждать и выдавать схему расположения земельного участка в отсутствие положительного решения Комиссии о возможности предоставления испрашиваемого участка.
От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
От Белана А.В. также в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которому решение суда первой инстанции является неправомерным и подлежит отмене.
Белан Александр Владимирович извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявлял, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов рассматриваемого спора следует, что в собственности Омской РОО "ООООиР" находятся нежилые помещения в административном здании по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, д. 115.
21.04.2014 организация обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей на праве аренды сроком на 3 года земельного участка по указанному выше адресу ориентировочной площадью 980 кв. м для целей, не связанных со строительством, для размещения открытой некоммерческой автостоянки без возведения объектов капитального строительства (вх. N 351).
20.05.2014 городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, было принято решение о невозможности предоставления данного земельного участка в связи с наличием на земельном участке инженерных коммуникаций, о чем было сообщено в письме Департамента от 09.06.2014 исх. N ДИО/8861.
Полагая, что Департаментом по заявлению Омской РОО "ООООиР" от 21.04.2014 допущено бездействие, выразившееся в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, организация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
16.01.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, в рассматриваемом случае - на Департамент.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области урегулированы Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Статьей 6 Закона Омской области N 731-ОЗ определены полномочия органов местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений, в числе которых установление в соответствии с законодательством порядка предоставления в собственность и аренду гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении муниципальных образований Омской области, для целей, не связанных со строительством.
Во исполнение указанных законоположений решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством - регламент принятия уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
На основании части 3 статьи 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п утвержден "Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством" (далее - Порядок рассмотрения обращений).
Пунктом 2 Порядка рассмотрения обращений установлено, что уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска являются департамент имущественных отношений Администрации города Омска и администрации административных округов города Омска.
В силу пункта 12 Порядка рассмотрения обращений, уполномоченные структурные подразделения принимают решение в форме распоряжения о предоставлении земельного участка: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска - в собственность за плату или бесплатно либо в аренду; администрация соответствующего административного округа города Омска - в аренду.
При этом, для рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждается правовым актом Администрации города Омска.
Регламент работы городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п, которым определено, что комиссия рассматривает обращения о предоставлении земельных участков (пункт 2).
Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
Из изложенных норм апелляционный суд заключает вывод о том, что уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении земельных участков, расположенных на территории города Омска, для целей не связанных со строительством, является Департамент имущественных отношений. При этом, Комиссии, в том числе городская комиссия, не является самостоятельным исполнительно-распорядительным органом, решение которой влечет определено правовые последствия для лиц, заинтересованных в получении земельных участков. Решение такой Комиссии само по себе не является разрешительным документом на размещение объекта, имеет статус промежуточного документа, на основании которого уполномоченный орган (в данном случае Департамент) принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, Администрация города Омска не могла отказать Организации в предоставлении земельного участка, в том числе по основанию принятию городской комиссией отрицательного решения.
Как усматривается из материалов дела, доводы апелляционной жалобы Департамента сводятся к тому, что в рассматриваемом случае имеются препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка и отсутствует положительное решение комиссии по рассмотрению заявки о предоставлении данного земельного участка, поэтому и законных оснований для утверждения и выдачи схемы расположения такого участка не имеется.
Между тем, соответствующие доводы, по мнению суда апелляционной инстанции, не основаны на положениях действующего законодательства и, в том числе, статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, ввиду следующего.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Частью 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьи 29 указанного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, системное толкование процитированных выше положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что предоставлению юридическим лицам в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предшествует выдача таким лицам схемы расположения испрашиваемого земельного участка, утверждаемой уполномоченным органом местного самоуправления, а также формирование в установленном порядке соответствующих земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановка участков на кадастровый учет.
При этом в соответствии с буквальным смыслом части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение и выдача схемы расположения испрашиваемого земельного участка осуществляется уполномоченным органом только на основании оформленного в предусмотренном законом порядке заявления лица о предоставлении соответствующего участка.
Иными словами, для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка достаточно поступления в адрес уполномоченного органа местного самоуправления заявления о предоставлении участка, содержание которого соответствует требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как от наличия или отсутствия оснований для предоставления участка в аренду или в собственность соответствующему лицу возможность утверждение указанной выше схемы в зависимость не ставится, а доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
В то же время наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о возможном предоставлении (отказе в предоставлении) испрашиваемого земельного участка.
При этом в силу положений пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду может быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и после изучения совокупности данных и иных названных выше документов.
Таким образом, наличие предусмотренных законом препятствий для предоставления земельного участка в аренду конкретному заинтересованному лицу не является основанием для отказа в составлении и выдаче уполномоченным органом схемы расположения такого участка, поскольку вопрос о наличии соответствующих препятствий разрешается уполномоченным органом власти на последующих этапах рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в отсутствие схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте невозможно заключение вывода о возможности (невозможности) предоставить земельный участок конкретному лицу для целей, не связанных со строительством, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для выдачи Омской РОО "ООООиР" схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 980 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и для возложения соответствующей обязанности на заинтересованно лицо, как на орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.01.2015 по делу N А46-9699/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2015 N 08АП-2333/2015 ПО ДЕЛУ N А46-9699/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2015 г. N 08АП-2333/2015
Дело N А46-9699/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2333/2015) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 16.01.2015 по делу N А46-9699/2014 (судья Яркова С.В.),
принятое по заявлению Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" (ОГРН 1025500000745, ИНН 5504004571) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Белана Александра Владимировича,
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Семенова Елена Геннадьевна (удостоверение N 0086/14 выдано 13.02.2014 действительно до 11.07.2017, по доверенности N Исх-ДИО/ 671 от 22.01.2015 сроком действия на один год);
- от Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" - Лобода Наталья Валерьевна (паспорт <...> выдан 10.1.2002, по доверенности б/н от 18.07.2014 сроком действия на один год);
- от Белана Александра Владимировича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- установил:
Омская региональная общественная организация "Омское областное общество охотников и рыболовов" (далее по тексту - заявитель, организация, Омская РОО "ООООиР") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором просит:
- - признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо), выразившееся в неутверждении и невыдаче Омской РОО "ООООиР" схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, ориентировочной площадью 980 кв. м для размещения некоммерческой автостоянки на кадастровом плане (кадастровой карте) территории по заявлению организации от 21.04.201;
- - обязать Департамент утвердить и выдать Омской РОО "ООООиР" схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, ориентировочной площадью 980 кв. м для размещения некоммерческой автостоянки на кадастровом плане (кадастровой карте) территории согласно заявлению организации от 21.04.2014.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Белан Александр Владимирович.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.10.2014 заявленные Обществом требования удовлетворены, бездействие Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, выразившееся в не утверждении и невыдаче Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, ориентировочной площадью 980 кв. м для размещения некоммерческой автостоянки на кадастровом плане (кадастровой карте) территории по заявлению Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" от 21.04.2014 признано незаконным.
В целях восстановления нарушенного права Общества, суд первой инстанции обязал Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в соответствии с положениями части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации со дня принятия арбитражным судом решения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка на этапе выбора, в отсутствии схемы рассматриваемого земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указало, что оспариваемое бездействие осуществлено в рамках предоставленных Департаменту полномочий и в соответствии с действующим законодательством. Также Департамент пояснил, что не имеет законных оснований утверждать и выдавать схему расположения земельного участка в отсутствие положительного решения Комиссии о возможности предоставления испрашиваемого участка.
От Общества в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
От Белана А.В. также в материалы дела поступил письменный отзыв, согласно которому решение суда первой инстанции является неправомерным и подлежит отмене.
Белан Александр Владимирович извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявлял, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Омской региональной общественной организации "Омское областное общество охотников и рыболовов" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов рассматриваемого спора следует, что в собственности Омской РОО "ООООиР" находятся нежилые помещения в административном здании по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, д. 115.
21.04.2014 организация обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей на праве аренды сроком на 3 года земельного участка по указанному выше адресу ориентировочной площадью 980 кв. м для целей, не связанных со строительством, для размещения открытой некоммерческой автостоянки без возведения объектов капитального строительства (вх. N 351).
20.05.2014 городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, было принято решение о невозможности предоставления данного земельного участка в связи с наличием на земельном участке инженерных коммуникаций, о чем было сообщено в письме Департамента от 09.06.2014 исх. N ДИО/8861.
Полагая, что Департаментом по заявлению Омской РОО "ООООиР" от 21.04.2014 допущено бездействие, выразившееся в не утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, организация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
16.01.2015 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, в рассматриваемом случае - на Департамент.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию на территории Омской области урегулированы Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Статьей 6 Закона Омской области N 731-ОЗ определены полномочия органов местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений, в числе которых установление в соответствии с законодательством порядка предоставления в собственность и аренду гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении муниципальных образований Омской области, для целей, не связанных со строительством.
Во исполнение указанных законоположений решением Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 установлены процедуры и критерии предоставления земельных участков или их частей для целей не связанных со строительством.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством - регламент принятия уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
На основании части 3 статьи 3 Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205 порядок рассмотрения уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливается правовым актом Администрации города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 08.10.2010 N 935-п утвержден "Порядок рассмотрения обращений (заявлений, заявок) и принятия решений о предоставлении земельных участков или их частей, расположенных на территории города Омска для целей, не связанных со строительством" (далее - Порядок рассмотрения обращений).
Пунктом 2 Порядка рассмотрения обращений установлено, что уполномоченными Мэром города Омска структурными подразделениями Администрации города Омска являются департамент имущественных отношений Администрации города Омска и администрации административных округов города Омска.
В силу пункта 12 Порядка рассмотрения обращений, уполномоченные структурные подразделения принимают решение в форме распоряжения о предоставлении земельного участка: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска - в собственность за плату или бесплатно либо в аренду; администрация соответствующего административного округа города Омска - в аренду.
При этом, для рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка создаются городская и окружные комиссии. Состав и регламент работы городской комиссии утверждается правовым актом Администрации города Омска.
Регламент работы городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Администрации города Омска от 03.02.2011 N 76-п, которым определено, что комиссия рассматривает обращения о предоставлении земельных участков (пункт 2).
Принятое комиссией решение оформляется протоколом заседания комиссии, который подписывается каждым членом комиссии и утверждается председательствующим на заседании комиссии. Протокол заседания комиссии не является разрешительным документом на размещение объекта.
Из изложенных норм апелляционный суд заключает вывод о том, что уполномоченным органом на принятие решений о предоставлении земельных участков, расположенных на территории города Омска, для целей не связанных со строительством, является Департамент имущественных отношений. При этом, Комиссии, в том числе городская комиссия, не является самостоятельным исполнительно-распорядительным органом, решение которой влечет определено правовые последствия для лиц, заинтересованных в получении земельных участков. Решение такой Комиссии само по себе не является разрешительным документом на размещение объекта, имеет статус промежуточного документа, на основании которого уполномоченный орган (в данном случае Департамент) принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка.
Таким образом, Администрация города Омска не могла отказать Организации в предоставлении земельного участка, в том числе по основанию принятию городской комиссией отрицательного решения.
Как усматривается из материалов дела, доводы апелляционной жалобы Департамента сводятся к тому, что в рассматриваемом случае имеются препятствия для предоставления испрашиваемого земельного участка и отсутствует положительное решение комиссии по рассмотрению заявки о предоставлении данного земельного участка, поэтому и законных оснований для утверждения и выдачи схемы расположения такого участка не имеется.
Между тем, соответствующие доводы, по мнению суда апелляционной инстанции, не основаны на положениях действующего законодательства и, в том числе, статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, ввиду следующего.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Согласно пункту 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации в указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Частью 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьи 29 указанного Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Таким образом, системное толкование процитированных выше положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что предоставлению юридическим лицам в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предшествует выдача таким лицам схемы расположения испрашиваемого земельного участка, утверждаемой уполномоченным органом местного самоуправления, а также формирование в установленном порядке соответствующих земельных участков на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и постановка участков на кадастровый учет.
При этом в соответствии с буквальным смыслом части 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение и выдача схемы расположения испрашиваемого земельного участка осуществляется уполномоченным органом только на основании оформленного в предусмотренном законом порядке заявления лица о предоставлении соответствующего участка.
Иными словами, для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка достаточно поступления в адрес уполномоченного органа местного самоуправления заявления о предоставлении участка, содержание которого соответствует требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в то время как от наличия или отсутствия оснований для предоставления участка в аренду или в собственность соответствующему лицу возможность утверждение указанной выше схемы в зависимость не ставится, а доводы подателя апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права.
Составление схемы размещения испрашиваемых участков включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
В то же время наличие такой схемы с учетом документов планировки территории градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на основе сведений государственного кадастра недвижимости, иных предусмотренных действующим законодательством документов, необходимо для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о возможном предоставлении (отказе в предоставлении) испрашиваемого земельного участка.
При этом в силу положений пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность либо в аренду может быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и после изучения совокупности данных и иных названных выше документов.
Таким образом, наличие предусмотренных законом препятствий для предоставления земельного участка в аренду конкретному заинтересованному лицу не является основанием для отказа в составлении и выдаче уполномоченным органом схемы расположения такого участка, поскольку вопрос о наличии соответствующих препятствий разрешается уполномоченным органом власти на последующих этапах рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в отсутствие схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте невозможно заключение вывода о возможности (невозможности) предоставить земельный участок конкретному лицу для целей, не связанных со строительством, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для выдачи Омской РОО "ООООиР" схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 980 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Пушкина, 115, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и для возложения соответствующей обязанности на заинтересованно лицо, как на орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 16.01.2015 по делу N А46-9699/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
А.Н.ЛОТОВ
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)