Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2014 года, в зале N 7, апелляционные жалобы
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2014 года по делу N А65-4198/2014, судья Гилялов И.Т.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М", (ОГРН 1031626803273, ИНН 1658047313), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), г. Казань,
третьи лица:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М", г. Казань, (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконным отказа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" в собственность земельного участка (том 1 л.д. 3-4).
Решением суда первой инстанции от 04 июня 2014 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152 общей площадью 1508 кв. м, почтовый адрес ориентира: г. Казань, улица Левченко, дом 9, и обязал Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" (том 1 л.д. 115-118).
В апелляционной жалобе Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
В апелляционной жалобе Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани" просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ООО "Идель-М" отказать.
Заявитель, ответчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан отзывы на жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции общество является собственником железнодорожной ветки протяженностью 267 метров, расположенной на улице Левченко д. 9 города Казань, которая расположена в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152, общей площадью 1508 кв. м (том 1 л.д. 22).
Заявитель в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в адрес исполнительного комитета с заявлением N 72 от 16.12.2013 г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152 общей площадью 1508 кв. м, почтовый адрес ориентира: г. Казань, улица Левченко, дом 9 (том 1 л.д. 27).
Письмом Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15.01.2014 г. N 337/кзио-исх обществу на его письмо в исполнительный комитет сообщено, что предоставление данного земельного участка возможно в аренду со ссылкой на градостроительное заключение Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани на заявку от 12.11.2012 г. N 10820/УАиГ (том 1 л.д. 28).
Заявитель, полагая, что указанным письмом исполнительный комитет фактически отказал ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
04 июня 2014 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 утвержден Устав муниципального образования города Казани. Согласно статье 40 данного Устава в сфере земельных отношений Исполнительный комитет обладает полномочиями, в том числе, осуществлять работы по формированию земельных участков; организовывать проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в случаях, предусмотренных земельным законодательством; предоставлять в установленном порядке на основании генерального плана города Казани и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность; изымает земельные участки в пределах города Казани, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом, при этом отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 3). Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (п. 7).
В силу пункта 8 данной статьи отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, являются красными линиями (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 данного Кодекса красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. 4, 5 ст. 23 ГрК РФ).
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит железнодорожная ветка протяженностью 267 метров, расположенная на улице Левченко д. 9 города Казань (том 1 л.д. 22).
Объект недвижимости расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152, общей площадью 1508 кв. м, что подтверждено кадастровыми делами на указанный объект недвижимости и на земельный участок с кадастровым номером 16:50:200103:152, сформированный и поставленный на кадастровый учет 16.10.2013 г., а также кадастровым паспортом объекта недвижимости.
Согласно постановлению исполнительного комитета от 06.08.2013 г. N 7234 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Левченко на кадастровом плане территории" спорный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:200103:12 и 16:50:200103:17, для него установлен вид разрешенного использования - линейный объект - железнодорожный путь (7-й вид).
Исходя из градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани на заявку от 12.11.2012 г. N 10820/УАиГ, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен частично в проектных красных линиях.
В материалах дела имеется топосъемка с проектными красными линиями (том 1 л.д. 32), схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана г. Казани, схема размещения функциональных зон, совмещенная со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, градостроительное заключение.
Поскольку проект планировки территории, на которой размещен спорный земельный участок, не утвержден, указанные выше документы судом обоснованно не были признаны надлежащими доказательствами правомерности отказа заявителю.
Между тем, в отсутствие красных линий, при их проектировании в составе разработки проекта планировки территории либо генерального плана города основанием для отказа в приватизации земельного участка может быть только утвержденное в установленном порядке резервирование земельного участка в соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ.
Доказательств резервирования земельного участка и изъятие спорного земельного участка из оборота материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовых препятствий в приватизации спорного земельного участка из материалов дела не усматривается, в связи с чем оспариваемый заявителем отказ является незаконным и нарушает права и интересы заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционных жалобах Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани", являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2014 года по делу N А65-4198/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2014 ПО ДЕЛУ N А65-4198/2014
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. по делу N А65-4198/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Федерального Государственного бюджетного учреждения "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2014 года, в зале N 7, апелляционные жалобы
Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани",
Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2014 года по делу N А65-4198/2014, судья Гилялов И.Т.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М", (ОГРН 1031626803273, ИНН 1658047313), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), г. Казань,
третьи лица:
Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани, г. Казань,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М", г. Казань, (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании незаконным отказа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" в собственность земельного участка (том 1 л.д. 3-4).
Решением суда первой инстанции от 04 июня 2014 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152 общей площадью 1508 кв. м, почтовый адрес ориентира: г. Казань, улица Левченко, дом 9, и обязал Исполнительный комитет муниципального образования города Казани в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М" (том 1 л.д. 115-118).
В апелляционной жалобе Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
В апелляционной жалобе Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани" просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ООО "Идель-М" отказать.
Заявитель, ответчик, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Федеральная Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан отзывы на жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства и доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции общество является собственником железнодорожной ветки протяженностью 267 метров, расположенной на улице Левченко д. 9 города Казань, которая расположена в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152, общей площадью 1508 кв. м (том 1 л.д. 22).
Заявитель в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в адрес исполнительного комитета с заявлением N 72 от 16.12.2013 г. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152 общей площадью 1508 кв. м, почтовый адрес ориентира: г. Казань, улица Левченко, дом 9 (том 1 л.д. 27).
Письмом Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 15.01.2014 г. N 337/кзио-исх обществу на его письмо в исполнительный комитет сообщено, что предоставление данного земельного участка возможно в аренду со ссылкой на градостроительное заключение Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани на заявку от 12.11.2012 г. N 10820/УАиГ (том 1 л.д. 28).
Заявитель, полагая, что указанным письмом исполнительный комитет фактически отказал ему в предоставлении испрашиваемого земельного участка, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
04 июня 2014 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 утвержден Устав муниципального образования города Казани. Согласно статье 40 данного Устава в сфере земельных отношений Исполнительный комитет обладает полномочиями, в том числе, осуществлять работы по формированию земельных участков; организовывать проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в случаях, предусмотренных земельным законодательством; предоставлять в установленном порядке на основании генерального плана города Казани и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность; изымает земельные участки в пределах города Казани, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом, при этом отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 3). Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством (п. 7).
В силу пункта 8 данной статьи отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель, в том числе: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, являются красными линиями (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 данного Кодекса красные линии включаются в основную часть проекта планировки территории, которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. 4, 5 ст. 23 ГрК РФ).
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит железнодорожная ветка протяженностью 267 метров, расположенная на улице Левченко д. 9 города Казань (том 1 л.д. 22).
Объект недвижимости расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 16:50:200103:152, общей площадью 1508 кв. м, что подтверждено кадастровыми делами на указанный объект недвижимости и на земельный участок с кадастровым номером 16:50:200103:152, сформированный и поставленный на кадастровый учет 16.10.2013 г., а также кадастровым паспортом объекта недвижимости.
Согласно постановлению исполнительного комитета от 06.08.2013 г. N 7234 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Левченко на кадастровом плане территории" спорный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:200103:12 и 16:50:200103:17, для него установлен вид разрешенного использования - линейный объект - железнодорожный путь (7-й вид).
Исходя из градостроительного заключения Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани на заявку от 12.11.2012 г. N 10820/УАиГ, испрашиваемый заявителем земельный участок расположен частично в проектных красных линиях.
В материалах дела имеется топосъемка с проектными красными линиями (том 1 л.д. 32), схема общегородской улично-дорожной сети и транспорта Генерального плана г. Казани, схема размещения функциональных зон, совмещенная со схемой градостроительного освоения территории на 2010, 2020, 2050 годы, градостроительное заключение.
Поскольку проект планировки территории, на которой размещен спорный земельный участок, не утвержден, указанные выше документы судом обоснованно не были признаны надлежащими доказательствами правомерности отказа заявителю.
Между тем, в отсутствие красных линий, при их проектировании в составе разработки проекта планировки территории либо генерального плана города основанием для отказа в приватизации земельного участка может быть только утвержденное в установленном порядке резервирование земельного участка в соответствии с абзацем 4 пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ.
Доказательств резервирования земельного участка и изъятие спорного земельного участка из оборота материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правовых препятствий в приватизации спорного земельного участка из материалов дела не усматривается, в связи с чем оспариваемый заявителем отказ является незаконным и нарушает права и интересы заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "ИДЕЛЬ-М".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционных жалобах Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" и Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета города Казани", являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2014 года по делу N А65-4198/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)