Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2015 N 07АП-378/2015 ПО ДЕЛУ N А45-12394/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2015 г. по делу N А45-12394/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Бородулиной И.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сальникова Алексея Ивановича (N 07АП-378/15)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 19 ноября 2014 года по делу N А45-12394/2014 (судья Чернова О.В.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сальникова Алексея Ивановича (ОГРНИП 311547618900235, ИНН 5433179854, Новосибирская область, с. Ленинское, ул. Кирова, 69)
к администрации Тогучинского района Новосибирской области (Новосибирская область, г. Тогучин, ул. Садовая, д. 9)
третье лицо: закрытое акционерное общество "Политотдельское" (Новосибирская область, Тогучинский район, с. Пойменное, ОГРН, 1025404576273, ИНН 5438101393)
о признании незаконным отказа от 13.03.2014 N 816,

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сальников Алексей Иванович (далее по тексту - глава КФХ Сальников А.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Тогучинского района Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация), изложенного в письме от 13.03.2014 года N 816 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства и устранением допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания администрацию Тогучинского района Новосибирской области провести процедуру предоставления земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, предусмотренную статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено закрытое акционерное общество "Политотдельское" (далее по тексту - ЗАО "Политотдельское").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, глава КФХ Сальников А.И. в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права; оспариваемый отказ заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ЗАО "Политотдельское" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.02.2014 года глава КФХ Сальников А.И. обратился в администрацию Тогучинского района с заявлением вх. N 345 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Письмом от 13.03.2014 года N 816 администрация отказала главе КФХ Сальникову А.И. в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В обоснование своего отказа администрация Тогучинского района ссылается на то, что 16.01.2014 года по результатам рассмотрения комиссией по определению мест размещения объектов строительства и предоставлению земельных участков на территории Тогучинского района Новосибирской области принято решение о предоставлении данного земельного участка для целей, не связанных со строительством, третьем улицу, в связи с чем, рассмотреть заявление главы КФХ Сальникова А.И. о предоставлении испрашиваемого земельного участка для осуществления деятельности крестьянско-фермерского хозяйства в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не представляется возможным, а также на то, что в заявлении не обоснован размер испрашиваемого земельного участка на основании пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Заявитель не был согласен с отказом администрации в предоставлении земельного участка и обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из пункта 1 статьи 34 названного Кодекса, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Законом N 74-ФЗ.
Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
Согласно статье 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям и другим субъектам, не являющимся фермерскими хозяйствами, устанавливаются Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Нормы Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и к Федеральному закону от 24.07.2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые, в связи с этим, не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией Тогучинского района и крестьянским хозяйством.
Указанная правовая позиция согласовывается с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2013 года N 7865/13.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда от 27.09.2013 года по делу N А45-8176/2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 года, признан незаконным отказ администрации Тогучинского района Новосибирской области, содержащейся в письме от 04.04.2013 года N 1019 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства третьему лицу, и обязании устранить допущенные нарушения путем проведения процедуры предоставления земельных участков в аренду в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона N 101-ФЗ.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, по указанному выше делу привлечен глава КФХ Сальников А.И.
16.01.2014 года комиссия по определению мест размещения объектов строительства и предоставлению земельных участков на территории Тогучинского района Новосибирской области рассмотрела повторно заявление ЗАО "Политотдельское" от 20.02.2013 года N 52 и приняла решение о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных со строительством, после публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении земельного участка.
12.03.2014 года в Тогучинской газете опубликовано сообщение о том, что администрация Тогучинского района сообщает о предполагаемом предоставлении в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена: земельный участок, формируемый из кадастрового квартала с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 7 850 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, имеющий местоположение: Новосибирская область, Тогучинский район, МО Вассинского сельсовета, совхоз "Вассинский", КФХ "Исток".
Опубликованная информация содержала все необходимые сведения, предоставляющие потенциальным претендентам возможность заявить о своих правах или претензиях в отношении указанного в сообщении земельного участка путем подачи соответствующего заявления в сроки и по адресу, указанным в сообщении.
В течение установленного законом срока заявлений от иных лиц о предоставлении спорного земельного участка не поступило.
Постановлением администрации Тогучинского района Новосибирской области от 14.11.2014 года N 1640 ЗАО "Политотдельское" передан в аренду на 49 лет земельный участок из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:24:052710:204 площадью 6 066 748,0 кв. м, имеющий местоположение: Новосибирская область, Тогучинский район, МО Вассинского сельсовета, совхоз "Вассинский", КФХ "Исток", разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства.
Довод заявителя о том, что им подано заявление от 13.02.2014 года о предоставлении земельного участка, на который претендовало ЗАО "Политотдельское", в связи с чем, администрация Тогучинского района Новосибирской области обязана была выставить испрашиваемый земельный участок на торги, в порядке, предусмотренном статьей 10 Закона N 101, поскольку имело место два заявления на один и тот же земельный участок, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и обоснованно отклонен по следующим основаниям.
Исходя из заявления главы КФХ Сальникова А.И. от 13.02.2014 года N 345, его требования о предоставлении земельного участка основаны на нормах статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона N 74-ФЗ, а не в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Администрацией заявителю отказано в рассмотрении его заявления, поскольку в отношении испрашиваемого земельного участка 16.01.2014 года принято решение о процедуре его предоставления, а рассмотреть заявление в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона N 74-ФЗ, не представляется возможным.
Заявления в порядке статьи 10 Закона N 101-ФЗ от главы КФХ Сальникова А.И. не поступало.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Закон N 101-ФЗ в настоящем деле применению не подлежал.
Судом первой инстанции установлено, что глава КФХ Сальников А.И. при обращении в администрацию с заявлением не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, общая площадь которого является значительной, с учетом указанного в заявлении намерения заниматься растениеводством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должно быть указано, в частности, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
При подаче заявления от 13.02.2014 года главой КФХ Сальниковым А.И. не соблюдены требования пункта 5 части 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, что послужило основанием для отказа, однако в этой части заявитель не привел нормативно-правового обоснования несоответствия отказа требованиям действующего законодательства и в этой части не оспаривает отказ администрации Тогучинского района.
Довод заявителя о том, что испрашиваемый земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, также был предметом рассмотрения суда первой инстанции, и ему была дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию главы КФХ Сальникова А.И. по делу, были предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта и признаются несостоятельными, подлежат отклонению.
Иное толкование норм законодательства заявителем не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта; излишне уплаченная - подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 ноября 2014 года по делу N А45-12394/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Сальникову Алексею Ивановичу из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 300 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 10.11.2014 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Л.А.КОЛУПАЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)