Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N 3-17/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N 3-17/2014


Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре С.
с участием прокурора Сафоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующим Закона Ярославской области 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" в части пункта 2 части 11 статьи 2 - 2,
установил:

Законом Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон, Закон N 22-з) урегулированы отдельные вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 3 статьи 2 указанного Закона граждане, имеющие трех и более детей, вправе приобрести бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:
1) для индивидуального жилищного строительства в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.
Согласно части 11 статьи 2 - 2 указанного Закона основаниями для принятия решения о снятии гражданина с учета являются:
1) заявление гражданина о снятии его с учета;
2) утрата оснований для бесплатного предоставления гражданину земельного участка в собственность в соответствии с настоящим Законом;
3) решение уполномоченного органа о предоставлении гражданину земельного участка в собственность.
Г. обратилась с заявлением о признании недействующим пункта 2 части 11 статьи 2 - 2 Закона N 22-з.
В обоснование заявления указала: она относится к категории граждан, имеющих трех и более детей (многодетная семья). С <...> ее семья была принята на учет нуждающихся в жилом помещении граждан и включена в областной сводный список многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В <...> семья заявителя постановлена на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. <...> семья Г. снята с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ - в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение жилого помещения. В связи с этим <...> семья Г. снята с учета на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 2 - 2 Закона N 22-з (утрата оснований для бесплатного предоставления гражданину земельного участка в собственность в соответствии с настоящим Законом).
Заявитель указывает, что исходя из оспариваемых положений Закона N 22-з многодетная семья, переставшая состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях граждан, теряет право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Такое положение Закона N 22-з нарушает право заявителя на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, а также противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Так, пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации для семей, имеющих трое и более детей, предусматривает право получения как жилого помещения, так и земельного участка в собственность бесплатно.
Региональный законодатель, по мнению заявителя, такое право ограничивает, поскольку в случае получения жилого помещения многодетная семья утрачивает право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.
Заявитель указывает также, что данная норма противоречит статье 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В судебном заседании Г. и ее представитель адвокат Титов А.Г. заявление поддержали, пояснили также, что действительность части 3 статьи 2 Закона N 22-з не оспаривают.
Представитель Ярославской областной Думы Т., представитель Губернатора Ярославской области В. в удовлетворении заявления возражали.
Возражения представителей заинтересованных лиц были аналогичны друг другу и сводились к следующему:
Закон N 22-з, в том числе его оспариваемое положение, приняты в соответствии с компетенцией законодательного органа субъекта Российской Федерации, определенных в пункте "к" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации и статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно данной норме к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено в частности определение случаев, когда граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки. В законе N 22-з такие случаи определены в части 3 статьи 2. Соответственно, в оспариваемом заявителе пункте 2 части 11 статьи 2 - 2 Закона N 22-з региональный законодатель, в развитие предоставленных ему Земельным кодексом Российской Федерации полномочий установил основания снятия граждан с учета для предоставления земельного участка бесплатно, в том числе при утрате ими оснований, по которым они были поставлены на данный учет.
Представители заинтересованных лиц указывали на необоснованность заявления Г. также по тем основаниям, что оспариваемое ею законоположение не противоречит статье 56 Жилищного кодекса РФ и статье 6 Закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", поскольку нормы регионального закона и нормы федерального законодательства, на которые указывает заявитель, регулируют различные правоотношения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление Г. не подлежит удовлетворению, суд не находит основания для признания недействующим пункта 2 части 11 статьи 2 - 2 Закона N 22-з.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации Ярославской областной Думой 24 апреля 2007 года принят Закон Ярославской области N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Указанный Закон подписан Губернатором Ярославской области 27 апреля 2007 года.
Исследуемые в настоящем деле часть 3 статьи 2 и статья 2 - 2 Закона N 22-з введены в действие Законом N 44-з, который принят Ярославской областной Думой 22 ноября 2011 года, подписан Губернатором Ярославской области 28 ноября 2011 года.
Таким образом, заявитель оспаривает положения Закона N 22-з в его редакции от 28 ноября 2011 года.
Проверяя порядок принятия нормативного акта, суд нарушений не установил.
Нормативный акт принят в соответствии с требованиями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в форме закона.
В силу статьи 24 Устава Ярославской области Ярославская областная Дума на своих заседаниях принимает законы Ярославской области.
На основании статьи 40 Устава Ярославской области указанный закон подписан Губернатором Ярославской области.
Изменения в закон N 22-з, внесенные 28 ноября 2011 года, приняты в той же процедуре.
Первоначальный текст Закона N 22-з опубликован в издании "Губернские вести", N 29, 03.05.2007, в соответствии с требованиями ст. 53 Закона Ярославской области от 07.03.2001 N 16-з "О правовых актах Ярославской области", действовавшего на момент публикации нормативного акта.
Закон N 44-з, внесший изменения в Закон N 22-з, опубликован в издании "Документ-Регион", N 99, 30.11.2011, в соответствии со ст. 13 Закона Ярославской области от 03.11.2010 N 40-з "О правовых актах Ярославской области".
Проверяя существо оспариваемых заявителем положений Закона N 22-з, суд не нашел противоречия их нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Как указывалось выше, компетенция регионального законодателя на установление случаев бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, определена в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Иные Федеральные законы и нормативные акты, принятые органами исполнительной власти Российской Федерации, данные вопросы не регулируют.
Исходя из буквального толкования абзаца второго статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что Земельным кодексом Российской Федерации гарантировано бесплатное приобретение, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков не всем гражданам, имеющим трех и более детей, при любых обстоятельствах, а в определенных случаях, установление которых отнесено к компетенции регионального законодателя. При этом региональный законодатель компетентен и не ограничивать возможность приобретения земельных участков данной категории лиц какими-либо условиями.
В рамках данной компетенции, Ярославская областная Дума определила, что граждане, имеющие трех и более детей, вправе приобрести бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:
1) для индивидуального жилищного строительства в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) для ведения личного подсобного хозяйства, для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.
Действуя в рамках полномочий, предоставленных статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, Ярославская областная Дума в статье 2 - 2 Закона N 22-з определила порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, который включает в себя и разрешение вопроса об основаниях снятия с учета граждан в целях бесплатного предоставления земельного участка.
Установив в рамках своих полномочий основания для предоставления земельных участков бесплатно, региональный законодатель обоснованно предусмотрел возможность снятия граждан с соответствующего учета в случае, если такие основания отпали.
Данный вопрос нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, не урегулирован. Запрета на снятие с учета на предоставление земельного участка в соответствии с гарантиями, определенными в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданина, ранее поставленного на такой учет, федеральное законодательство не содержит.
Доводы заявителя о противоречии пункта 2 части 11 статьи 2 - 2 Закона N 22-з статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации необоснованны.
Указанной нормой определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Таким образом, федеральным законом закреплено право такой категории лиц как многодетные семьи на получение жилого помещения по договору социального найма вне зависимости от факта приобретения ими земельного участка для строительства жилого дома.
Однако, указанной нормой право состоять на учете в целях предоставления земельного участка при отсутствии нуждаемости в жилом помещении не закреплено.
Более того, как верно указано в отзывах на заявление Г. заинтересованных лиц, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не регулируют вопросы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Закона N 22-з статье 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, суд не установил несоответствие пункта 2 части 11 статьи 2 - 2 Закона N 22-з как нормам федерального законодательства, на которые указывал заявитель, так и иным нормам, которые регулируют данные правоотношения.
Доводы заявителя о непоследовательности законодателя, поставившего получение земельного участка в зависимость от факта обеспеченности жилым помещением, тогда как при получении жилого помещения зависимость от факта получения земельного участка отсутствует, также несостоятельны.
Такие критерии как последовательность или целесообразность при принятии нормативных актов не имеет правового значения для проверки судом закона на соответствие его нормативным актам, имеющим большую силу.
По изложенным основаниям заявление Г. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

В удовлетворении заявления Г. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Е.Ю.ЩЕГОЛЬКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)