Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.03.2015 N Ф04-16276/2015 ПО ДЕЛУ N А70-6778/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. по делу N А70-6778/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.09.2014 (судья Стафеев С.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-6778/2014
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) к администрации Тюменского муниципального района (625049, г. Тюмень, Московский тракт, 115, ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797) об оспаривании распоряжения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент лесного комплекса Тюменской области, Пелевина Лариса Евстигнеевна.
В заседании приняли участие представители:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Шевалева Н.С. на основании доверенности от 09.06.2014 N 97/01-Д,
администрации Тюменского муниципального района - Антипин Е.В. на основании доверенности от 28.04.2014 N 33.
Суд

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к администрации Тюменского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконным распоряжения от 15.12.2009 N 7902ро "О предоставлении земельного участка в аренду Пелевиной Ларисе Евстигнеевне для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений в Тюменской области, Тюменском районе, с. Каменка, участок N 765".
Заявленные требования мотивированы отсутствием полномочий для распоряжения спорным земельным участком, входящим в состав земель лесного фонда, право собственности на которое зарегистрировано за Российской Федерацией
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) и Пелевина Лариса Евстигнеевна (далее - Пелевина Л.Е.).
Решением суда от 02.09.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Росимущества в поданной кассационной жалобе просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
По утверждению Управления Росимущества, в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих с достоверностью о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации; у администрации отсутствовали полномочия на распоряжение земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
Администрация в представленных возражениях отклонила доводы кассационной жалобы, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель администрации высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании заключенного договора аренды от 23.12.2009 N 17-08/219 в соответствии с распоряжением администрации от 15.12.2009 N 7902ро был предоставлен Пелевиной Л.Е. в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:554, площадью 1500 кв. м, для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений по адресу: Тюменская область, Тюменский район, с. Каменка, участок N 765, категория земель - земли населенных пунктов.
Считая распоряжение администрации от 15.12.2009 N 7902ро не соответствующим закону и нарушающим права и интересы Российской Федерации, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование предъявленных требований Управление Росимущества сослалось на то, что согласно полученной карте - схемы установлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:554, предоставленного в аренду Пелевиной Л.Е., на земли лесного фонда квартала 34 Каменского участкового лесничества Тюменского лесничества; Российской Федерации на праве собственности принадлежит лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 98 476 га, адрес (местонахождение) объекта: Тюменская область, Тюменский лесхоз, кадастровый (или) условный номер 72:17:0000000:39, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НМ 337531 от 25.12.2012.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия), решений, ненормативных правовых актов государственных орган необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого распоряжения требованиям законодательства, о недоказанности нарушения прав Российской Федерации оспариваемым решением, признав неподтвержденным факт наложения предоставленного Пелевиной Л.Е. земельного участка на лесные участки, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
Сделанные судами выводы основаны на правильной оценке доказательств и обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Судами установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что по результатам проведения кадастровых работ сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:554 (с точным определением границ такого участка) общей площадью 1500 кв. м, относящийся к категории земель населенных пунктов.
Согласно материалов дела, границы Каменского сельского поселения, в состав которого входит с.Каменка (и, как следствие, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0801002:554), определены Законом Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения".
Приняв во внимание положения статей 7, 8, 83 Земельного кодекса РФ, статей 7, 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также учитывая то, что действия по межеванию земельного участка с кадастровым номером 72:17:0801002:554 и действия по постановке его на кадастровый учет, как и Закон Тюменской области от 05.11.2004 N 263 "Об установлении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения" в части установления границ Каменского сельского поселения в установленном законом порядке не оспорены, следовательно, являются действительными, суды пришли к выводу о доказанности факта законного установления соответствующих границ спорного земельного участка и отнесения всей площади такого участка к землям населенных пунктов.
Управление Росимущества в подтверждения факта наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда представило составленные по результатам лесоустройства карты-схемы расположения и границ земельных участков.
Суды, оценив данные карты-схемы, являющиеся документами лесоустройства, правильно указали, что в отсутствие проведения кадастрового учета карты-схемы не являются безусловным и достаточным доказательством факта наложения земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39 на земли лесного фонда, поскольку границы лесных участков, не прошедших кадастровый учет, могут быть изменены при проведении последующего лесоустройства; проведение лесоустроительных работ не подменяет собой проведение кадастровых работ в отношении лесного участка.
Кроме этого, судами отмечено отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих, что при формировании и постановке на кадастровой учет спорный земельный участок входил в состав лесного фонда.
На основании установленных обстоятельств суды пришли к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого распоряжения администрации незаконным, правомерно отказав в удовлетворении заявленных требований.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для иной оценки доказательств и установленных судами на их основе обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены, во внимание судом кассационной инстанции не принимаются в виду их несостоятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые являлись предметом исследования и надлежащей оценки в суде апелляционной инстанции, обоснованно были отклонены.
По существу приведенные Управлением Росимущества в обоснование доводов аргументы не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушение или неправильное применение норм права, а фактически направлены на иную оценку представленных доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 02.09.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2014 по делу N А70-6778/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.БУШМЕЛЕВА

Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
С.И.ШУЙСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)