Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2014 ПО ДЕЛУ N А57-7711/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А57-7711/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "03" сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "04" сентября 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С.А.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лабунским А.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2014 года по делу N А57-7711/2014 (судья Конева Н.В.),
по иску индивидуального предпринимателя Замараева Вячеслава Юрьевича (413840 Саратовская область, г. Балаково, ул. Степная, д. 35/1 квартира 40)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (г. Москва, Орликов пер., 10, стр. 1) в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области (г. Саратов, Вишневый проезд, д. 2)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (410012, г. Саратов, Театральная пл., 11)
третьи лица:
Потребительское Общество "Областная коллегия оценщиков" (410012 г. Саратов, ул. Белоглинская, д. 15)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (413840 Саратовская область, г. Балаково, ул. Степная, д. 2)
Комитет по управлению имуществом по Саратовской области (410031 г. Саратов, ул. Радищева, д. 30),
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, город Балаково, улица Трнавская, дом 12)
ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" (город Москва, проспект Вернадского, 37-2)
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Замараев Вячеслав Юрьевич (далее - ИП Замараев В.Ю., истец) с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Саратовской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра по Саратовской области"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области) о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.07.2014 суд признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:04 16 02:108, площадью 17713 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Промышленный проезд, 3 равной его рыночной стоимости в размере 3 932 000 рублей.
Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:40:04 16 02:108, площадью 17713 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Балаково, Промышленный проезд, 3 в размере 3 932 000 рублей в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В остальной части иска отказано.
ФГБУ "ФКП Росреестра", не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить, принять новый судебный акт.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования истца по отношению к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Истцом представлен письменный отзыв с обоснованием позиции по апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, проверив законность вынесенного судебного акта, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, не подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ИП Замараев владеет на праве земельным участком с кадастровым номером 64:40:04 16 02:0108, площадью 17713 кв. м, расположенным по адресу: Саратовская область, город Балаково, Промышленный проезд, 3.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" утверждены представленные Управлением Росреестра по Саратовской области результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012, согласно приложениям N 1, 2 и 3, вступившие в силу со дня официального опубликования настоящего распоряжения - с 11.01.2013 (опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской Губернии" www.sarnovosti.ru 11.01.2013).
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка утверждена в размере 13 282 093,05 рублей. Указанные экономические характеристики были внесены в государственный кадастр недвижимости.
В связи с несогласием ИП Замараева с результатами кадастровой оценки им проведена рыночная оценка стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2013. В соответствии с отчетом N 268-К/03 от 17.03.2014, выполненного ПО "Областная коллегия оценщиков" рыночная стоимость земельного участка составила 3 932 000 рублей.
Полагая, что установленное значение кадастровой стоимости земельного участка многократно превышают размер его рыночной стоимости, чем нарушаются права и законные интересы ИП Замараева В.Ю. как налогоплательщика, и считая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, ИП Замараев В.Ю. обратился в суд первой инстанции настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении исковых требований в части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р.
При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Следовательно, истец обоснованно заявил иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" о том, что указанное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком относительно заявленных исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, то есть с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Согласно отчету N 268-К/03 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:04 16 02:0108, от 17.03.2014, выполненному оценщиком Потребительского общества "Областная коллегия оценщиков", рыночная стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 02.06.2012, составила 3 932 000 руб.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Необходимость оценки отчета об определении рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, т.е. подтверждения его соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности Российской Федерации положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, или заключением эксперта, полученным в рамках назначенной судом экспертизы, отмечена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 25.09.2013 по делу N А57-19961/2012.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что достоверность отчета N 268-К/03 должна быть подтверждена положительным экспертным заключением саморегулируемой организации, членом которой является оценщик, выполнивший отчет, либо экспертным заключением, полученным в рамках назначенной судом экспертизы.
При рассмотрении настоящего дела ходатайства о назначении экспертизы или о проведении иной независимой оценки заявлено не было и каких-либо доказательств в подтверждение несогласия с представленным истцом отчетом в материалы дела сторонами не представлено.
Статья 17.1 Закона N 135-ФЗ предусматривает, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации.
Согласно экспертному заключению N 64/240314-02 от 24.03.2014, выполненному экспертом НП СРО "РАО ЮФО", отчет N 268-К/03 от 17.03.2014 по определению рыночной стоимости спорного земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Ответчики в суде первой инстанции выводы, указанные в отчете N 268-К/03 от 17.03.2014 и заключении эксперта N 64/240314-02 от 24.03.2014 не оспаривали, возражений не заявили.
При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции не установлено нарушений при составлении отчета N 268-К/03 от 17.03.2014 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:04 16 02:0108, площадью 17713 кв. м, расположенным по адресу: Саратовская область, город Балаково, Промышленный проезд, 3, достоверность и правильность данного отчета подтверждена экспертным заключением N 64/240314-02 от 24.03.2014, выполненным некоммерческим партнерством саморегулируемая организация "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа", ходатайства о проведении судебной экспертизы ответчики не заявляли, оснований для назначения судебной экспертизы не имеется.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 02.06.2012 или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, а также доказательства наличия условий, предусмотренных статьей 87 АПК РФ для назначения повторной либо дополнительной экспертизы, сторонами не представлены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:40:04 16 02:0108, площадью 17713 кв. м, расположенным по адресу: Саратовская область, город Балаково, Промышленный проезд, 3 в размере 3 932 000 руб.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными и подлежащими отклонению.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2014 года по делу N А57-7711/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.

Председательствующий
С.А.ЖАТКИНА

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)