Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20.04.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сорокиной И.В.
судей Солодовой Л.В., Нарусова М.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масенковой О.А.
при участии в заседании:
от истца
открытого акционерного общества "Рязанская передвижная механизированная колонна" представитель не явился, извещен надлежаще
от ответчика
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области представитель не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц
правительства Рязанской области представитель не явился, извещен надлежаще
муниципального образования - городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани представитель не явился, извещен надлежаще
Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области Сазонова О.В. - представитель (дов. N МП/03-5117 от 18.07.2014 до 17.07.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Рязанской области кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, г. Рязань, на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А54-419/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Рязанская передвижная механизированная колонна", г. Рязань (ОГРН 1026200872499) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, г. Рязань (ОГРН 1027700485757), к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, г. Рязань, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 62:29:0030037:0034, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации административно-производственных зданий, площадью 5 053 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, пр. Шабулина, д. 4а, равной его рыночной стоимости в размере 8 150 489 руб. и возложении на кадастровую палату обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения, с учетом уточнения заявленных исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Рязанской области, министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области и муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани.
В соответствии со ст. 47 АПК РФ по ходатайству истца судом произведена замена ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области, на надлежащего ответчика - министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
В порядке ч. 2 ст. 49 АПК РФ судом принят отказ истца от исковых требований к министерству. Определением от 30.09.2014 производство по делу в указанной части прекращено, министерство привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 (судья Калинина В.А.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (судьи Волкова Ю.А., Рыжова Е.В., Тучкова О.Г.) заявленные исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя третьего лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "Рязанская передвижная механизированная колонна" является собственником земельного участка с кадастровым N 62:29:0030037:0034, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации административно-производственных зданий, общей площадью 5 053 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, пр. Шабулина, д. 4 а.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость, принадлежащего истцу земельного участка определена в размере 14 089 431 руб. 49 коп., которая установлена на основании результатов отчета ООО НПО "ГеоГИС".
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости данного земельного участка, истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке его рыночной стоимости.
Согласно отчету Рязанского регионального центра оценки от 20.12.2013 N 1508 итоговая величина рыночной стоимости, принадлежащего истцу земельного участка, составила 7 539 319 руб.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Из п. 5 Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
На основании п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2011 N 275-О-О следует, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Соответственно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу ч. 5 ст. 4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству министерства судом области была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно заключению эксперта Рязанской торгово-промышленной палаты от 30.05.2014 N 34 рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка, площадью 5 053 кв. м, с кадастровым N 62:29:003:0037:0034, расположенного по адресу: г. Рязань, пр-д Шабулина, д. 4 а по состоянию на 01.01.2013 составляет 8 150 489 руб.
При этом размер установленной независимым оценщиком рыночной стоимости министерством не оспаривался. Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, не были опровергнуты участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Указание заявителя жалобы на неправомерный отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства министерства о проведении по делу повторной судебной экспертизы не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, в связи с отсутствием оснований для ее проведения, поскольку экспертное заключение Рязанской торгово-промышленной палаты от 30.05.2014 N 34 соответствует требованиям ст. ст. 64, 67, 68, 83, 86 АПК РФ и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", противоречий в выводах эксперта не имеется, выводы эксперта являются обоснованными.
Иные доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А54-419/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
И.В.СОРОКИНА
Судьи
Л.В.СОЛОДОВА
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.04.2015 ПО ДЕЛУ N А54-419/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2015 г. по делу N А54-419/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 20.04.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сорокиной И.В.
судей Солодовой Л.В., Нарусова М.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Масенковой О.А.
при участии в заседании:
от истца
открытого акционерного общества "Рязанская передвижная механизированная колонна" представитель не явился, извещен надлежаще
от ответчика
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области представитель не явился, извещен надлежаще
от третьих лиц
правительства Рязанской области представитель не явился, извещен надлежаще
муниципального образования - городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани представитель не явился, извещен надлежаще
Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области Сазонова О.В. - представитель (дов. N МП/03-5117 от 18.07.2014 до 17.07.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Рязанской области кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, г. Рязань, на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А54-419/2014,
установил:
открытое акционерное общество "Рязанская передвижная механизированная колонна", г. Рязань (ОГРН 1026200872499) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, г. Рязань (ОГРН 1027700485757), к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, г. Рязань, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 62:29:0030037:0034, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации административно-производственных зданий, площадью 5 053 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, пр. Шабулина, д. 4а, равной его рыночной стоимости в размере 8 150 489 руб. и возложении на кадастровую палату обязанности внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения, с учетом уточнения заявленных исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Рязанской области, министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области и муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани.
В соответствии со ст. 47 АПК РФ по ходатайству истца судом произведена замена ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Рязанской области, на надлежащего ответчика - министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.
В порядке ч. 2 ст. 49 АПК РФ судом принят отказ истца от исковых требований к министерству. Определением от 30.09.2014 производство по делу в указанной части прекращено, министерство привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 (судья Калинина В.А.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 (судьи Волкова Ю.А., Рыжова Е.В., Тучкова О.Г.) заявленные исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Иные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя третьего лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО "Рязанская передвижная механизированная колонна" является собственником земельного участка с кадастровым N 62:29:0030037:0034, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации административно-производственных зданий, общей площадью 5 053 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, пр. Шабулина, д. 4 а.
Постановлением министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 14.10.2013 N 10-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость, принадлежащего истцу земельного участка определена в размере 14 089 431 руб. 49 коп., которая установлена на основании результатов отчета ООО НПО "ГеоГИС".
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости данного земельного участка, истец обратился к независимому оценщику для получения заключения об оценке его рыночной стоимости.
Согласно отчету Рязанского регионального центра оценки от 20.12.2013 N 1508 итоговая величина рыночной стоимости, принадлежащего истцу земельного участка, составила 7 539 319 руб.
Ссылаясь на то, что утвержденная кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению кассационной инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Из п. 5 Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
На основании п. 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.03.2011 N 275-О-О следует, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Соответственно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу ч. 5 ст. 4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству министерства судом области была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно заключению эксперта Рязанской торгово-промышленной палаты от 30.05.2014 N 34 рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка, площадью 5 053 кв. м, с кадастровым N 62:29:003:0037:0034, расположенного по адресу: г. Рязань, пр-д Шабулина, д. 4 а по состоянию на 01.01.2013 составляет 8 150 489 руб.
При этом размер установленной независимым оценщиком рыночной стоимости министерством не оспаривался. Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, не были опровергнуты участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Указание заявителя жалобы на неправомерный отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении ходатайства министерства о проведении по делу повторной судебной экспертизы не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, в связи с отсутствием оснований для ее проведения, поскольку экспертное заключение Рязанской торгово-промышленной палаты от 30.05.2014 N 34 соответствует требованиям ст. ст. 64, 67, 68, 83, 86 АПК РФ и Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", противоречий в выводах эксперта не имеется, выводы эксперта являются обоснованными.
Иные доводы кассатора не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.10.2014 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 по делу N А54-419/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий
И.В.СОРОКИНА
Судьи
Л.В.СОЛОДОВА
М.М.НАРУСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)