Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9821-13

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 декабря 2013 г. по делу N 33-9821-13


Судья: Романютенко О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Новоселовой Е.Г.,
судей Сафроновой М.В., Костогладовой О.Г.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Х.
на решение Ленинского районного суда города Барнаула от 09 октября 2013 года
по делу по иску Х. к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Барнаула о признании за ней права на получение земельного участка, на котором расположен жилой дом, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, взыскании компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Сафроновой М.В., судебная коллегия

установила:

Х. является фактическим пользователем земельного участка, находящегося по адресу <адрес> в <адрес>, на котором расположен самовольно возведенный до 2001 года жилой дом (литер А).
В связи с пожаром, произошедшим в доме, часть основного строения (литер А) была уничтожена, после чего дом подвергнут реконструкции с увеличением этажности литера А, а также самовольно возведен пристрой (литер а).
Постановлением администрации г. Барнаула от 30.12.2008 года N 3396 был утвержден проект границ земельного участка по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> га для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома (л.д. 158), которое по заявлению Х. постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ было отменено.
В целях приобретения прав на земельный участок в соответствии с п. 3.1 ст. 2 Закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" Х. ДД.ММ.ГГ обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> га для эксплуатации жилого дома.
Ответом от ДД.ММ.ГГ в утверждении схемы расположения земельного участка отказано по причине не представления документов, подтверждающих возведение жилого дома до ДД.ММ.ГГ года.
ДД.ММ.ГГ Х. обратилась в суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Барнаула, ссылаясь на то, что дом построен в 1971 году, в результате пожара в 2005 году часть дома была уничтожена, которую она восстановила, а также возвела второй этаж. Поскольку факт возведения жилого дома до 2001 года может быть установлен только в судебном порядке, просила признать за ней право на получение земельного участка для эксплуатации жилого дома по <адрес> в <адрес>.
В процессе рассмотрения дела ответчик факт возведения жилого дома (литер А) до ДД.ММ.ГГ признал, и не оспаривал.
В связи с чем, истец повторно ДД.ММ.ГГ обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> га для эксплуатации жилого дома.
ДД.ММ.ГГ Х. обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка по <адрес> в собственность.
Ответом от ДД.ММ.ГГ на заявление Х. от ДД.ММ.ГГ в утверждении схемы земельного участка отказано в связи с расположением части жилого дома в границах территории общего пользования, со ссылкой на положения ч. 12 ст. 85, ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации о запрете приватизации земельных участков в границах территории общего пользования (л.д. 121).
Ответом от ДД.ММ.ГГ на заявление Х. о предоставлении земельного участка сообщено о невозможности рассмотрения заявления по существу в связи с отсутствием в государственном кадастровом недвижимости сведений в отношении испрашиваемого земельного участка. (л.д. 122)
ДД.ММ.ГГ истец уточнила исковые требования, указав, что претендует на получение земельного участка для эксплуатации жилого дома (литер А), возведенного до 2001 года, а наличие пристроя (литер а), возведенного в 2010 году не могло служить основанием для отказа в утверждении схемы земельного участка. По указанным основаниям просила признать за ней право на получение земельного участка для эксплуатации жилого дома в собственность, обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, взыскать компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.
Решением Ленинского районного суда города Барнаула от 09 октября 2013 года исковые требования Х. удовлетворены частично.
На комитет по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Барнаула возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес> на кадастровом плане территории.
В остальной части оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Х. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, за исключением требований о взыскании компенсации морального вреда.
В качестве доводов жалобы, ссылается, что решение суда в том виде, в котором оно изложено, по существу не является обязательным для ответчика при повторном рассмотрении представленных истцом документов, поскольку оставляет ответчику право принять решение по своему усмотрению.
В возражениях на апелляционную жалобу, поступивших в Алтайский краевой суд, представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула полагает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований, поскольку возложение обязанности на комитет повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы не соответствует требованиям закона.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Х., ее представитель К. на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивали.
Представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явился, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
С учетом положений абзаца 2 части 2 статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционной жалобе истца, и не связывая себя доводами жалобы.
Проверив материалы дела в полном объеме, исследовав землеустроительное дело, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворения исковых требований Х. подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявляя исковые требования о признании права на получение земельного участка в собственность и возложении на ответчика обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, истец фактически оспаривает отказ Комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации города Барнаула об утверждении схемы расположения земельного участка, который, по мнению заявителя, нарушает его право на предоставление в собственность земельного участка с расположенным на нем самовольно созданным жилым домом, возведенным до введение в действие Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Исходя из положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием, либо создания препятствий к осуществлению заявителем прав и свобод.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая заявленные требования и проверяя доводы истца о незаконности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, суд пришел к выводу о том, что основания для отказа в утверждении схемы земельного участка отсутствовали, действия комитета препятствуют Х. в получении документов для осуществления кадастрового учета, а, следовательно, и в реализации права на получение земельного участка в собственность.
Указанные выводы суда судебная коллегия находит ошибочными, не соответствующими нормам материального права и обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 3.1 Закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" от 16.12.2002 года N 88-ЗС (редакции Закона Алтайского края от 05.09.2011 года N 117-ЗС) земельный участок предоставляется в собственность граждан бесплатно, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Установленный ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, предусматривает, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п. 2.8 Порядка предоставления земельных участков в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, Комитет либо сельская (поселковая) администрация (на землях населенных пунктов, переданных в ведение сельских (поселковой) администраций) на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявлений утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с порядком, утвержденным постановлением администрации города.
Порядок подготовки и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края утвержден постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГ N 3026, которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГ и распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГ года.
В соответствии с Порядком подготовки и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в границах городского округа - города Барнаула Алтайского края схема расположения земельного участка подготавливается кадастровым инженером на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ, заключенного между кадастровым инженером и заказчиком кадастровых работ, в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (п. 2.1)
Материалы работ по оформлению схемы расположения земельного участка формируются кадастровым инженером в виде тетради для утверждения в Комитете, состоят из текстовой и графической части.
Текстовая часть материалов работ по оформлению схемы расположения земельного участка включает:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) пояснительную записку, которая содержит в том числе информацию о лице, заинтересованном в разработке схемы расположения земельного участка (для физических лиц - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), для юридических лиц - наименование (с указанием организационно-правовой формы));ориентировочную площадь земельного участка;
4) откорректированную топографическую основу (либо топографическую основу со штампом геослужбы Комитета "применять без корректуры" с нанесенными красными линиями и линиями, обозначающими границы зон с особыми условиями использования территории);
5) материалы вычисления площади земельного участка в местной системе координат (на бумажном и электронном носителе);
6) схему и список координат красных линий (при их наличии), а также документы, определенные пунктом 3.8 Порядка.
Графическая часть схемы расположения земельного участка содержит:
1) сведения о кадастровом квартале соответствующей территории;
2) адрес (местоположение) земельного участка;
3) ориентировочную площадь земельного участка;
4) цель использования земельного участка;
5) местоположение границ образуемого земельного участка или земельных участков либо местоположение границ земельного участка, о котором в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка в соответствии с требованиями статей 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
7) сведения о согласовании схемы расположения земельного участка, регламентированные пунктами 3.6, 3.8, 3.10, 3.11, 3.13 Порядка;
8) условные обозначения;
9) сведения о разработчике схемы расположения земельного участка;
10) масштаб схемы расположения земельного участка.
В целях утверждения схемы расположения земельных участков физическое или юридическое лицо, орган местного самоуправления, орган государственной власти (далее - заявитель) обращается с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в Комитет или сельские (поселковую) администрации с приложением соответствующих документов, в том числе схемы расположения земельного участка на топографической основе в масштабе 1:500 с нанесенными красными линиями и линиями, обозначающими границы зон с особыми условиями, согласованной с комитетом по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула и пользователями земельного участка, на котором расположен самовольно созданный дом.
Из совокупности приведенных правовых норм, следует, что схема расположения земельного участка разрабатывается по заданию заинтересованного в получении земельного участка лица, и после ее утверждения является основанием для выполнения в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка кадастровых работ с целью его постановки на кадастровый учет и выдачи кадастрового паспорта.
Постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует об образовании объекта недвижимости, который может быть предоставлен в собственность заявителя.
Постановлением Администрации г. Барнаула от 27.07.2012 года N 2166 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", согласно которому результатом предоставления муниципальной услуги при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для эксплуатации самовольно созданного жилого дома (за исключением земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, переданных в ведение сельских (поселковой) администраций), является - выдача распоряжения Комитета об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для эксплуатации самовольно созданного жилого дома или письменное уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка установлен п. 8 Административного регламента, и является исчерпывающим.
Так, заявителю отказывается в предоставлении муниципальной услуги по следующим основаниям:
- наличие в заявлении, предоставленных документах подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, наличие документов, исполненных карандашом, документов, текст которых не поддается прочтению;
- предоставление неполного комплекта документов, указанных в пунктах 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 настоящего Регламента;
- наличие судебного спора по границам, площади земельного участка, смежных земельных участков;
- наличие определения суда о применении мер по обеспечению иска в части запрета на распоряжение земельным участком;
- утверждение схемы расположения земельного участка повлечет нарушение строительных, санитарных норм и правил, требований земельного и градостроительного законодательства, охраняемых законом прав и интересов других лиц.
Таким образом, в рамках предоставления указанной муниципальной услуги не предусмотрена возможность корректировки подготовленной кадастровым инженером схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка.
Установлено, что Х. ДД.ММ.ГГ обратилась в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> для эксплуатации жилого дома.
Согласно материалам землеустроительного дела к заявлению Х. была приложена схема расположения земельного участка, ориентировочной площадью <данные изъяты> га с нанесенными красными линиями, копия которой с материалами вычисления площади участка имеется в материалах гражданского дела (л.д. 146-147)
Ответом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула от 11.09.2013 года на заявление Х. от ДД.ММ.ГГ в утверждении схемы земельного участка отказано в связи с расположением части жилого дома в границах территории общего пользования, со ссылкой на положения ч. 12 ст. 85, ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации о запрете приватизации земельных участков в границах территории общего пользования (л.д. 121).
Частично удовлетворяя исковые требования Х., суд пришел к выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием для отказа в согласовании схемы, а именно - нахождение части жилого дома в границах территории общего пользования не нашло свое подтверждение при рассмотрении гражданского дела. При этом суд исходил из того, что жилой дом по <адрес> состоит из самовольно возведенного в <данные изъяты> году и восстановленного после пожара (литер А), а также самовольно возведенного пристроя (литер а), который находится за границами красных линий, и на узаконении которого Х. при рассмотрении дела не настаивала.
Между тем, из материалов землеустроительного дела следует, что границы земельного участка по <адрес> без учета пристроя (литер а) были определены на основании проектного плана границ, утвержденного в установленном на тот момент порядке постановлением администрации города Барнаула от 30.10.2008 года, согласно которому площадь земельного участка без учета земельного участка под литером "а" составляла <данные изъяты> га.
Указанное постановление по заявлению Х. постановлением администрации города Барнаула от 05.02.2013 года было отменено. (л.д. 153, 156)
Схема расположения земельного участка, ориентировочной площадью 0,0717 га, представленная Х. для утверждения к заявлению от ДД.ММ.ГГ была подготовлена с учетом возведения пристроя (литер а), что следует из приложенной к заявлению технической документации на жилой дом, и свидетельствует о том, что действия заявителя были направлены на предоставление земельного участка, в том числе и под существующий в настоящее время пристрой.
При этом, суд не обратил внимание, что техническое заключение Комитета по строительству, архитектуре и развитию города об отсутствии градостроительных ограничений от 25.07.2012 года N 611 дано на основании контрольной съемки М:150 от 10.04.2012 года (с нанесенными красными линиями) только в отношении двухэтажного блокированного жилого дома (по схеме литер А) (л.д. 20-21, 57), а техническое заключение по обследованию строительных конструкций в целях узаконения жилого дома сделано в отношении жилого дома (литер А) с холодным пристроем (литер а).
Из представленной истцом для утверждения схемы однозначно усматривается, что часть земельного участка, на котором расположен самовольно возведенный жилой дом, находится за границами красных линий, на территории общего пользования в границах <адрес>, что следует также из топоплана для проведения кадастровых работ. (л.д. 57)
Между тем, согласно абз. 2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур и иным территориальным зонам.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, в том числе жилых, но предназначены для пользования неограниченного круга лиц.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ и ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земли общего пользования передаче в частную собственность не подлежат.
Таким образом, установив, что часть испрашиваемого Х. земельного участка по схеме находится за границами красной линии, и входит в границы <адрес>, а потому относится к землям общего пользования, Комитет пришел к обоснованному выводу об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку принятие положительного решения неизбежно повлечет нарушение требований земельного и градостроительного законодательства.
Данное решение принято уполномоченным органом, соответствует положениям Административного регламента предоставления муниципальной услуги и не нарушает прав Х., которая не лишена возможности сформировать земельный участок для последующего приобретения в собственность в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При установленных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для возложения на Комитет обязанности по повторному рассмотрению предоставленной истцом для утверждения схемы земельного участка.
Решение суда в указанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Х. о признании права на получение земельного участка в собственность, судебная коллегия отклоняет.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса РФ, судебной защите подлежат лишь нарушенное или оспоренное гражданское право.
Как правильно установлено судом первой инстанции, право Х. на получение земельного участка в собственность, на котором расположен самовольно возведенный жилой дом (литер А), ответчиком не оспаривается.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка под указанное строение Комитетом не выносилось, вопрос о предоставлении земельного участка в собственность по существу не решался в связи с отсутствием сведений кадастрового учета об испрашиваемом земельном участке. На момент рассмотрения дела земельный участок, соответствующий требованиям закона, истцом не сформирован.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба Х. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Барнаула от 09 октября 2013 года в части возложения на комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула обязанности повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> в <адрес> на кадастровом плане территории отменить.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционную жалобу Х. на решение суда оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)