Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Татаркина В.В., доверенность от 09 июля 2014 года,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от ООО "Финэкс" - извещен, не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
от Правительства Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Ивлиева И.О., доверенность от 30 декабря 2014 года N 430,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2014 г. по делу N А55-12615/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега-Пласт" (ИНН 6325022640, ОГРН 1026303058715), г. Сызрань, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Финэкс", г. Ульяновск,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Правительство Самарской области, г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании совершить определенные действия,
установил:
ООО "Мега-Пласт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к Управлению Росреестра по Самарской области (далее первый ответчик) и к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области (далее второй ответчик) с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, площадью 3 590 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Чайкиной, 9, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного под промышленным объектом в размере 859 432 руб. и о возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2014 г. по делу N А55-12615/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.
Второй ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Самарской области доводы второго ответчика, изложенные в апелляционной жалобе не поддерживает, а доводы третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области считает обоснованными и просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц ООО "Финэкс", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Правительства Самарской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и третьего лица Министерства имущественных отношений Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Мега-Пласт" на основании договора N 53-2012/60 от 06.08.2012 г. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, площадью 3 590 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Чайкиной, 9, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный под промышленным объектом.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание, площадью 442, 90 кв. м, принадлежащее ООО "Мега-Пласт" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АА N 285738.
Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 г. по состоянию на 01.01.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, установлена в размере 4 233 866, 5 руб.
В соответствии с требованиями действующего законодательства заявитель провел оценку принадлежащего ему на праве аренды земельного участка.
Согласно отчету об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 г., выполненному Обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки консалтинга и финансовой экспертизы "Финекс" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 859 432 руб.
Экспертным заключением N 49/2014 от 23.01.2014 г. установлено, что отчет об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а поэтому довод третьего лица о необходимости назначения судебной экспертизы судом первой инстанции, является необоснованным.
18.02.2014 г. заявитель обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением N 14/4С-1 от 13.03.2014 г. заявителю было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Считая установленную Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 г. кадастровую стоимость спорного земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости, заявитель обратился в арбитражный суд.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 предусматривается, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 проводилась на основании Распоряжения Правительства Самарской области от 06.05.2013. N 262-р "Об организации работ по государственной кадастровой оценке населенных пунктов на территории Самарской области" в соответствии с пунктом 2 которого Управлению Росреестра по Самарской области было поручено сформировать и представить перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2013 г.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 г., споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Исходя из смысла искового заявления, истцом фактически заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Согласно абз. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В данном случае, заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как следует из материалов дела, согласно отчету об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 г., выполненному Обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки консалтинга и финансовой экспертизы "Финекс" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 859 432 руб.
Из данного отчета следует, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Экспертным заключением N 49/2014 от 23.01.2014 г. установлено, что отчет об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Доказательств недостоверности установленной в заключении эксперта N 49/2014 от 23.01.2014 г. рыночной стоимости спорного земельного участка ответчики не представили.
Таким образом, с учетом положений ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ оценка рыночной стоимости земельного участка на основании отчета об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 г. обосновано признана судом первой инстанции достоверной.
Учитывая изложенное, указанная в постановлении Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 4 233 866,5 руб. не соответствует его действительной рыночной стоимости, которая составляет 859 432 руб.
Утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его реальную рыночную стоимость, чем нарушается право истца, препятствуя нормальной деятельности организации.
При таких обстоятельствах дела, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74 площадью 3 590,0 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Чайкиной, 9, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного под промышленным объектом равной его рыночной стоимости в размере 859 432 руб.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2014 г. по делу N А55-12615/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2015 N 11АП-1722/2015 ПО ДЕЛУ N А55-12615/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. по делу N А55-12615/2014
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - Татаркина В.В., доверенность от 09 июля 2014 года,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от ООО "Финэкс" - извещен, не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
от Правительства Самарской области - извещен, не явился,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Ивлиева И.О., доверенность от 30 декабря 2014 года N 430,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2014 г. по делу N А55-12615/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мега-Пласт" (ИНН 6325022640, ОГРН 1026303058715), г. Сызрань, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Финэкс", г. Ульяновск,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Правительство Самарской области, г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании совершить определенные действия,
установил:
ООО "Мега-Пласт" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции, к Управлению Росреестра по Самарской области (далее первый ответчик) и к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области (далее второй ответчик) с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, площадью 3 590 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Чайкиной, 9, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного под промышленным объектом в размере 859 432 руб. и о возложении на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Самарской области обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2014 г. по делу N А55-12615/2014 заявленные требования удовлетворены полностью.
Второй ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо Министерство имущественных отношений Самарской области доводы второго ответчика, изложенные в апелляционной жалобе не поддерживает, а доводы третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области считает обоснованными и просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц ООО "Финэкс", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Правительства Самарской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и третьего лица Министерства имущественных отношений Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Мега-Пласт" на основании договора N 53-2012/60 от 06.08.2012 г. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, площадью 3 590 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Чайкиной, 9, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный под промышленным объектом.
На указанном земельном участке расположено нежилое здание, площадью 442, 90 кв. м, принадлежащее ООО "Мега-Пласт" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АА N 285738.
Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 г. по состоянию на 01.01.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, установлена в размере 4 233 866, 5 руб.
В соответствии с требованиями действующего законодательства заявитель провел оценку принадлежащего ему на праве аренды земельного участка.
Согласно отчету об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 г., выполненному Обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки консалтинга и финансовой экспертизы "Финекс" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 859 432 руб.
Экспертным заключением N 49/2014 от 23.01.2014 г. установлено, что отчет об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а поэтому довод третьего лица о необходимости назначения судебной экспертизы судом первой инстанции, является необоснованным.
18.02.2014 г. заявитель обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Решением N 14/4С-1 от 13.03.2014 г. заявителю было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Считая установленную Постановлением Правительства Самарской области N 610 от 13.11.2013 г. кадастровую стоимость спорного земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости, заявитель обратился в арбитражный суд.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11 предусматривается, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 проводилась на основании Распоряжения Правительства Самарской области от 06.05.2013. N 262-р "Об организации работ по государственной кадастровой оценке населенных пунктов на территории Самарской области" в соответствии с пунктом 2 которого Управлению Росреестра по Самарской области было поручено сформировать и представить перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2013 г.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 г., споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Исходя из смысла искового заявления, истцом фактически заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на его рыночную стоимость.
Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельных участков.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Данная правовая позиция определена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Согласно абз. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" предусматривает возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, что свидетельствует об отсутствии необходимости соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В данном случае, заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Как следует из материалов дела, согласно отчету об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 г., выполненному Обществом с ограниченной ответственностью "Центр оценки консалтинга и финансовой экспертизы "Финекс" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74, по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 859 432 руб.
Из данного отчета следует, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Экспертным заключением N 49/2014 от 23.01.2014 г. установлено, что отчет об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Доказательств недостоверности установленной в заключении эксперта N 49/2014 от 23.01.2014 г. рыночной стоимости спорного земельного участка ответчики не представили.
Таким образом, с учетом положений ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ оценка рыночной стоимости земельного участка на основании отчета об оценке N 02/01-2014 от 09.01.2014 г. обосновано признана судом первой инстанции достоверной.
Учитывая изложенное, указанная в постановлении Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 4 233 866,5 руб. не соответствует его действительной рыночной стоимости, которая составляет 859 432 руб.
Утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 610 кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его реальную рыночную стоимость, чем нарушается право истца, препятствуя нормальной деятельности организации.
При таких обстоятельствах дела, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: 63:08:0111067:74 площадью 3 590,0 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Чайкиной, 9, категория земель: земли населенных пунктов, предоставленного под промышленным объектом равной его рыночной стоимости в размере 859 432 руб.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2014 г. по делу N А55-12615/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)