Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N А65-19257/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N А65-19257/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Балакиревой Е.М., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аванесовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2014 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года, принятое по делу N А65-19257/2013, судья Андриянова Л.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Байхед" (ОГРН 1111690058765, ИНН 1660156670), гор. Казань,
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),, гор. Казань,
об обязании изменить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:39:021201:27 на его рыночную стоимость - 6 731 000 руб.,
с привлечением к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора,
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, гор. Казань,
- Кабинета Министров Республики Татарстан, гор. Казань,
- Исполнительного комитета Тукаевского района Республики Татарстан, Республика Татарстан, гор. Набережные Челны,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Байхед" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан об обязании ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2011 г. земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Азьмушкинское сельское поселение, д. Азьмушкино, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 16:39:021201:27, указав ее равной рыночной стоимости земельного участка - 6 731 000 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2013 г. в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабнет Министров Республики Татарстан, муниципальное образование Тукаевский муниципальный район в лице Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан в отзыве на иск просило в удовлетворении требований истца отказать, указало, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании норм действующего законодательства, предъявление иска лишает ФГБУ добровольно исполнить требование истца и внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района Республики Татарстан в отзыве на исковое заявление полагал требования истца необоснованными, указал на несоответствие даты оценки спорного земельного участка дате проведения государственной кадастровой оценки земель.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.10.2013 г. по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г., в связи с чем производство по делу было приостановлено.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.11.2013 г. производство по делу было возобновлено.
После возобновления производства по делу и получения судом заключения эксперта истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свои требования и просил внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:39:021201:27, площадью 86294 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Азьмушкинское сельское поселение, д. Азьмушкино, категория земель - земли населенных пунктов, указав ее равной рыночной стоимости земельного участка - 5 200 000 руб. Уточнение иска принято судом.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года иск удовлетворен.
В сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:39:021201:27, площадью 86294 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Азьмушкинское сельское поселение, д. Азьмушкино внесены изменения, кадастровая стоимость указана равной рыночной стоимости в размере 5 200 000 руб.
При этом суд первой инстанции, принимая указанное решение, исходил из того, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11.
В апелляционной жалобе третье лицо - Исполнительный комитет Тукаевского муниципального района с решением суда первой инстанции не согласился, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом заявитель апелляционной жалобы отмечает законность нормативного акта, установившего кадастровую стоимость спорного земельного участка, возможные отличия кадастровый стоимости от рыночной стоимости земельного участка, причина которых лежит в различиях массовой и индивидуальной оценке земель, соответствие проведенной кадастровой оценки земель в Республике Татарстан методическим указания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39. Кроме того заявитель указал, что эксперт при производстве оценки умышленно занизил рыночную стоимости спорного земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Байхед" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу третьего лица - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 16:39:021201:27, площадью 86294 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, д. Азьмушкино. Указанное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 10.09.2012 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
На основании указанного постановления ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в государственный кадастр недвижимости. При этом кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена в размере 14 606 985 руб. 38 коп.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, и от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 г. N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, согласно кадастровому паспорту на земельный участок с кадастровым номером 16:39:021201:27, кадастровая стоимость земельного участка составляет 14 606 985 руб. 38 коп.
В обоснование исковых требований истцом был представлен отчет N 48-13 (выполнен ИП Хайруллиной Г.Ф.), согласно которому рекомендуемая рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:39:021201:27, площадью 86294 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Азьмушкинское сельское поселение, д. Азьмушкино, составляет 6 731 000 руб.
Истец, заявляя исковые требования, ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушено право общества, как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации были внесены изменения в ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" путем включения главы III.I "Государственная кадастровая оценка", установившей специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок. Учитывая, что государственный контракт на проведения государственной кадастровой оценки земель Республики Татарстан был заключен 26.07.2010 г. и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010 г., т.е. по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а поэтому к отношениям между сторонами указанная норма не применима.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в прежней редакции) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. В тоже время действующей редакцией указанной нормы предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу этого вывод суда первой инстанции о том, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает установление кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с его рыночной стоимостью, является правильным.
В силу пункта 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (Постановление Правительства РФ N 316 от 08.04.2000 г.) споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Судом первой инстанции для разрешения возникшего при рассмотрении дела вопроса, требующего специальных познаний, была проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г.
В соответствии с заключением эксперта N 01/11-13 ООО "Оценка Сити" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:39:021201:27, площадью 86294 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, Азьмушкинское сельское поселение, д. Азьмушкино, составляет 5 200 000 руб. (по состоянию на 01.01.2010 г.).
Нарушений прав участников процесса при назначении судебной экспертизы, а также нарушение требований статей 21, 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено. С ходатайством о назначении по делу дополнительной, либо повторной экспертизы исполком не обращался.
С учетом результатов судебной экспертизы истцом было произведено уточнение исковых требований в части рыночной стоимости спорных земельных участков.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 г. по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, а именно в части применение закона, не подлежащего применению, отклоняются, поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие достоверность величины рыночной стоимости объектов оценки, устанавливаемой в экспертном заключении, и исходя из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, требования истца подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обоснованных данных о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В силу указанных обстоятельств апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года, принятое по делу N А65-19257/2013, оставить без изменения, а апелляционную жалобу исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ

Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ю.НИКОЛАЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)