Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3135

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2014 г. по делу N 33-3135


Судья Дьячкова Т.Е.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н. судей Елецких О.Б., Степанова П.В. при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 9 апреля 2014 г. дело по апелляционной жалобе П. на решение Осинского районного суда Пермского края от 5 февраля 2014 г., которым постановлено:
Признать незаконным и недействующим с момента принятия постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. N 814 "О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <...>
Признать недействительным договор N <...> от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: <...>, общей площадью 1145,0 квадратных метров.
Решение является основанием для аннулирования государственным регистрирующим органом - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Осинский отдел), государственной регистрации аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, общей площадью 1145,0 квадратных метров, дата регистрации 20 сентября 2013 г., N <...>
Заслушав доклад судьи Елецких О.Б., объяснения П., представителя администрации Осинского муниципального района К., представителя прокуратуры Кузнецовой С.М., проверив дело, судебная коллегия

установила:

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования "Осинское городское поселение" к администрации Осинского муниципального района и П. о признании незаконным постановления администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. N 814 "О предоставлении земельного участка в аренду без торгов П., <...>" признании недействительным договора N <...> от 05.09.2013 г. аренды земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер: <...>, общей площадью 1145,0 кв. м, аннулировании государственной регистрации аренды на земельный участок, мотивируя тем, что в нарушение п. 2.4 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Осинского муниципального района от 28.06.2012 года N 718, земельный участок предоставлен П. без заключения администрации Осинского городского поселения о возможности предоставления земельного участка, чем нарушено право муниципального образования "Осинское городское поселение" на реализацию своих полномочий в области градостроительной деятельности и земельного законодательства.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе П. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела, представленным доказательствам судом дана неправильная оценка. Им были выполнены все предусмотренные ст. 34 ЗК РФ требования для предоставления участка в аренду. Суд, возлагая в решении обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района по направлению письма в администрацию Осинского городского поселения для подготовки заключения, необоснованно не привлек к комитет участию в деле. Суду надлежало привлечь к участию в деле также Управление Росреестра по Пермскому краю и торговый центр "Березка". Дело подведомственно арбитражному суду, поскольку использование земельного участка для автостоянки предусматривает извлечение прибыли.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор просит оставить решение без изменения.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), и не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции, 23 июля 2013 г. П. обратился в администрацию Осинского муниципального района с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных в <...> для размещения автостоянок (для целей, не связанных со строительством), приложил схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. 20 августа 2013 г. П. подал заявление о предоставлении участков на праве аренды для размещения автостоянок (в том числе - участка площадью 1145 кв. м по ул. <...>).
Постановлением администрации Осинского муниципального района от 05.09.2013 г. N 814 П. предоставлен в аренду без торгов на три года земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер <...>, общая площадь 1145,0 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, целевое использование - земельный участок для размещения автостоянки (для целей, не связанных со строительством).
В этот же день на основании вышеуказанного постановления между администрацией Осинского муниципального района и П. заключен договор аренды земельного участка, 20.09.2013 г. произведена государственная регистрация аренды на данный земельный участок.
Согласно ч. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Земским Собранием Осинского муниципального района принято решение от 28.06.2012 г. N 178 об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории Осинского муниципального района (далее - Порядок).
Согласно п. 1.2 настоящий Порядок определяет процедуру предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.
В соответствии с п. 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района.
Пунктом 2.4. Порядка установлено, что комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района в течение 5 календарных дней с момента получения заявления направляет письмо в администрацию поселения, входящего в состав Осинского муниципального района, для подготовки заключения о возможности предоставления земельного участка. Администрация поселения в течение 10 календарных дней с момента регистрации письма осуществляет подготовку заключения.
Признавая незаконным оспариваемое постановление от 05.09.13. N 814, суд обоснованно исходил из несоблюдения порядка предоставления земельного участка, предусмотренного вышеназванным муниципальным нормативным правовым актом. Как установлено судом и не оспаривалось в ходе судебного разбирательства, при решении вопроса о предоставлении участка П. не было истребовано заключение администрации Осинского городского поселения о возможности предоставления земельного участка (п. 2.4 Порядка).
В соответствии с ч. 3 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательном исполнению на всей территории муниципального образования. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - администрацией Осинского муниципального района при издании и реализации оспариваемого постановления от 05.09.13. нарушен установленный муниципальным нормативным правовым актом района (решением Земского Собрания от 28.06.2012 г. N 178) порядок предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Учитывая, что предоставление участка в аренду по процедуре ст. 34 ЗК РФ осуществляется в административном порядке, и заключение договора аренды осуществляется на основании решения о предоставлении участка, признание судом постановления от 05.09.13. N 814 повлекло недействительность самого договора аренды от 05.09.13. как заключенного на основании данного постановления.
Доводы П. о том, что им соблюдены все требования закона для предоставления участка в аренду, не влекут отмену решения суда. Сам по себе факт обращения заявителя в администрацию с приложением необходимых документов не означает безусловное право на получение испрашиваемого земельного участка и безусловную обязанность уполномоченного органа предоставить такой участок.
Доводы апелляционной жалобы, что суд не привлек к участию деле комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района, Управление Росреестра по Пермскому краю, торговый центр "Березка", не могут быть приняты во внимание. В рамках настоящего дела судом не решался вопрос о правах и обязанностях указанных органов и лиц, в связи с чем процессуальной необходимости в привлечении их к участию в деле не имелось. Постановление о предоставлении земельного участка вынесено и договор аренды от 05.09.13. заключен администрацией Осинского муниципального района, которая принимала участие в деле в качестве ответчика. На комитет имущественных отношений решением суда каких-либо обязанностей не возложено. Орган государственной регистрации не имеет материально-правовой заинтересованности в деле, его действия не оспаривались.
Доводы о подведомственности дела арбитражному суду также не влекут отмену решения. Вопрос о подведомственности дела был предметом рассмотрения на стадии принятия заявления к производству суда. Определение об отказе в принятии заявления по этому основанию было отменено в апелляционном порядке.
Жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу П. на решение Осинского районного суда Пермского края от 5 февраля 2014 г. оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)