Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2015 ПО ДЕЛУ N А13-10943/2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2015 г. по делу N А13-10943/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя Солодягина А.В. по доверенности от 31.12.2014 N 286, от администрации Грязовецкого муниципального района представителя Третьяковой О.Л. по доверенности от 22.01.2015, от индивидуального предпринимателя Павловой Галины Львовны представителя Третьяковой О.Л. по доверенности от 13.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 декабря 2014 года по делу N А13-10943/2014 (судья Киров С.А.),
установил:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; ИНН 3525151968, ОГРН 1053500056136; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 постановления главы администрации Грязовецкого муниципального района (место нахождения: 162000, Вологодская область, Грязовецкий район, город Грязовец, улица Карла Маркса, дом 58; ИНН 3509001355, ОГРН 1033500645463; далее - Администрация) от 20.01.2004 N 70 (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, город Вологда, улица Пушкинская, дом 25; ИНН 3525237735, ОГРН 1103525003900; далее - Теруправление), индивидуальный предприниматель Павлова Галина Львовна (<...>, далее - Предприниматель), общество с ограниченной ответственностью "Комела Лес" (место нахождения: 162030, Вологодская область, Грязовецкий район, деревня Криводино, улица Комельская, дом 6; ИНН 3509009724, ОГРН 1093529000840; далее - Общество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; ИНН 3525144576, ОГРН 1043500093889; далее - Управление), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Вологодской области (место нахождения: 107078, город Москва, Орликов переулок, дом 10, строение 1; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата), индивидуальный предприниматель Субботовская Светлана Евгеньевна (далее - ИП Субботовская С.Е.).
Решением от 11.12.2014 суд отказал в удовлетворении требований.
Департамент с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить, признать пункт 2 постановления главы администрации Грязовецкого муниципального района от 20.01.2004 N 70, недействительным, не соответствующий Лесному кодексу Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В рамках дела N А13-5776/2014 по заявлению Предпринимателя о признании незаконным отказа Теруправления в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером 35:28:01 02 001:0009 представлен межевой план и землеустроительное дело. В состав указанных документов входит фрагмент материалов лесоустройства Грязовецкого государственного лесничества Слободского участкового лесничества, КСП "50 лет СССР". Спорный земельный участок находится в выделе 15 квартала 6 Слободского участкового лесничества, КСП "50 лет СССР". По данным государственного лесного реестра выдел 15 квартала 6 Слободского участкового лесничества, КСП "50 лет СССР" относится к категории земель - земли лесного фонда. На основании постановлений Администрации произведено изъятие спорного земельного участка из состава земель лесного фонда. Полномочия по отчуждению земельных участков из состава земель лесного фонда у органов местного самоуправления отсутствуют. Указанным постановлением нарушаются права и законные интересы Департамента в сфере экономической деятельности по реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений. Департамент не согласен с выводом суда о том, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости ввиду нижеследующего. Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли лесного фонда (статья 7). Каких-либо доказательств перевода земель лесного фонда в земли иных категорий Администрацией не представлено. В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, о лесных участках. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 221-ФЗ) осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков (статья 92 ЛК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Первоисточниками информации о правовом режиме земельных (лесных) участков и, как следствие, надлежащим доказательством отнесения земельных (лесных) участков к той или иной категории, видов их разрешенного использования и описания их границ являются и государственный лесной реестр, и государственный кадастр недвижимости, и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.09.2010 N Д23-3478. Спорный земельный участок в выделе 15 квартала 6 Слободского участкового лесничества, КСП "50 лет СССР" является ранее учтенным объектом недвижимости и включен в состав земель лесного фонда в сведениях государственного кадастра недвижимости, на него в установленном порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Вывод суда о том, что Департаментом пропущен срок оспаривания постановления N 70, не соответствует действительности, так как при получении сопроводительного письма Администрации от 31.01.2011 N 194 к нему не приложено спорное постановление, о его существовании Департаменту стало известно только при рассмотрении дела N А13-5776/2014 в 2014 году.
Представитель Департамента в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Администрация в отзыве на жалобу и ее представитель, а также представитель Предпринимателя в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение вопроса по жалобе оставлено на усмотрение суда.
Кадастровая палата представила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителей Департамента, Общества и Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзывах на нее, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, пунктом 3 постановления Администрации от 10.07.2000 N 677 ИП Субботовской С.Е. из земель запаса района для эксплуатации и завершения строительства гостиничного комплекса на реке Комела предоставлен земельный участок в бессрочное пользование площадью 2,2582 га, из них лес (без права рубки) 1,8413 га, под дорогами 0,1674 га, под постройками 0,0395 га, под кустарником 0,2100 га, вблизи нп. Троицкое Юровской администрации.
Постановлением главы администрации Грязовецкого муниципального района от 20.01.2004 N 70 прекращено право бессрочного пользования земельным участком, с кадастровым номером 35:28:01 02 001:0009, площадью 22 582 кв. м, находящийся на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, Юровская сельская администрация, примерно в 1350 м по направлению на Северо-Восток от нп. Троицкое, предоставленного ИП Субботовской С.Е., проживающей по адресу: Вологодская область, город Вологда, Набережная 6 армии, дом 207а, квартира 5, для производственных нужд.
Пунктом 2 указанного постановления данный земельный участок предоставлен в собственность за плату Предпринимателю.
Считая, что пункт 2 названного постановления N 70 не соответствует требованиям закона, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пунктом 2 статьи 29 АПК РФ предусмотрена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействий) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие правового акта, действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности в сфере экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" полномочия Советов народных депутатов, предусмотренных статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80, 90 Земельного кодекса РСФСР, связанных с распоряжением земельными участками, осуществляются соответствующими органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.
В соответствии со статьей 4 указанного Лесного кодекса единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного назначения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые, лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.
Статьей 6 Лесного кодекса РСФСР от 08.08.1978 распоряжение единым государственным лесным фондом отнесено к ведению СССР.
Согласно статье 94 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
В местах проживания малочисленных народов и этнических групп соответствующие Советы народных депутатов предоставляют в пользование и передают в аренду колхозам, совхозам, госпромхозам, а также в собственность, владение или аренду гражданам земли лесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла.
Передача участков лесного фонда гражданам в пользование и владение не допускалась, полномочия на предоставление участков лесного фонда у Советов народных депутатов отсутствовали.
Как указал суд первой инстанции, на дату вынесения оспариваемого постановления действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 19.01.1997 N 22-ФЗ (далее - ЛК РФ 1997 года).
В силу статьи 7 данного Кодекса все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Согласно статье 8 в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли; к лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, не сомкнувшимися лесными культурами, и иные); к нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Леса, расположенные на землях, не являющихся землями поселений или землями обороны, являются лесным фондом, находящимся в силу статьи 19 ЛК РФ 1997 года в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 12 названного Кодекса оборот лесного фонда, купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.
Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это было предусмотрено этим Кодексом.
Статьей 49 ЛК РФ 1997 года установлено, что органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов. Они могут наделяться отдельными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органам местного самоуправления не предоставлено право распоряжаться участками лесного фонда, которые являются федеральной собственностью.
В соответствии с ЛК РФ, введенным в действие с 01.01.2007, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (статья 6).
Статьей 92 ЛК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьями 5, 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В силу пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется при предоставлении межевого плана (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копии документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Как правомерно указал суд первой инстанции, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описание его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В данном случае Департамент не представил объективных доказательств, свидетельствующих об отнесении спорного участка к землям лесного фонда.
Оценивая в совокупности все представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, суд указал, что, согласно сведениям Кадастровой палаты в кадастр внесена информация о земельном участке с кадастровым номером 35:28:0102001:9, расположенном по адресу: Вологодская область, Грязовецкий район, с/а Юровская, межселенная территория, площадь 22 582 кв. м, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд. При этом сведения об отнесении какой-либо части этого участка к землям лесного фонда в кадастре отсутствуют. Действия по межеванию и кадастровому учету земельного участка незаконными не признаны.
Суд первой инстанции установил, что межевание земель лесного фонда в Грязовецком районе не проведено, кадастровый учет лесных участков не осуществлен.
Имеющиеся в деле документы, на которые ссылается заявитель, такие сведения не содержат.
Как правомерно указал суд, в данном случае спорный земельный участок Предпринимателя относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, распоряжение им находилось в пределах полномочий Администрации района.
В связи с этим вывод суда об отсутствии правовых оснований для признания недействительным, не соответствующим требованиям закону пункта 2 оспариваемого постановления основан на подробном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и представленных доказательств.
Апелляционный суд также согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установил, что постановление принято в 2004 году. О данном постановлении заявитель узнал при рассмотрении дела N А13-8070/2011 по заявлению Департамента о признании недействительным постановления Администрации от 1.07.2000 N 677 "О предоставлении земельного участка частному предпринимателю Субботовской С.Е. под гостиничный комплекс на р. Комела вблизи н.п. Троицкое".
В рамках названного дела Администрация представила сопроводительное письмо от 31.01.2011 N 194, согласно которому в Департамент в январе 2011 года направлены все копии постановлений главы Администрации о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование земельных участков на территории муниципального района за период с 1997 по 2006 год.
Таким образом, доводы Департамента о том, что об оспариваемом постановлении ему стало известно в 2014 году при рассмотрении дела N А13-5776/2014, правомерно не приняты судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как правомерно указал суд первой инстанции, ходатайства о восстановлении пропущенного срока оспаривания указанного постановления суду не заявлено, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска указанного срока, заявителем в суд первой инстанции не представлено.
Оснований не согласиться с данными выводами у апелляционной инстанции не имеется. В удовлетворении заявления Департамента о признании недействительным пункта 2 постановления от 20.01.2004 N 70 отказано обоснованно.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 декабря 2014 года по делу N А13-10943/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
А.В.РОМАНОВА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)